Гиперактивность в детском возрасте
учебно-методический материал на тему

Тамара Алексеевна Иванашкина

Семинар на тему: "Гиперактивность в детском возрасте".Для медицинского и педагогического коллектива ДТС№ 64 город Москва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность в детском возрасте

                                                Я непоседа, и ты непоседа.

                                                                 Кручусь и верчусь, донимая соседа.

                                                                    Внимательно слушать хочу – не могу.

                                                              Поможешь мне ты? Я тебе помогу.

Мы вместе научимся славно трудиться –

                                                                       Я буду тобой, а ты мною гордиться.

                                                                                         М.М.Безруких

Исторический экскурс

        Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) –это самая распространенная форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15-20%.

       Ранее СДВГ классифицировался как вид задержки психического развития. Такой подход был связан с тем, что причинами возникновения синдрома называют все те же явления раннего органического поражения мозга в период внутриутробного формирования плода и в первые месяцы жизни ребенка, что и при задержке психического развития.

      В настоящее время СДВГ в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

«… Синдром дефицита внимания и гиперактивности может быть установлен, если в поведении ребенка присутствуют 8 из 14 признаков. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.

  1. .Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).
  2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  5. Отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос закончен.
  6. С трудом исполняет инструкции других.
  7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  9. Во время игр беспокоен.
  10. Часто чрезмерно разговорчив.
  11. В разговоре часто прерывает собеседника, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».
  12. Часто кажется не слышит, что сказано ему или ей.
  13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)
  14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице без оглядки)».

Факторы, ведущие к возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности

        Исследования подтверждают относительное различие влияния биологических и социальных факторов на возникновение СДВГ: с раннего возраста (до 2-х лет) большее значение имеют биологические факторы повреждения мозга, а в более поздний период (от 2-х до 6 лет) – социальные факторы, причем сочетание тех и других риск возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности значительно повышается.

        Отечественные ученые считают первопричиной синдрома мелкие нарушения или травмы мозговой ткани в пренатальный, перинатальный и реже постнатальный периоды – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Вследствии высокого процента недошенных детей и роста внутриутробных инфекций, а также того обстоятельства, что в России во многих случаях роды протекают с травмами, число детей с энцефалопатиями после родов довольно велико.В настоящее время частота перинатальной патологии составляет в популяции 15-25% и продолжает неуклонно расти.

           «… Частота отдельных симптомов при органических поражениях нервной системы у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

  • Нарушения моторики – 84,8%
  • Нарушения психики – 68,8%
  • Нарушения речи – 69,2%
  • Судорожные приступы – 29,

  Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей с органическими поражениями нервной системы в первые годы жизни в 50,5% случаях уменьшает степень тяжести нарушений моторики, развития речи и психики в целом».

        К патогенным факторам, предрасполагающим к возникновению СДВГ, относят: асфиксию новорожденных, недостаточный вес новорожденного, переношенную беременность, угрозу прерывания беременности и токсикоз во 2-3 триместрах, интоксикации в период беременности, анемия беременных, возраст матери моложе 20 лет.

      Наряду с биологическими факторами риска анализируются и социальные факторы, например педагогическая запущенность, ведущая к возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Среди социальных факторов неблагополучия по СДВГ различают: депривацию, с одной стороны, преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой – социальную, эмоциональную холодность родителей, делинквентное поведение родителей – алкоголизм и курение.

      Интересной является и токсилогическая теория, приверженцы, которой считают, что возникновения синдрома связано с употреблением в пищу ароматизаторов, пищевых добавок, чрезмерным потреблением сахара и сахарозы, содержанием свинца в организме.

       В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. Так, среди мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Это может обусловлено следующими причинами:

  • более высокой уязвимостью центральной нервной системы плода мужского пола по отношению к пре-и перенатальным патологическим воздействиям;
  • меньшей степенью функциональной специализации больших полушарий у девочек по сравнению с мальчиками, что обуславливает большой резерв компенсации функций при поражении систем мозга, обеспечивающих нервную деятельность.

     Отграничение синдрома дефицита внимания и гиперактивности от сходных состояний

       Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеет сходные черты с целым рядом вторичных состояний и расстройств. Прежде всего гипердинамическое расстройство следует отличать от нормальной, свойственной многим детям (особенно в дошкольном возрасте) высокой двигательной активности. При этом необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных о особенностей темперамента, акцентуаций характера. Следует помнить, что внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией, поэтому дети не склонны проявлять интерес к заданию, если не поймут, зачем им это надо. На развитие ребенка также могут оказать влияние кризисные ситуации в семье (развод родителей), смена социальной обстановки (переход в другой сад, школу). Поэтому обязательным критерием при диагностике синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка не менее полугода.

