Нейрогимнастика в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии
статья по коррекционной педагогике

Кошелькова Элеонора Александровна

В данной статье рассматривается возможность применения воспитателем нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов у детей с отклонениями в умственном развитии и активизирующих работу мозга, а также условия правильной организации коррекционного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4»

        

Утверждаю зам. директора по УВР

        ______________/Прудникова О.А./

                                                                                             Рассмотрено на МО протокол №

                                                                                             от «29» октября 2024 года

                                                                                             

Нейрогимнастика в работе с детьми

с отклонениями в умственном развитии

 

                                                                     

Составитель: Кошелькова Э.А.

                                                                                                                           

                                                         

Санкт-Петербург

2024 год

Нейрогимнастика в работе с детьми с отклонениями в умственном развитии

Аннотация: в данной статье рассматривается возможность применения воспитателем нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на формирование психических процессов у детей с отклонениями в умственном развитии и активизирующих работу мозга, а также условия правильной организации коррекционного процесса.

Дети с отклонениями в умственном развитии испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Перед воспитателем встает много непростых задач по выбору подходящих средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в умственном развитии. Использование традиционных методов коррекции в работе не всегда эффективно из-за особенностей развития детей. Но не опускать же руки. В нашем случае, на помощь воспитателю приходит использование в коррекционной работе нейропсихологического подхода, основанного на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. 

Нейропсихологические упражнения — это упражнения, которые направлены на активизацию работы мозга и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) через движение. Основная их задача – образовывать новые нейронные связи, которые помогают в формировании высших психических функций.

Регулярное использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с отклонениями в умственном развитии способствует:

  • синхронизации работы полушарий головного мозга;
  • совершенствованию умственной деятельности;
  • повышению стрессоустойчивости и снижению утомляемости;
  • развитию мелкой и крупной моторики, а также слухового и зрительного внимания, памяти, речи;
  • ускорению формирования пространственных представлений и пространственной ориентации.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей.

Нейрогимнастика позволяет совершенствовать эмоциональные и коммуникационные навыки ребенка, учит проявлять творческие способности не только в игровой, но и в учебной деятельности.

Условия, необходимые для проведения нейрогимнастики

Для эффективности проводимой коррекционной работы с использованием нейроупражнений следует придерживаться нескольких правил:

  • упражнения необходимо проводить ежедневно, включая их не только в занятия, но и в режимные моменты;
  • продолжительность занятий не должна превышать 5-7 минут, по количеству упражнений – не более 3-5, в зависимости от возраста и способностей ребенка;
  • ребенок должен чувствовать себя комфортно во время проведения нейрогимнастики. Для этого рекомендуется использование игровых моментов, музыкального сопровождения и других приемов;
  • по мере усвоения упражнений постепенно увеличивается темп и усложняются задания;
  • контроль за правильностью выполнения упражнений.

Когда и где применяется нейрогимнастика в режиме воспитательного учреждения

Нейрогимнастика проводится в течении дня. Упражнения следует включать в утреннюю зарядку и физкультминутки, проводить во время прогулок на свежем воздухе. Нейроупражнения, проводимые перед занятиями и чтением художественной литературы, помогут ребенку настроится на учебно-познавательную деятельность.

Упражнения с детьми лучше проводить индивидуально или в небольшой подгруппе, чтобы была возможность контроля правильности выполнения заданий.

В самом начале упражнения проводятся с каждым ребенком индивидуально. Как только ребенок сможет самостоятельно правильно выполнять упражнения, можно проводить гимнастику в подгруппе детей.

Следует помнить, что данная гимнастика с осторожностью применяется у детей с сердечными патологиями, бронхиальной астмой, эпилепсией, при дисплазии соединительной ткани. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом.

Нейрогимнастика для детей с отклонениями в умственном развитии

Нейроупражнения можно классифицировать на следующие группы:

  • Глазодвигательные упражнения. Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания.
  • Артикуляционные упражнения. Элементы нейрогимнастики включают в логопедические занятия для укрепления органов артикуляции и коррекции речевых нарушений у детей. Упражнения: проговаривание слов, потешек, напевание песенок, ритмичные движения (ходьба, марширование, хлопки, танцы и т.п.). 
  • Дыхательные упражнения. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость детей. В качестве упражнений можно предложить детям игры, где надо подуть на предмет (например, теннисный мячик, кусочек ваты, задуть свечу и т.п.), разные свистульки, детские духовые музыкальные инструменты и т.п.  
  • Массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин. Примерные упражнения: «Мытье головы» (кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба к затылку, от ушей к шее); «Ушки» (дети растирают ушную раковину по вертикали и горизонтали так, будто уши замерзли). «Костер» (растирать ладони, приговаривая «Гори, гори ясно, чтобы на погасло». Усложнение – раскатывать между ладонями карандаш). Для массажа кистей и пальцев рук рекомендуется использовать массажные мячики. Массаж помогает ребенку научиться управлять своим телом и координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, снимает излишнее напряжение в мышцах. 
  • Упражнения, направленные на развитие когнитивных навыков. Способствуют развитию памяти (расширение объёма, устойчивость, формирование навыков запоминания), развитию внимания, гибкости мыслительных процессов.

