Развитие танцевально-игрового творчества в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В стетье говорится о том, что движение под музыку является для ребёнка и одним из самых  привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

В практической части статьи приведены примеры игр на развите творческих способностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tantsevalno-igrovogo_tvorchestva.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОГО

ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    автор:  музыкальный  руководитель С.Ю. Ефремова

Содержание:

Введение        

Основная часть        

Практическая часть        

Заключение        

Литература:        

        Введение

Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

        Основная цель – научить детей слышать любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

        Учёные давно заметили, что творческие люди совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

        Неважно, чем ребёнку придётся заниматься во взрослой жизни: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить заводы. Главное – делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним обязательно будет интереснее. Конечно, все люди разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, сочиняет стихи, танцует. Несомненно, такой дар есть в каждом ребёнке. Может быть, он и не подозревает, какие богатства в нём скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. Задача взрослого – помочь ребёнку испытать ни с чем не сравнимое счастье творчества, а потом и сама жизнь предоставит ему множество ситуаций, где он проявит свою фантазию.

        Музыкально-ритмические движения – благоприятная почва для становления и развития творчества детей. Движение под музыку является для ребёнка и одним из самых  привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

        

Основная часть

Движение под музыку это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

        Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и структура двигательной композиции.

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:

  1. Способности.
  1. Музыкальные:
  • общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)
  • специальные (координация движений, музыкально творческие)
  1. Художественные:
  • развитие восприятия художественного образа и импровизация его.
  1. Интеллектуальные:
  • побуждение ребёнка выбирать правильный ответ из двух предложенных в процессе элементарного моделирования танцев и т. п.
  1. Физические:
  • развитие координационных движений, точность, регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.
  1. Нравственная сфера ребёнка, ориентирование на общечеловеческие ценности.

Развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным-персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений.

Воспитание любви к своей семье, родному дому.

  1. Познавательные процессы:
  1. Восприятие:
  • музыки, театра, поэзии
  • слуховое
  • зрительное
  1. Память:
  • побуждение к запоминанию (способы выполнения движений: основных, танцевальных).
  1. Воображение:
  • развитие музыкальных впечатлений и музыкально-двигательных представлений.
  1. Мышление:
  • побуждение к пониманию простых логических связей в процессе музыкально-дидактических игр.
  1. Речь:
  • развитие умения объяснить эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
  1. Внимание:
  • развитие устойчивости и произвольности.
  1. Личностные новообразования:
  1. Подражательность:
  • содействие подражательности в передаче через движение действий животных, птиц и т. д.
  1. Инициативность.
  2. Самостоятельность:
  • побуждение к участию в свободных плясках, музыкально-игровых импровизациях.
  1. Креативность:
  • побуждение в игровых ситуациях к различным импровизациям (музыкально-игровым, танцевальным)
  • побуждение к элементарным творческим проявлениям своего впечатления у музыки в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку.

Детей пятого года жизни целесообразно учить инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Для развития творческого потенциала необходимы определённые условия: умение детей выполнять различные движения, яркая атрибутика, которая вызывает желание проявлять творческую активность в различных ситуациях.

В этом возрасте можно инсценировать песни «Конь» муз. Е. Тиличеевой, «Лиса и гуси» муз. Ф. Гершевой, «Воробей» муз. А. Филиппенко.

Для активизации творческих проявлений у детей шестого года жизни в Программу включено инсценирование песен, игр, хороводов, которое требует от ребёнка умения выразительно двигаться, танцевать, изображать действия героя («Заинька», р.н. песня). Участие в инсценировках позволяет детям легко включаться в образное пространство произведения, что содействует проявлению ими творчества.

В целях его развития используются творческие задания, которые помогают детям продумывать комбинации танцевальных движений (Изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя, и т. п.).

В программе написано, что в работе над движением уместно развивать детское творчество, для чего целесообразно использовать различные приёмы, такие, как: прослушать музыку, определить её характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнить упражнение с воображаемым предметом; угадать, что показывают мальчик, девочка, или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить взаимоотношения персонажей в той или иной игре (спектакле), находящихся в эмоциональном состоянии (грустят, радуются и т. п.); самостоятельно придумать игру.