     Такие проявления, как снижение внимания,замкнутость, импульсивность и раздражительность, могут быть реакцией на умственное напряжение и стресс в условиях, когда ребенку предъявляют завышенные требования.

    Нередко у детей отмечается повышенная утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, вместе с тем они становятся беспокойными, суетливыми, расторможенными и капризными. Тщательное обследование детей обычно позволяет поставить диагноз астенического синдрома на фоне различных соматических заболеваний и перенесенных инфекций.

      Необходимо разграничивать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и нарушения внимания при различных типах отклоняющегося развития у детей. Прежде всего это обусловлено тем, что нарушения внимания можно диагностировать практически при любом виде отклоняющегося развития, так как если нарушается ход психического развития ребенка, то в той или иной форме нарушаются разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объем. При нарушение развития произвольности психических процессов, естественно, страдает и произвольное внимание, а при органических повреждениях головного мозга – непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире. В частности, умственная отсталость легкой степени в раннем возрасте может быть ошибочно принята за СДВГ, так как у ребенка отмечается неустойчивость внимания, двигательная расторможенность и моторная неловкость.

      Отечественными специалистами выделен ряд критериев, ориентируясь на которые, можно отграничить синдром дефицита внимания и гиперактивности от сходных состояний.

   Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

  • нуждается в спокойной, тихой обстановке, иначе не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание;
  • часто переспрашивает;
  • легко отвлекается на внешние раздражители;
  • путает детали;
  • не заканчивает то, что начинает;
  • слушает, но кажется что не слышит;
  • испытывает трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».

 Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

  • выкрикивает, шумит  во время занятий;
  • чрезвычайно возбудим;
  • трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
  • чрезмерно разговорчив;
  • задевает других детей.

Гиперакивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

  • карабкается на шкафы и мебель;
  • всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит;
  • суетлив, извивается и корчится;
  • если что-нибудь делает, то с шумом;
  • должен всегда что-нибудь делать.

Наряду с этим должны отмечаться следующие диагностические критерии:

  • проявление симптомов до 7 лет;
  • продолжительность симптоматики, по крайней мере, в течение 6 месяцев.

Основные проявления и распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности

    Проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в детском возрасте являются :

  1. Нарушения внимания. Прежде всего следует отметить низкую концентрацию произвольного внимания, т.е. неспособность осуществлять целенаправленную задержку внимания на каком-либо объекте или каком-либо виде деятельности. Наиболее ярко это проявляется при выполнении заданий со сложносоставной инструкцией: не выполняют задание до конца, путают порядок выполнения заданий, не удерживают инструкцию до конца выполнения задания. В результате у детей формируется защитная реакция – «интеллектуальная пассивность», т.е. избегание тех видов деятельности, которые связаны с долговременными интеллектуальными нагрузками и вниманием. Однако показатели внимания детей с гиперактивностью подвержены существенным колебаниям, так, ребенок может не только успешно выполнить интересное для него задание, но и удерживать в этом случае внимание до нескольких часов.
  2. Импульсивность. Недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Такие дети очень быстро реагируют на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, и в результате у них формируются и закрепляются неконструктивные формы поведения: неоправданный риск, демонстративность в ситуации ожидания, неумение проигрывать и тенденция к выбору кратковременной работы. Важно отметить, что чем старше ребенок тем более выражены и заметны для окружающих проявления импульсивности.
  3. Гиперактивность (избыточная двигательная активность) не всегда является обязательным симптомом, так как у части детей она может быть нормальной или даже сниженной. Если же гиперактивность присутствует, то она проявляется уже на первом – втором годах жизни. При этом важно понимать, что гиперактивность выражается не только в избыточной двигательной активности, но также в беспокойстве, посторонних движениях во время выполнения заданий. Следует учитывать, что по мере взросления ребенка проявления гиперактивности снижаются.
  4. Нарушения координации проявляются прежде всего в недоразвитии мелкой моторики, нарушении равновесия и трудностях зрительно – пространственной координации.
  5. Незрелость/нарушение эмоциональной сферы. Прежде всего это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Наряду с этим у детей ярко выражены проявления эмоциональной лабильности.
  6.  Трудности построения социальных отношений. Для таких детей типичен более низкий, чем обычно в их возрасте, уровень социальной зрелости. Межличностное поведение характеризуется навязчивостью, дезорганизованностью, агрессивностью. Около 50% детей с СДВГ испытывают выраженные трудности социальной адаптации, особенно мальчики с повышенной агрессией. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоциональных переживаний, трудности, возникающие при общении со сверстниками, приводят к тому, что у ребенка фиксируется негативная самооценка, враждебное отношение к окружающим, что может привести к возникновению неврозоподобных и психопатоподобных расстройств.

« Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем возрасте. На первом году жизни ребенка обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка в первые годы жизни происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать различные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности. Такой  ребенок очень рано (С 1,5 – 2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно не прекращающимся энурезом.

…Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем возрасте часто расцениваются как обычная детская живость. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость в сочетании с потребностью в частой смене впечатлений…

…Нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством, бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, склонность переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, плохо организованная и слабо регулируемая активность»(3)

Особенности психического развития гиперактивных детей и распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

        Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с гипердинамическими расстройствами и , как следствие, высших мозговых функций не позволяет ребенку нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ имеет цикличный характер: произвольная продуктивная работа 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. В этот период «отдыха» мозг ребенка не способен воспринимать и перерабатывать поступающую информацию. Поэтому он «не слышит», не помнит, что в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она начинает проявляться только к семи годам.

        Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности детей правильно оценивать звуковые комплексы, состоящие из серии последовательных звуков, в трудностях их воспроизведения. Моторная дискоординорованность связана со слабой координацией в системе «глаз - рука», страдает сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения. Выраженными являются трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации проявляются и в неспособность к спортивным играм, особенно с мячом.

        Память у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью может не иметь отклонений от нормы, но из-за исключительной неустойчивости внимания даже в этом случае наблюдаются пробелы в хорошо усвоенном материале.

        Следует отметить, что максимальная выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. Наиболее распространенными у гиперактивных детей являются такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания.

      Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Оно не имеет четких возрастных тенденций, однако чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, но присутствует во всех возрастных группах.

         Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит у детей с СДВГ непроизвольно, без настройки на деятельность и без последующего контроля. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируруются.

       Также нарушена социальная адаптация. Отставая от сверстников в психосоциальном развитии, такие дети, однако, стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно, негативно реагируют на запрет или резкое замечание. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины».

        Заинтересованность игрой у детей с гиперактивностью быстро проходит. Они любят деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят находиться в коллективе сверстников. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости.

       Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Наряду с этим у большинства отмечается повышенная тревожность, беспокойство, внутренняя напряженность, чувство страха. Они в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию.

        Изучение анамнестических данных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью позволяет заключить, что проявления синдрома отмечаются еще в первые месяцы жизни: в 86% случаев возникает гипервозбудимость, в 82% отмечают нарушение сна. Однако основные симптомы данного расстройства максимально проявляются в возрасте от 3 до 7 лет. Прежде всего это относится к двигательной расторможенности (гиперактивности) и импульсивности.

        В подростковом возрасте выраженные симптомы продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с гиперактивностью. Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако импульсивность и нарушения внимания сохраняются. При этом им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость, неуверенность в себе, в результате чего они оказываются ведомыми, подчиняются воле более сильных по характеру сверстников.    

        

Содержание

  1. Исторический экскурс                                                                     - 1 стр.
  2. Факторы, ведущие к возникновению синдрома дефицита  - 1-2 стр.

внимания и гиперактивности.

  1. Отграничение синдрома дефицита внимания и      

гиперактивности от сходных состояний.                                     – 3-4 стр.

  1. Основные проявления и распространенность синдрома

 дефицита внимания и гиперактивности.                                    – 4-6 стр.

  1. Особенности психического развития гиперактивных детей и распространенность синдрома дефицита внимания и

 гиперактивности.                                                                                  - 6-8 стр.

Литература

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2002.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М., 2005.
  3. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. – М., 2003
  4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М., 1997
  5. Кучма В.П., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.,1997
  6. Яковлев В.Н.Функциональная организация развивающегося мозга.  – М., 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивность в детском возрасте

Изложены причины гиперактивного поведения, приемы воспитания и развития детей с подобными проявлениями в поведении...

МБ ДОУ «Детский сад №11 «Золотой ключик» Картотека «Игры с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Составитель: Фукс А. В. педагог-психолог

Приемы и методы работы с гиперактивным ребенком 1. Сказкотерапия ( применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимани...

Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"

Если ваш ребенок легко отвлекается, отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, называемые гиперактивностью вследствие синдрома дефицита внимания. Ребенку, страд...

Статья: "Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду"

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бы...

Адаптация дошкольников с синдромом СДВГ и гиперактивности в детском саду

Рекомендации родителям по подготовке ребенка с СДВГ к детскому саду....

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Двигательная гиперактивность описывается в детской психиатрии под разными названиями: минимальная мозговая дисфункция (ММД), синдром двигательной расторможенности, гипердинамический синдром, гиперкине...