Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кирова Ирина Евгеньевна

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта   наряду, с преодолением  имеющихся  у него нарушений речи, моторики, сенсорных  функций, поведения и др.   В дошкольном возрасте  воспитание детей  с отклонениями в развитии  направлено на  коррекцию  аномалий психического развития,  на подготовку  к обучению и  жизни в обществе.

    Коррекционное воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных  мероприятий, а также учет  специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка.

     Педагоги, занимающиеся коррекционным воспитанием должны знать:

     -  не только преодолеваем имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждаем   возможные   вторичные  нарушения, связанные с перенапряжением нервной системы ребенка в новых социальных условиях детского сада.

     - результатами перенапряжения  могут быть: утрата сформированных навыков, например, навыка самообслуживания,  возникновение мутизма

( активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания, страхов, энурезов и т.д.

Аутизм (РДА) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. 

Дауна болезнь -  хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.

 

Умственная  отсталость при хромосомных аномалиях.

РДА

Характерные особенности  дефекта

- своеобразный внешний вид;

- стремится к общению,  живость в эмоциональной сфере;

- задержанный темп психического развития, отставание в развитии моторики, речи;

-  чувства симпатии к тем, кто за ними ухаживает;

- неустойчивость настроения

-замкнут, избегает общения с окружающими,

отсутствие зрительного контакта;

 -«толчкообразный взгляд»;

- не реагирует на  речевые  раздражители при сохранном слухе.

Особенности речи

-  диапазон от отсутствия экспрессивной речи до ее возрастной нормы.

- отсутствие коммуникативной функции речи;

-  недоразвитие различных компонентов;

-стереотипия в речи

 ( отраженная речь).

 интеллект

-  глубокая умственная отсталость;

- мышление конкретное, тугоподвижное;

- абстрактные понятия и счет им не доступны.

- может быть сохранным, но развивается негармонично;

- может быть умственная отсталость или одаренность.

поведение

- обычно  ласковы, добродушны, послушны;

- бывают повышенно раздражительны, злобливы.

-двигательная расторможенность, импульсивность;

-  стереотипные движения;

-болезненные формы  поведения: негативизм, страхи, агрессивность, возбудимость.

Зона особого внимания для педагогов

- цель  воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для  бытовой и социальной адаптации

( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность);

- продвижение в развитии детей неравномерно. Этап успеха сменяется длинным периодом закрепления полученных  ЗУНов;

-  для  положительных сдвигов  в развитии детей необходим учет  их подражательности   и авансирование успеха.  

- цель  воспитания: стремление установить с ребенком взаимодействие, развивать предпосылки для  бытовой и социальной адаптации

 ( навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать психическую активность, целенаправленность поведения;

-учет выраженной психической пресыщаемости (т. е невозможности заниматься каким-либо видом деятельности по инструкции взрослого);

-  учет ритуальной роли слова в формировании действия.

 Решающими факторами, от которых  зависит положительная динамика психомоторного развития детей с отклонениями,  выступают  адекватные  условия воспитания  и раннее начало комплексных  лечебно-коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни...

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии ...