использование игровых технологий
материал (старшая группа) на тему
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш
«Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
С.А. Рыжова
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности и предметного мира.
Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. В связи с этим формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно - печатные, словесные.
Так же принято выделять четыре основные задачи по формированию словарного запаса детей:
1 задача: Обогащение словаря (т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнку
слов. Обогащение словаря идёт за счёт общеупотребительной лексики:
названия предметов, признаков, качеств).
2 задача: Уточнение словаря (т.е. наполнение содержанием слов, известных
детям, усвоение многозначности, словами-синонимами, словами- антонимами).
3 задача: Активизация словаря (т.е. перенесение как можно больше слов из
пассивного словаря в активный, включение этих слов в предложения и
словосочетания).
4 задача: Устранение нелитературных слов (т.е. перевод их в пассивный
словарь).
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счёт:
1. названий предметов, качеств, действий;
2. активизации словаря;
3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении
признаков и качеств предметов;
4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением
(сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),
5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый –
радостный, прыгать - скакать и др.);
6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло,
пластмасса и др.);
7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
8. формирования умения подбирать разные по значению, но одинаково звучащие
слова (коса- это и причёска и орудие труда; шляпка – грибная и головной убор и т.д).
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».
Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».
В современном мире очень активно развивается технический прогресс. В связи с этим использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития. В своей практике я широко использую игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий.
Применение интерактивных игр очень интересно дошкольникам.
Преимущество таких игр в том, что они способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий и выполнить задание. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, общая атмосфера доброжелательности позволяет привлечь внимание детей.
Использование интерактивной доски предполагает:
- Наличие феномена удивления (редкое явление)
- Раскрепощение детей (снятие напряжения)
- Вариативность (выбор действий)
- Интерактивность (взаимодействие между объектами)
Предлагаю вашему вниманию примеры нескольких интерактивных игр по ознакомлению с окружающим и формированию словаря старших дошкольников.
Первая игра называется «Переезжаем на новую квартиру». Цель игры состоит в том, что бы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь. В ходе игры детям предлагается рассортировать предметы по коробкам (в зелёную коробку сложить посуду, а в голубую вещи: одежду и обувь), попросить детей быть внимательными и не путать внешне похожие предметы (платье-сарафан и т. д.).
Вторая игра называется «Различи цвета».
Цель следующей игры заключается в том, чтобы научить детей различать тёплые и холодные цвета и их оттенки, закрепить обобщающие слова: тёплые, холодные, закрепить в активном словаре их названия и упражнять в употреблении этих слов. Детям нужно составит два букета: один с цветами холодных цветов и оттенков, другой букет с цветками тёплых.
Занятия с детьми с использованием интерактивных дидактических игр помогают ребёнку испытывать радость познания, открывать новое.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.
Список литературы
Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.
Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.
Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.
Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.
Максаков А.И., Туманова Т.А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.
Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.
Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.
Мухина В.С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии
Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии...
Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...
Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком....
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)
Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...
Конспект НОД в средней группе на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии).
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)
Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...