Для реализации этих задач необходимы следующие условия:

  1. Выполнение достаточного объёма двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
  2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
  3. Выбор оптимальной системы занятий.
  4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

Творческое самовыражение, в движении под музыку, ребёнка возможно на основе развития его двигательных возможностей и опыта. Развитие танцевально-игрового творчества происходит постепенно. Начинать с формирования основ элементарных танцевальных игровых творческих проявлений. Затем переходить к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Процесс обыгрывания песен, импровизации более длительной, чем просто разучивание. Так, с начала детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем – игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, ни в коем случае не перехватывать их инициативу, и помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные задания, например пластические импровизации на классическую музыку. На этом этапе работы можно использовать следующие методические приёмы:

  1. Слушание музыки, и беседы о ней, рисование, словесные описания музыкальных образов.
  2. Подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ.
  3. Танцевальные импровизации детей, «пробы» – без показа педагога.
  4. Показ вариантов движений педагогом – детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это задание ещё сложно для дошкольников.

Танцевально-игровое творчество у детей возможно только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной интерпретации музыкальных произведений в движении, необходимо большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.

Формы организации творческой деятельности детей:

  1. Создание игровых ситуаций.
  2. Создание сказочных сюжетных линий.
  3. Доминантные занятия для старших детей.
  4. Новые виды занятий: фольклорные (с младшей группы), занятия современной музыкой (со средней группы), занятия классической музыкой (со старшего возраста).

Для сочинения детьми своего танца на заданную музыку предлагаю условно-схематический рисунок (схема формы танца). Моделируем танцы на столе, фланелеграфе, на карточках, доске и т. д. Предлагаю детям самостоятельно придумать композицию танца или хоровода, выкладывая карточки с изображением фигур в определённой последовательности (или рисуя мелом на доске, ручкой на листе бумаги), соотнося свою модель со структурой музыки, удобством пространственных перестроений.

Практическая часть

Привожу примеры игр для развития танцевально-игрового творчества детей (старший возраст).

Игра «Воробьи»

Цель: развитие у детей умений самостоятельно использовать движения, по своему их комбинировать; развитие способности к самовыражению.

Ход игры:

  1. Педагог заводит разговор о поведении воробьёв: «Как они сидят?», «Как они двигаются?», «Какие у них танцы?», «Как они разговаривают?»
  2. Дети пробуют различные движения «как воробьи» под музыку. Можно двигаться на месте, осматриваться вокруг, порхать с места на место, пить воду, клевать зерно и т. д.
  3. Садимся и обсуждаем наши импровизации. Дети рассказывают, как и что они делали.
  4. Мы составляем небольшую двигательную форму.
  5. Исполняем танец под музыку. Музыка: Госсек «Гавот».

Игра «Коробка с подарками»

        Цель: Развитие у ребёнка двигательной импровизации, активности, способности к творчеству, воображению.

        Игровой материал: ширма, детали костюмов.

        Ход игры:

        Педагог говорит детям, что скоро Новый год, придёт Дед Мороз с подарками. «Представьте, что мы все сейчас маленькие игрушки, и сидим в коробке, но вот коробка открывается, и оттуда выскакивают, например, клоуны. Они бегают, танцуют, смешат зрителей, потом постепенно опять заходят в коробку».

        Затем коробка опять открывается, и оттуда выскакивают принцессы (зайчики, поросята, пираты, рыбы, сказочные герои).

        Звучит соответствующая музыка.

Игра «Весна»

        Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: шнуры, детали костюмов.

        Ход игры:

  1. Птицы летают в лесу. Изображение птиц – одна группа детей, а другая – изображает лес. Затем они меняются.
  2. Птицы летают по городу. Первая группа – летает, вторая – едет на машинах.
  3. Птицы летят над деревней. Первая группа – летает, вторая – изображает домашних животных: коров, собак, петухов.

  1. Все птицы строятся в форму:

А) > > > > > > > > > > >

Б) > > > > >

                                >

                                >

В) Журавли летят клином (более сложная)

        >

                >

                        >

                                >

                        >

                >

        >

Сначала можно использовать шнуры. Дети держатся за него и бегают по залу. Музыка оркестра Поля Мориа «Жаворонок» или Ф. Маршетти «Очарование» Вальс.

Игра «Загадка»

Цель: развитие танцевальной импровизации, создание пластического образа.

Игровой материал: цветок, на руке бабочка или бантик на резинке.

Ход игры:

Предложить детям отгадать загадку и разыграть маленький спектакль, изображая всё то, о чём в ней говорится.

