"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"
статья (старшая группа) по теме

Компаниец Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (Приказ Мин. Обр. Н.Р.Ф. от 17.10.2013г. №1155) Рассматриваются психологические исследования по данной проблеме. Проанализированы изменения игровых навыков детей дошкольного возраста в результате планомерной работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

" Development of communication skills in preschool children through the game by amplification "

Статья посвящена проблеме развития навыков общения у современных  детей старшего дошкольного возраста  через игру .Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (Приказ Мин.Обр.Н. Р.Ф. от 17.10.2013г № 1155)  Рассматриваются психологические исследования по данной проблеме. Проанализированы изменения игровых навыков детей дошкольного возраста в результате планомерной работы по данной теме .

Article is dedicated to the problem of the development of the habits of contact in the contemporary children of elder pre-school age through the game. Is examined the urgency of this theme in accordance with the requirements FGOS of pre-school formation (order Of min.of Education.N. R.F. from 17.10.2013 of № 1155)                 Psychological studies on this problem are examined. Are analyzed changes in the play habits of the preschool childs as a result of systematic work on this theme.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, навыки общения, амплификация, средства общения ,целевые ориентиры, рефлексия.

The keywords: pre-school age, game, the habits of contact, amplification, the means of contact, purposeful orientators, reflection.

 Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место , и следовательно, всегда находиться в соответствующих отношениях с окружающими людьми .Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л. В. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении. Проблемами общения детей дошкольного возраста занимались Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова, Р.Б. Стеркина, В.К. Котырло; особенности взаимоотношений дошкольников исследовала  Е.И. Щербакова; основы психологии общения изучали А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. Вопросами коррекции трудностей в общении занимались Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.А. Панфилова. В последние годы отечественные исследователи З.М. Богуславская Л.Н. Галигузова, М.И Лисина, Е.О. Смирнова и др. уделяли большое внимание проблеме общения дошкольников.                                                                                                                                                        Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, слушать партнера. Всему этому надо учиться. Умение приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада могут во многом ребенку помочь, если начнут прививать навыки общения.                                                                  

Актуальность проблемы  развития общения дошкольников со сверстниками определяется ФГОС ДО (Приказ МО от 17.10.2013г.№1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования"), в котором ставиться задача реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях. в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития . К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

    Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.   Игра-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в ее самом процессе. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются в игре. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Основоположником отечественной дошкольной психологии А.В. Запорожцем была сформирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его   обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту.

    По развитию навыков общения необходимы и  проводятся специальные  занятия педагогом-психологом. Содержание игр, упражнений, речевых настроек, решение практических ситуаций, текстов для релаксации и саморегуляции, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развития языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют  и другие средства общения. В результате проведения такой работы   у детей формируется способность к ненасильственному взаимодействию: на эмоциональном уровне - развитие яркого эмоционального отклика ; на поведенческом -   формирование  собственного опыта позитивных взаимоотношений со сверстниками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Пояснительная запискаНами  представленапримерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками....

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста...