Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).
рабочая программа (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osorgina_eksperiment.docx | 25.78 КБ |
tablitsa_monitoring.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Осоргина Надежда Александровна,
воспитатель МБДОУ Детский сад «Колосок»
с.Нижний Саянтуй, Тарбагатайский район
Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Цель данной программы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
- формирование способности планировать свои действия и предвидеть результат;
- формирование умения работать в команде.
4. Социально-личностное развитие ребёнка.
Принципы и подходы
- Принцип развивающего образования
- Принцип научной обоснованности и практической применимости
- Принцип интеграции содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Формы и методы работы
- специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
- решение проблемных ситуаций;
- беседы и рассказ воспитателя;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- экспериментирование;
- чтение литературы;
- наблюдения;
- опытная деятельность;
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста 20-25 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
План работы в детской лаборатории «Почемучка»
месяц | неделя | тема |
сентябрь | 1 неделя | Куда течет вода? |
2 неделя | Растения и свет | |
3 неделя | Может ли растение дышать? | |
4 неделя | В тепле или холоде? | |
октябрь | 1 неделя | Многообразие живых организмов и приспособление к окружающей среде |
2 неделя | Зачем кошке шершавый язычок | |
3 неделя | Как змея меняет кожу | |
4 неделя | Как звери видят в темноте | |
ноябрь | 1 неделя | Свойства воды |
2 неделя | Куда делась вода? | |
3 неделя | Откуда берется вода? | |
4 неделя | Помощница вода | |
декабрь | 1 неделя | Свойства воздуха |
2 неделя | Ветер в комнате | |
3 неделя | Упрямый воздух | |
4 неделя | Фокус «Почему не выливается?» | |
январь | 1 неделя | - |
2 неделя | Свойства света. Световой луч. | |
3 неделя | Живые тени | |
4 неделя | Солнечные часы | |
февраль | 1 неделя | Магниты и магнетизм |
2 неделя | Как увидеть магнитные силы? | |
3 неделя | Электричество | |
4 неделя | Как увидеть и услышать электричество? | |
март | 1 неделя | Вес, притяжение |
2 неделя | Как распространяется звук? | |
3 неделя | Как появляется песенка? | |
4 неделя | Почему не слышно? | |
апрель | 1 неделя | Земля. Космос. |
2 неделя | Темный космос. | |
3 неделя | Человеческое тело: сердце и легкие | |
4 неделя | Человеческое тело: вкус и запах | |
май | 1 неделя | Человеческое тело: чувствительность кожи |
2 неделя | Человеческое тело: звуки и вибрация | |
3 неделя | Человеческое тело: координация движений | |
4 неделя | Человеческое тело: оптические иллюзии |
Материально-техническая база
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью работников учреждения, родителями, взаимодействия со школой.
Предполагаемые результаты:
1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2.Повышение уровня мотивации к занятиям.
3.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Литература:
1. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н.В.Микляева.
2. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
3. Дыбина О.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников
4. Занимательные эксперименты и опыты/ Ф.Ола и др.
Предварительный просмотр:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Таблица 1
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. | |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. | |
низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Анкета «Изучение познавательных интересов»
Таблица 2
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл | |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 | |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 | |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе):
- положительное отношение к экспериментированию;
-проявление инициативы, самостоятельности;
- исследовательские умения;
- проявление любознательности;
- умения задавать вопросы;
Полученные данные отражены в таблице «Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Таблица 3
Положительное отношение к экспериментированию | Проявление инициативы, самостоятельности | Исследовательские Умения | Проявление любознательности | Умения задавать вопрос | Количество баллов | Уровень | ||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
| |||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 |
Вопросы для определения уровня знаний :
- Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
- Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
- Что ты знаешь о приспособлении животных к условиям их существования?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного представления по сказке "Теремок" с детьми среднего-старшего дошкольного возраста
Сценарий театрализованного занятия с детьми среднего (или старшего) дошкольного возраста с диагнозом ТНР: ОНР (2-3 ур. р. р.) по сказке "Теремок". Дети надевают маски или костюмы соответсвующих героев...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.
Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении; закреплять навыки иг...
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Конспект совместной досуговой деятельности педагога с детьми среднего/старшего дошкольного возраста Тема: «Гордо ходит в сапогах. Носит шпоры на ногах!»
Продолжать знакомить детей с предметной аппликаций. Развивать умение составлять изображение предмета из отдельных частей, наклеивая их на фон. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.Расширит...
Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми среднего - старшего дошкольного возраста
Научить детей безопасному поведению во время игр...
Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...
Перспективное планирование работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством занимательных игр».
laquo;Формирование элементарных математических представлений посредством занимательных игр»...