Мастер-класс "В театр играем - всех забавляем!"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Курчинская Марина Дмитриевна

В содержании мастер-класса представлено построение занятий с использованием перчаточных кукол, приведен пример сценки для перчаточных кукол "Необычная планета". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_teatru.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс по теме «В театр играем – всех забавляем»

Цель: познакомить с построением и содержанием занятий с использованием перчаточных кукол.

Оборудование: ширма, перчаточные куклы, космическая музыка.

Теоретический блок

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия,  в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается субъективная позиция ребенка. Задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности. Одно из самых главных условий достижения успеха в данной технологии – это увлеченность и профессионализм педагога, его готовность к творческому взаимодействию со всеми воспитанниками.

Годовая задача нашего ДОУ – развитие ребенка в театрализованной деятельности. В моей группе есть  театральный уголок, где находятся различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, куклы бибабо и др.)

Практический блок

Сегодня я хочу познакомить вас с построением и содержанием занятий перчаточного театра. Система проведения занятий предполагает 4 последовательных этапа.

На 1 этапе – знакомство с театром. Дети смотрят, как педагог манипулирует перчаточными куклами.

На 2 этапе идет подготовка к представлению, используются упражнения для развития общей и мелкой моторики, образного мышления.

Давайте поиграем, я буду читать текст и показывать образец выполнения движений, вы должны повторить.

Упражнение «Облачко и птичка»

Жила на свете птичка

Кисти рук изображают летающую птичку.

Полетела она высоко в небо и увидела тучку.    

Одна рука сжата в кулак - это «тучка», другая рука, как крыло у птицы, - это птичка.

Здравствуй, тучка! - сказала птичка.

Кисть руки плавно двигается.

Здравствуй, птичка! - ответила тучка.

Кулачок «кивает».

Можно, я прокачусь на тебе? - спросила птичка.

Кисть руки плавно двигается.

Можно, садись! - ответила тучка.    

Кулачок «кивает».

Села птичка на тучку, и стали они путешествовать по небу.        

Кисть руки опускается на кулачок, обе руки начинают одновременно плавно двигаться вверх, вниз, вправо, влево.

Спасибо за путешествие - сказала птичка.

Кисть руки плавно двигается рядом с кулачком.

Прилетай еще! До свидания! -ответила тучка.

Кулачок «кивает».

И птичка улетела.

Кисть руки плавно двигается вниз, а кулачок остается на месте тучка осталась одна.

Она смотрела на землю и видела, как из земли прорастают цветы...

Пальцы рук

складываются бутончиком, они двигаются снизу вверх, затем пальцы раскрываются.

Как ежики весело бегают по травке...

Пальцы на руках складываются замочком, пальцы растопырены, как иглы.

Как зайки шевелят ушками...        

Пальцы на обеих руках сжаты в кулак, кроме указательных и средних пальцев - это ушки у зайцев.

Как маленькие червячки ползают по земле...      

Пальцы сжаты в кулак, кроме указательных пальцев, пальцы «ползают» по полу.

Но вот наступила ночь, и стало темно. На небе замерцали звезды.

Пальцы на руках то сжимаются в кулак, то разжимаются, по очереди каждой рукой.

И тучка на небе уснула.

Руку (пальцы сжаты в кулак), которая изображала тучку,

положить на другую руку, как бы укачивая.

На 3 этапе проигрываются игры-импровизации. Возможно использование еще одного варианта перчаточных кукол – это просто разноцветные перчатки. Дети надевают перчатки на руки и изображают пальцами зайчиков, червячков, ежиков, бабочек и др. Игры-импровизации желательно проводить под музыку различного характера.

На 4 этапе проходит выступление.

А сейчас вы превратитесь в актеров перчаточного театра и мы с вами разыграем сценку «Необычная планета». Выберите, пожалуйста, перчатки и пройдите за ширму. Я буду рассказывать, а вы показывать. Вспомните движения рук, которые мы разучивали с вами при выполнении упражнения, они вам пригодятся.

Презентационный блок

Сценка для перчаточных кукол «Необычная планета»

На сцене ширма с накидкой в виде звездного неба. За ширмой артисты. Речь Рассказчика сопровождается действиями артистов.

Звучит «космическая» музыка (фонограмма электронных музыкальных инструментов).

