Арттерапия в работе с детьми с отклонениями в развитии
статья на тему

Статья содержит информацию о влиянии арттерапии на детей сотклонениями в развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_art-terapii.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арттерапии в работе с детьми с отклонениями в развитии.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества: «Милосердие», «Справедливость». Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров

Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был государственным учреждением. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам. Сильные духом Прометей, Эдип, Антигона, Электра, их переживания привлекали к себе и вызывали сострадание.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVIIв., а экспериментальные исследования — к концу XIX — началу XX в.

В России интерес к механизму взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, С. С. Корсакова, И. М.  Сеченова, И. Р. Тарханова выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых, таких как В. М. Бехтерев, И. М. Догель, С. С. Корсаков, И. М. Сеченов и И. Р. Тарханов, легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.

В США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арттерапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. 3. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный пласт неосознаваемых личностью стремлений, желаний, которые отягощают жизнь и могут стать причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиск средств избавления пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями. Так появился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

К. Юнг полагал, что после выявления основных внутрипсихических конфликтов и выражения их через искусство, художественную деятельность, пациент сможет самостоятельно регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности.

В связи с этим суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит свое внешнее выражение, доводится до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние пациента.

Отечественные достижения в использовани искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Эдуард Сеген, Жан Демор, Жан Овидий Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. Н.  Граборов, В. П. Кащенко.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Все виды искусства, с которыми ребенок с отклонениями соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с отклонениями выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений:

  • рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
  • как комплекс арттерапевтических методик;
  • как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
  • как метод.
  • Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Методы  используются в арттерапии с учетом целого ряда факторов, в том числе: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики учебного предмета, мастерства педагога. Они направлены на:

  • формирование у ребенка с отклонениями в развитии эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;
  • формирование основ художественной культуры, нравственно-эстетических качеств личности детей с различными нарушениями в развитии;
  • овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;
  • обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями средствами разных видов искусства;
  • организацию коррекционно-компенсирующей, коррекциоино-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной, театрализованной).

Выбор методов в арттерапии определяется:

  • возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;
  • их интересами и склонностями;
  • уровнем подготовки;
  • особенностями и степенью отклонений в их развитии;
  • целями и задачами художественного развития детей;
  • спецификой воздействия каждого из видов искусства;
  • формами организации художественной деятельности;
  • объемом и качеством художественной информации;
  • мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.

Методы арттерапии основаны на общепринятых подходах к их классификации в дидактике, в художественной педагогике и специальной педагогике, учитывающей необходимость подбора для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями такой композиции методов и приемов, которые бы дали наибольший эффект.

Таким образом, методы и приемы художественного развития в арттерапии должны органично сочетаться с методами и приемами коррекционно-педагогической работы. Это требует от педагогов очень тщательного отбора методов в их оптимальном сочетании, с учетом конкретной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии

В представленном ниже материале наряду с детьми с отклонениями в умственном развитии в традиционном понимании будут рассмотрены и одаренные дети, потому что отклонения могут быть направлены как в стор...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии ...

Направления арттерапии в работе с детьми с особенностями в развитии

        Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле ...

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...

Нейрогимнастика в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии

В данной статье рассматривается возможность применения воспитателем нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов у детей с отклонения...