Обобщение опыта работы по духовно- нравственному воспитанию
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы
Конновой Натальи Михайловны
по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
1. Информация об опыте.
Хочется начать свою работу со слов Серафима Роуза: «Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».
Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно(психически) и духовно здорового человека.
Прежде чем приступить к работе по духовно-нравственному воспитанию я в 2011 году прошла краткосрочное обучение в Институте дополнительного профессионального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» по программе повышения квалификации «История мировых религий и основы православной культуры».
Принимала участие в региональной научно - практической конференции «Преподавание православной культуры и духовно - нравственное воспитание в школе».
Участвовала в районном фестивале национальных культур «Балашов - наш дом родной».
Выступила на Интернет – конференции «Инновационные технологии в практике образования» с докладом на тему «Из опыта работы кружка по духовно- нравственному воспитанию «Истоки» в старшей группе».
Приняла участие во втором районном научно - методическом семинаре преподавателей основ православной культуры «Дни святые Рождества».
Разработала рабочую программу кружка по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» с детьми старшей группы.
На базе детского сада «Ивушка» был организован открытый просмотр кружка «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Дари тепло своей души».
2. Актуальность опыта.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
3. Ведущая педагогическая идея.
Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Мною была разработана парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется на занятиях кружка с детьми 5 – 6 летнего возраста. Кружок называется «Истоки».
При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения» .
Поэтому главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.
По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.
Программа построена в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.
4.Задачи данной работы.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:
-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
-возражать православные народные традиции;
-знакомить с историей православия;
-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
-повышать познавательную активность;
-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающим личность.
5.Теоретическая база опыта.
В программу включены следующие разделы:
1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.
В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.
Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа
3. Знакомство детей с русским народным костюмом.
Воспитательное значение при этом имеют его характерные особенности, необычайный колорит, который за частую приравнивается к произведениям искусства;
4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью.
Все это тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
5. Праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
6. Народные подвижные и хороводные игры.
Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы по духовно – нравственному воспитанию.
Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы:
• Чтения рассказов
• Экскурсий в музеи
• Наблюдений
• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов
• Экскурсий
Словесные методы:
• Чтения литературных произведений
• Чтения стихотворений детьми, воспитателем
• Бесед, обобщающих рассказов
• Загадывание загадок
• Рассматривание наглядного материала
• Разбора житейских ситуаций
• Проведение викторин, досугов
Практические методы:
• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)
• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей
Формы работы с детьми:
• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания
• Все виды художественно творческой деятельности детей
• Проведение совместных праздников
• Экскурсий, целевых прогулок
• Организация выставок
• Творческие вечера
Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)
2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)
3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Особое внимание уделяю работе с родителями:
Апробированы следующие формы работы с родителями:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы
• Лектории
• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)
• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье
• Индивидуальные консультации
• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы
• Индивидуальная работа с детьми
• Совместные праздники
Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», убедилась, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
В настоящее время продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.
В своей работе, также использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11, 12 –97год., №1, 2, 3, -98 год, Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир - прекрасное творенье», и программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л.Князева и М.Д. Маханева. Они дополняют и обогащают мою программу, прежде всего практическим материалом и отвечают идейной направленности.
6.Результаты опыта.
Два раза в год провожу диагностику усвоения детьми знаний о истории и культуре русского народа
Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё работу словами Н. И. Пирогова:
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.
Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
Из опыта работы по духовно - нравственному воспитанию: "Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским".
1.Беседа о перелетных птицах нашего края «Наши друзья – птицы»2.Знакомство с преподобным Акакием Мелитинским.3. ХТД. Оригами « Ласточка»...
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...
Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...
Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
Данное обощение предназначено воспитателям для работы по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре....
критерий 2.3.4 Обобщение педагогического опыта по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
свидетельство область...
Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...