                                                        Спал цветок и вдруг проснулся,

                                                        Больше спать не захотел,

                                                        Шевельнулся, встрепенулся,

                                                        Взвился ввысь и улетел.

                                                                                                        А. Рождественская

Педагог:

  • Бабочки, как и цветы, такие нежные и беззащитные. Кисти рук должны быть мягкими, гибкими.

Можно использовать музыку О. Мерлей «Миньон»

Варианты танца:

  1. Лёгкий бег по кругу;
  2. В маленьких кружках;
  3. Кружение в разные стороны;
  4. Кружение звёздочкой
  5. Движение «ласточка»
  6. Волнообразные движения руками.

Игра «Бал цветов»

        Цель: развитие двигательной импровизации под музыку, уточнение знаний о танцевальных жанрах.

        Игровой материал: детали костюмов цветов, короны короля и королевы, духовые музыкальные инструменты, колокольчики, треугольники, искусственные цветы, шарфы разных цветов, игрушечное пианино.

        Ход игры:

        Педагог читает детям отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды».

        «Цветы очень мило танцевали: они то становились в круг, то, взявшись за длинные зелёные листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепиано играла большая жёлтая лилия. <…> Впереди шли две прелестные розы с маленькими золотыми коронами на головах – это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты – крупные маки и пионы, дули в шелуху от гороха и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели… Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали – и голубые фиалки, и оранжевые ноготки, и маргаритки, и ландыши».

        Не правда ли, какая чудесная история! Пофантазируй, как необычно и прекрасно было на этом балу. Какая музыка звучала там? Какие танцы исполнялись цветами? Вспомни, какие танцевальные движения ты знаешь.

        Можно использовать музыку П. И. Чайковского из «Детского альбома» («Вальс», «Полька», «Мазурка»).

Игра «Оживший деревянный солдатик»

Цель: развитие воображения, определение частей в музыкальном произведении.

        Игровой материал: детали костюма солдатика, барабан, игрушки.

Ход игры:

        Предложить детям разыграть маленький спектакль под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Например:

До начала музыки солдатик стоит смирно, он ещё не ожил. Затем в начале марша разминает ручки, ножки, делает несколько «военных» движений (повороты, отдача чести, бьёт в барабанчик).

В середине произведения солдатик марширует, играя на барабане. В конце –  складывает барабанчик, делает прощальный поклон, отходит к куче игрушек и вновь замирает – волшебство прекратилось.

Заключение

        К концу года дети средней группы могут использовать программные танцевальные движения в свободной пляске. В старшей группе дети умеют импровизировать в танце, творчески передавать различные музыкально-игровые образы, владеют танцевальными движениями. В подготовительной группе к концу года дети способны выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;

  • прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж;
  • исполнить парный танец;
  • сочинить танец по данному плану;
  • активно участвовать в выполнении творческих заданий;
  • импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца;
  • инсценировать игровые песни;
  • придумать варианты образных движений в играх и хороводах.

Литература:

  1. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет) М. «Просвещение» 1981 г.
  2. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) М. «Просвещение» 1983 г.
  3. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) М. «Просвещение» 1984 г.
  4. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Спб. «Пик» 1997 г.
  5. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка» М. «Просвещение» 1968 г.
  6. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. «Просвещение» 1981 г.
  7. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. «Мозаика-Синтез» 2005 г.
  8. Каплунова И. М. «Музыка и чудеса» Спб. «Композитор» 2000 г.
  9. Костина И. П. «Камертон» М. «Просвещение» 2006 г.
  10.  Кутузова И. А. «Музыкальный калейдоскоп» М. ИИП 2002 г.
  11.  Михайлова М. А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия развития» 2000 г.
  12.  Раевская И. П. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. «Просвещение» 1991 г.
  13.  Руднева С. Д. «Музыкальное движение» Спб. «Гуманитарная академия» 2000 г.
  14.  Юдина Е. Н. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» М. «Аквариум» 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель.Обеспечение сквозных результатов по формированию опыта социального взаимодействия детей через ведущий вид деятельности дошкольников игру....

Игра, как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Игра - путь детей к познанию окружающего мира.Для ребёнка игра – средство самореализации и самовы...

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

План по самообразованию «Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте».

План самообразования поможет воспитателям ДОУ при взаимодействие с детьми....