Примерный перечень нейроупражнений

  • «Ладушки». Проговаривая строки потешки, дети ритмично выполняют хлопки в ладоши. Затем упражнение усложняется, ребенок играет со взрослым, а затем и с другим ребенком. 
  • «Дождик». Сложенные кончики пальцев правой руки ребенка превращаются в капельки дождя. Капельки падают на раскрытую левую ладошку, проговаривается «кап-кап», затем руки меняются и движения повторяются. 
  • «Канатоходец». На пол кладется веревка (скакалка). Ребенок должен пройти по канату, аккуратно переставляя ножки и плотно прижимая их к веревке, стараясь не сойти с нее. 
  •  «Пинг-понг». На столе нарисовать цветную линию, взять теннисный мячик и положить его на середину стола. Два ребенка стоят на противоположных сторонах стола, их задача по команде дуть в сторону соперника на мячик до тех пор, пока он не упадет со стола. 
  • «Свеча». Ребенку предлагается задуть зажженную свечу. Для этого нужно сделать глубокий вдох, а затем изо всех сил выпустить воздух через вытянутые губы, чтобы задуть свечу. Как усложнение, можно постепенно отодвигать горящую свечу от ребенка. 
  • «Жаба». Руки положить на колени. Одна рука ребенка сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на коленке. Необходимо одновременно менять положения рук.
  • «Капитан».  Одна рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх («лайк»). Другая рука прикладывается ко лбу, имитируя козырек кепки. Задача ребенка — попеременно менять руки. Для усложнения упражнения можно между сменой рук добавить хлопок. 
  • «Кошка». Подушечки пальцев правой руки прижаты к верхней части ладони, пальцы левой выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Затем по очереди меняем положения рук – выпускаем «коготки».
  •  «Колечко». Делаем одной рукой кольцо из большого и указательного пальцев, а затем поочередно меняем пальчики до мизинца. Упражнение делается сначала одной рукой, затем второй, как усложнение – одновременно двумя руками.
  • «Зеркальное рисование». Берем лист бумаги и два фломастера. Лист бумаги делим по вертикали пополам и на его половинах одновременно рисуем два зеркальных друг другу рисунка. 
  • «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром и расправленная ладонь. Ребенок поочередно выполняет задание на поверхности стола. Сначала, одновременно со словесной инструкцией, можно использовать визуальную подсказку (изображение на листе бумаги, к которому ребенок прикладывает руку), затем только словесную инструкцию.
  •  «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
  • «Блинчик с начинкой». На плоскости стола одна рука ладонью вниз, другая ладонью вверх и не спеша меняем положение (блинчик должен прожариться, но не сгореть). Потом в каждый третий блинчик заворачиваем начинку – сжимаем руку в кулак.

Это далеко не полный перечень нейропсихологических игр. Этот список постоянно пополняется, в зависимости от поставленных воспитателем целей коррекционно-развивающей работы с детьми.

Подводя итог, можно отметить, что регулярное использование нейроупражнений в педагогической работе с детьми с умственной отсталостью оказывает положительное влияние на развитие ребенка, улучшает социально-коммуникативные возможности, состояние физического, психического и эмоционального здоровья детей, повышает интерес к познавательной и учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Габибов И. Межполушарная асимметрия и структурные основы межнейронной интеграции /Москва, 2013.
  2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / под ред. Семенович А.В. М.: Генезис, 2010. 
  3. Основы нейропсихологии. Теория и практика: учебник для студентов вузов / под ред. Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2024.
  4. Праведникова И. Нейропсихология. Игры и упражнения / Москва: АЙРИС-пресс, 2018.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 
  6. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей/Москва: Феникс, 2018.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста по умственному развитию

Использование развивающих игр и упражнений в работе с детьми по умственному развитию прививает ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные дейст...

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии

В представленном ниже материале наряду с детьми с отклонениями в умственном развитии в традиционном понимании будут рассмотрены и одаренные дети, потому что отклонения могут быть направлены как в стор...

Арттерапия в работе с детьми с отклонениями в развитии

Статья содержит информацию о влиянии арттерапии на детей сотклонениями в развитии....

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии ...

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...