Рассказчик: Где-то далеко, в туманности Андромеды, появилась необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей планете лежало множество камней... Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.

Рассказчик: Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили ее и обогрели...

Одна красная или оранжевая перчатка поднимается над ширмой. Пять пальцев растопырены.

Рассказчик: Солнце стало ласково гладить планету своими лучами. И камни вдруг начали оживать... (Кулачки на ширме начинают двигаться.) И из них, как из яиц, вдруг начали вылупляться необычные существа. Сначала появились существа, похожие на червячков...

Рука, изображающая солнце, опускается на прежнее место, на ширму. Далее, действуя вместе с остальными участниками, указательным пальцем изображает «ползающего червячка».

Рассказчик: Они весело огляделись, посмотрели друг на друга - и поползли строить себе домики... (Руки опускаются вниз, за ширму; это возможность дать рукам отдохнуть). А из других камней вылупились существа, похожие на ежиков... (Руки детей вверх.) Ежики весело забегали по планете, им здесь понравилось, и они тоже решили построить себе домики. (Дети опускают руки вниз.)

Далее изображают других зверушек - зайчиков, улиток и т. д., на усмотрение режиссера. 

Рассказчик: Но вот наступила ночь. Черные тучи заволокли небо... (над ширмой появляются руки в черных перчатках; кисти рук двигаются «жестом прощания», качаясь вправо-влево, пальцы плотно прижаты друг к другу). Потом тучи рассеялись («тучи» исчезают), появилась на небе луна... (над ширмой появляется рука в белой перчатке, пальцы сжаты в кулак), и рассыпались по небу пестрые звезды. Они искрились и переливались, и каждая казалась лучше другой...

Все исполнители поднимают над ширмой руки в разноцветных перчатках. Пальцы то сжимаются в кулак, то разжимаются.

Рассказчик: И вот в этой ночной тишине... (руки опускаются вниз за ширму, дети надевают на пальчики «глазки») ... среди мерцания ярких звезд, в этой таинственности и загадочности, появились необычные существа, ни на кого не похожие. Это были Гонзики!

На ширме появляются руки в разноцветных перчатках. Все пальцы, кроме среднего, подушечками упираются в край ширмы, средний палец вытянут. На нем закреплены «глазки». Средний палец покачивается из стороны в сторону.

 Рассказчик: Гонзики долго бродили, с любопытством изучая свою планету. Иногда останавливались и смотрели на звездное небо. Знакомились они друг с другом, молча глядели в добрые и умные глаза друзей... (Руки двигаются в соответствии с текстом.) Гонзики без слов понимали друг друга, они решили сделать эту планету прекрасной и доброй, пошли искать себе новых друзей. Дети опускают руки вниз, опускаются на пол, на колени.

Рассказчик: И встретили они необычных крабиков. (Под ширмой появляются «крабики». Большие пальцы обеих рук сложены в замок, всеми остальными пальчиками дети перебирают по полу, двигаясь вперед на зрителя под ширмой, то в одну, то в другую сторону.)

Крабикам понравилась идея Гонзиков, но сначала все решили хорошенько выспаться - слишком тяжелый был день... (Дети убирают руки вниз, за ширму и снимают с пальцев «глазки») ... И все уснули. Дети кладут руки в перчатках на ширму ладонями вниз.

Рассказчик: Они знали, что завтра, когда проснутся, они встретят много друзей: и наступит новая жизнь. Добрая, интересная и счастливая!

Рефлексия

        Уважаемые коллеги, спасибо за участие! Я считаю, у нас все получилось, вы были замечательными артистами. Давайте обменяемся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Театр для всех!"

Уважаемые коллеги! Мой проект больше всего акцентирует внимание на то, чтобы дети начали понимать театр изнутри. В начале проекта был проведен опрос у родителей "Играете ли Вы с ребенком в театр". Вза...

Театр для Всех!

1.Пробудить интерес детей и родителей к театру.2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).3.Заинтересовать родителей ...

Проект "Театр для всех"

Проект по театрализованной деятельности с детьми  средней группы и их родителями....

Мини-музей "Театр для всех"

Создание мини -музея в ДОУ...

Проект "Театр для всех"

Цель данного проекта: познакомить детей с видами театров....

« В театр играем – всех забавляем»

Одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, чтодети мало эмоциональны. Развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. Л. С. Выготский писал о феномене...