Мастер-класс "В театр играем - всех забавляем!"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме
В содержании мастер-класса представлено построение занятий с использованием перчаточных кукол, приведен пример сценки для перчаточных кукол "Необычная планета".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_teatru.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «В театр играем – всех забавляем»
Цель: познакомить с построением и содержанием занятий с использованием перчаточных кукол.
Оборудование: ширма, перчаточные куклы, космическая музыка.
Теоретический блок
Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается субъективная позиция ребенка. Задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности. Одно из самых главных условий достижения успеха в данной технологии – это увлеченность и профессионализм педагога, его готовность к творческому взаимодействию со всеми воспитанниками.
Годовая задача нашего ДОУ – развитие ребенка в театрализованной деятельности. В моей группе есть театральный уголок, где находятся различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, куклы бибабо и др.)
Практический блок
Сегодня я хочу познакомить вас с построением и содержанием занятий перчаточного театра. Система проведения занятий предполагает 4 последовательных этапа.
На 1 этапе – знакомство с театром. Дети смотрят, как педагог манипулирует перчаточными куклами.
На 2 этапе идет подготовка к представлению, используются упражнения для развития общей и мелкой моторики, образного мышления.
Давайте поиграем, я буду читать текст и показывать образец выполнения движений, вы должны повторить.
Упражнение «Облачко и птичка»
Жила на свете птичка | Кисти рук изображают летающую птичку. |
Полетела она высоко в небо и увидела тучку. | Одна рука сжата в кулак - это «тучка», другая рука, как крыло у птицы, - это птичка. |
Здравствуй, тучка! - сказала птичка. | Кисть руки плавно двигается. |
Здравствуй, птичка! - ответила тучка. | Кулачок «кивает». |
Можно, я прокачусь на тебе? - спросила птичка. | Кисть руки плавно двигается. |
Можно, садись! - ответила тучка. | Кулачок «кивает». |
Села птичка на тучку, и стали они путешествовать по небу. | Кисть руки опускается на кулачок, обе руки начинают одновременно плавно двигаться вверх, вниз, вправо, влево. |
Спасибо за путешествие - сказала птичка. | Кисть руки плавно двигается рядом с кулачком. |
Прилетай еще! До свидания! -ответила тучка. | Кулачок «кивает». |
И птичка улетела. | Кисть руки плавно двигается вниз, а кулачок остается на месте тучка осталась одна. |
Она смотрела на землю и видела, как из земли прорастают цветы... | Пальцы рук складываются бутончиком, они двигаются снизу вверх, затем пальцы раскрываются. |
Как ежики весело бегают по травке... | Пальцы на руках складываются замочком, пальцы растопырены, как иглы. |
Как зайки шевелят ушками... | Пальцы на обеих руках сжаты в кулак, кроме указательных и средних пальцев - это ушки у зайцев. |
Как маленькие червячки ползают по земле... | Пальцы сжаты в кулак, кроме указательных пальцев, пальцы «ползают» по полу. |
Но вот наступила ночь, и стало темно. На небе замерцали звезды. | Пальцы на руках то сжимаются в кулак, то разжимаются, по очереди каждой рукой. |
И тучка на небе уснула. | Руку (пальцы сжаты в кулак), которая изображала тучку, положить на другую руку, как бы укачивая. |
На 3 этапе проигрываются игры-импровизации. Возможно использование еще одного варианта перчаточных кукол – это просто разноцветные перчатки. Дети надевают перчатки на руки и изображают пальцами зайчиков, червячков, ежиков, бабочек и др. Игры-импровизации желательно проводить под музыку различного характера.
На 4 этапе проходит выступление.
А сейчас вы превратитесь в актеров перчаточного театра и мы с вами разыграем сценку «Необычная планета». Выберите, пожалуйста, перчатки и пройдите за ширму. Я буду рассказывать, а вы показывать. Вспомните движения рук, которые мы разучивали с вами при выполнении упражнения, они вам пригодятся.
Презентационный блок
Сценка для перчаточных кукол «Необычная планета»
На сцене ширма с накидкой в виде звездного неба. За ширмой артисты. Речь Рассказчика сопровождается действиями артистов.
Звучит «космическая» музыка (фонограмма электронных музыкальных инструментов).
Рассказчик: Где-то далеко, в туманности Андромеды, появилась необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей планете лежало множество камней... Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.
