Творческий отчет "Театрализованная деятельность дошкольников"
методическая разработка на тему

Федотова Татьяна Васильевна

 Анализ педагогической деятельности по теме "Театрализованная деятельность в ДОУ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет педагога дополнительного образования Федотовой Т.В.

по теме: «Театрализованная деятельность дошкольников»

                                                                                                   “Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

                                                                                 и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

                                                                                                    идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов) 

         Стаж моей работы в детском саду «Дюймовочка» состаыляет 23 года.  Я работала воспитателем на разных  возрастных группах,  но всегда отдавала предпочтение театрализованной деятельности. С детьми ставила небольшие театральные  постановки, экологические сказки, читали художественную литературу,  играли в  театрализованные игры.  За годы моей работы  было создано  много разных видов театра совместно с родителями:  варежковый, би-ба-бо, клубочный, пальчиковый, теневой, настольный,  ложковый, бутылочный и т.д.  Совместно с педагогами был  изготовлен театр марионеток. Работая  воспитателем на группе разработала программу по дополнительному образованию «Театрализованная деятельность.  Кружок «Эко-топ» . С 2012 года работаю педагогом дополнительного образования.

Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Детский театр – уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов, как самую настоящую реальность. Ребенок иногда настолько сопереживает героям сказки, что рвется на сцену, чтобы помочь своему любимому персонажу справиться со злодеем. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров.  При просмотре спектакля более активно развивается речь малыша. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или, наоборот, угасать, зависит от того, как развиват ребенка.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена программа «Эко-топ» с целью создания условий для  развития эмоционального мира, творческих и артистических способностей старших дошкольников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1.Формировать потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний и творческого соучастия.

2.Совершенствовать исполнительские умения и развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3.Развивать у детей умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

Принципы моей педагогической деятельности

Принцип психологической комфортности.

Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип творчества.

Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире.

Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариантности.

Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.

          Структура занятия по театрализованной деятельности:

1) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

2) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:

3) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;

4) упражнения на мимику и жесты;

5) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

6) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.;

7) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.

         Свою работу начала с детьми 5 лет. Дети,  посещающие  кружок,  разные по характеру и уровню развития: одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные, могут легко включаться в повсеместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но есть и замкнутые, не- уверенные в себе.

В этом возрасте дети могут произносить практически все звуки, но по-прежнему уделяется серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата, слухового внимания к речи окружающих. Усложняются речевые игры и скороговорки. Дети учатся пользоваться логическими ударениями, паузами, интонациями, повышать и понижать голос в зависимости от смысла текста. Развивается диалогическая и монологическая речь детей.

В своей работе использую театрализованные игры:

Игры на превращения: «Превращение комнаты», «Превращение предмета», ««Превращение детей». На действия с воображаемым предметом: «Король», «День рождения», «Что мы делали, не скажем». Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Снеговик». Музыкально-пластические импровизации: «Подарок», «В стране цветов», «Бабочки», «В гостях у Русалочки». Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри». Игры с использованием пантомимы: «Изобрази любого животного», «Покажи как ты чистишь зубы, умываешься», «Гуляешь в поле и рвешь цветы», « Смотришься в зеркало» и др.

Дети овладевают представлениями об  особенностях театрального искусства; владеют диалогической и монологической речью. Умеют пользоваться средствами речевой выразительности в зависимости от смысла текста, владеют жестами, мимикой. Театрализованная деятельность помогает детям быть раскованными. Свои занятия начинаю с артикуляционной гимнастики, упражнениями на дыхание, упражнения на расслабления, обязательно произносим скороговорки, чистоговорки.  Затем разыгрываем небольшие этюды. И конечно,  в конце занятия играем с детьми.

Вместе с детьми регулярно ставим постановки, детям очень нравится исполнять роли героев. Распределение ролей  происходит в зависимости от желания и способностей детей,  или роль подбираю сама - по характеру ребенка, его возможности сыграть того или иного героя. Так в саду были показаны постановки спектаклей: «Хвосты», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Дюймовочка». Ежегодно принимаем участие в фестивале «Золотая сказка». Свои постановки показываем на сцене нашего городского Театра Юного Зрителя. Так в этом году показали сказку собственного сочинения к празднованию 70-летия Великой Победы  «Сказка про деда, про бабку, да про солдата Кондрата».

На занятиях театральной деятельности совместно с детьми сочиняем сказки. Для сочинения используем сюжетные картинки или начало берем известных сказок и их немного переделываем.  Начало сказки озвучиваю сама или по желанию - дети. Затем ребята продолжают «по цепочке» сочинять сказку.  Так нами было сочинено множество сказок, в том числе- «День рождения Тигренка» и сказка к празднику Светлой пасхи «Про Курочку-Розовые крылышки».  Такой метод работы развивает у детей воображение, фантазию.

Практика подтверждает, что театрально-игровая деятельность – это важнейшее средство развития активности и творчества детей.

Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего - в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать только театр.  

 Часто в своей работе использую пантомиму. Развитие ребенка идет от движений и эмоций - к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства через пластику своего тела.  Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.  Были показаны инсценировки, рассказы, сказки – пантомимы  «Как люди речку обидели», «Одуванчик», «Птицы прилетели» и т.д.

Вместе с детьми  традиционно принимаем участие в  ежегодном конкурсе «Хочу в артисты». Дети показывали пантомиму: «Кошечка», «Гуляю на полянке», «Собираюсь в гости». Читали басни И.А.Крылова, пели песни. Опыт моей работы показал: воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Дети с удовольствием разыгрывают спектакли в группе, выступают для родителей и малышей. Особенно ценно общение, которое возникает в процессе совместной подготовки к спектаклям: дети обмениваются информацией, учатся координировать функции, стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству как со взрослыми, так и со сверстниками.

Сложившаяся система работы в моем кружке позволила раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дала реальную возможность адаптироваться детям к социальной среде. Приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности помогло детям развить уверенность в своих силах, создало привычку самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе, осуществлять самоконтроль и самооценку своих результатов.

На основе театрально-игровой деятельности, моих совместных игр с детьми реализованы практически все задачи воспитания, развития, обучения: развитие сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников».

Мастер - класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников»....

Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников...

Мастер-класс "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников...

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...

Презентация к семинару "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средст...

Электронная презентация для родителей. Как организовать творческо-исследовательскую деятельность дошкольника. Детско-родительский проект "Красная книга Самарской области"

В группе в рамках экологической недели прошла беседа о Красной книге.  У детей возникло очень много вопросов, один из главных: «Какие растения и животные, занесенные в Красную книгу ес...