Рассказчик: Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили ее и обогрели...
Одна красная или оранжевая перчатка поднимается над ширмой. Пять пальцев растопырены.
Рассказчик: Солнце стало ласково гладить планету своими лучами. И камни вдруг начали оживать... (Кулачки на ширме начинают двигаться.) И из них, как из яиц, вдруг начали вылупляться необычные существа. Сначала появились существа, похожие на червячков...
Рука, изображающая солнце, опускается на прежнее место, на ширму. Далее, действуя вместе с остальными участниками, указательным пальцем изображает «ползающего червячка».
Рассказчик: Они весело огляделись, посмотрели друг на друга - и поползли строить себе домики... (Руки опускаются вниз, за ширму; это возможность дать рукам отдохнуть). А из других камней вылупились существа, похожие на ежиков... (Руки детей вверх.) Ежики весело забегали по планете, им здесь понравилось, и они тоже решили построить себе домики. (Дети опускают руки вниз.)
Далее изображают других зверушек - зайчиков, улиток и т. д., на усмотрение режиссера.
Рассказчик: Но вот наступила ночь. Черные тучи заволокли небо... (над ширмой появляются руки в черных перчатках; кисти рук двигаются «жестом прощания», качаясь вправо-влево, пальцы плотно прижаты друг к другу). Потом тучи рассеялись («тучи» исчезают), появилась на небе луна... (над ширмой появляется рука в белой перчатке, пальцы сжаты в кулак), и рассыпались по небу пестрые звезды. Они искрились и переливались, и каждая казалась лучше другой...
Все исполнители поднимают над ширмой руки в разноцветных перчатках. Пальцы то сжимаются в кулак, то разжимаются.
Рассказчик: И вот в этой ночной тишине... (руки опускаются вниз за ширму, дети надевают на пальчики «глазки») ... среди мерцания ярких звезд, в этой таинственности и загадочности, появились необычные существа, ни на кого не похожие. Это были Гонзики!
На ширме появляются руки в разноцветных перчатках. Все пальцы, кроме среднего, подушечками упираются в край ширмы, средний палец вытянут. На нем закреплены «глазки». Средний палец покачивается из стороны в сторону.
Рассказчик: Гонзики долго бродили, с любопытством изучая свою планету. Иногда останавливались и смотрели на звездное небо. Знакомились они друг с другом, молча глядели в добрые и умные глаза друзей... (Руки двигаются в соответствии с текстом.) Гонзики без слов понимали друг друга, они решили сделать эту планету прекрасной и доброй, пошли искать себе новых друзей. Дети опускают руки вниз, опускаются на пол, на колени.
Рассказчик: И встретили они необычных крабиков. (Под ширмой появляются «крабики». Большие пальцы обеих рук сложены в замок, всеми остальными пальчиками дети перебирают по полу, двигаясь вперед на зрителя под ширмой, то в одну, то в другую сторону.)
Крабикам понравилась идея Гонзиков, но сначала все решили хорошенько выспаться - слишком тяжелый был день... (Дети убирают руки вниз, за ширму и снимают с пальцев «глазки») ... И все уснули. Дети кладут руки в перчатках на ширму ладонями вниз.
Рассказчик: Они знали, что завтра, когда проснутся, они встретят много друзей: и наступит новая жизнь. Добрая, интересная и счастливая!
Рефлексия
Уважаемые коллеги, спасибо за участие! Я считаю, у нас все получилось, вы были замечательными артистами. Давайте обменяемся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Театр для всех!"
Уважаемые коллеги! Мой проект больше всего акцентирует внимание на то, чтобы дети начали понимать театр изнутри. В начале проекта был проведен опрос у родителей "Играете ли Вы с ребенком в театр". Вза...
Театр для Всех!
1.Пробудить интерес детей и родителей к театру.2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).3.Заинтересовать родителей ...
Проект "Театр для всех"
Проект по театрализованной деятельности с детьми средней группы и их родителями....
Мини-музей "Театр для всех"
Создание мини -музея в ДОУ...
Проект "Театр для всех"
Цель данного проекта: познакомить детей с видами театров....
В театр играем, всех мы забавляем!
Мастер-класс...
« В театр играем – всех забавляем»
Одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, чтодети мало эмоциональны. Развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. Л. С. Выготский писал о феномене...