Консультация для воспитателей
консультация на тему

Где и как возникало народное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Значительное место в формировании детского творчества занимает народно-прикладное искусство. Произведение искусства помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, углубляют художественные познания жизни, показ произведение изобразительного искусства обогащает представление детей и дает возможность детям познать мир.

        Народно-прикладное искусство возникло очень давно, оно призвано вносить красоту и радость в жизнь человека.

        Каждый народ под влиянием жизненныз, природных условий создавал традиции в развитии прикладного искусства, у каждого народа есть свои любимые темы рисунков, орнаментов, свои любимые материалы для работы. Русское народное искусство не перестает восхищать, удивлять, за ним вся история России, ее быта, уклада жизни, традиций – это наше национальное богатство.

        Образец народно-художественного творчества хранят память о труде нашего народа, о его таланте.

        Народное искусство является основой декоративного рисования в детском саду. Доступное пониманию детей, яркое, красочное, образное, выразительное, оно побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

       Обучая детей декоративному рисованию, целесообразно широко использовать хохломскую роспись; этот старинный русский промысел является доступным детям и современным в наши дни благодаря своей красоте, яркости.

        Чем же привлекательны изделия росписи для детей?

         С незапамятных времен эти изделия, словно излучающие солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод, получили название хохломских по имени старинного торгового заволжского села «Хохлома». Сюда привозили крестьяне чаши, ложки, миски, ковши, солонки, здесь бойко шла торговля разными деревянными изделиями разных форм и размеров. Изделия эти хорошо и празднично сверкали на особенную декоративность росписи.

        Бедно жили крестьяне в те давние времена в заволжских деревнях и селах: Семено, Ново-Покровское, Купишино, Хрящи, Рассадино – избы с маленькими окошками, по вечерам в избе коптила лучина… и вот однажды в простой крестьянской печи словно в сказке родилась деревянная посуда «пречудной красоты», а сделал ее «предивной» хитростью простой русский крестьянин смешиванием двух красок, льняного масла и оловянного порошка. Не случайно гласит народная пословица: «Голь на выдумку хитра» чудо это назвали «Золотой Хохломой».

        В доме с такой посудой стало уютнее, веселее радостнее, и, казалось бедному крестьянину, что вошла в его дом такая красота, что жизнь его стала «пребогатой», поется в старинной русской песне про искусство «Золотой хохломы».

        «Как за Волгой яр хмель

          Над кусточкой вьется

          Перевелся яр хмель на нашу сторонку

          Как на нашей сторонке житье «пребогато»

          Серебряные листья, цветы золотые».

        Среди жителей заволжских деревень в то время много беглецов от произвола царских властей, они привезли с собой древние иконы, расписные книги, украшенные орнаментными заставками, далекое от центра России лесное Заволжье на рубеже 17 и 18 века становится богатейшей сокровищницей древнерусского искусства, что естественно отразилось на развитии местной художественной культуры. Искусство хохломы формировалось как драгоценный сплав живописи древней Руси и местного традиционного мастерства. Заволжские мастера в совершенстве владели токарным мастерством, мастера иконописи центра России принесли в мастерство «тонкой кисти» и золотую окраску дерева.

        Хохломские изделии быстро приобрели широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами: с нижегородской ярмарки по волге и по суши деревянная посуда расходилась по всей России, вывозилась в Среднюю Азию, Индию, Иран, Западную Европу.

        В чем же секрет получения золотой посуды на дереве?

        А секрета и не было. Была природная смекалка и большой опыт росписи икон. Экономия золото иконописцы Древней Руси придумали закрашивать льняного масла и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка приобретала золотистый оттенок.

        Технология изготовления изделий из дерева хохломы сохраняется в основном прежней. На первом этапе из липы, реже березы, на боковой стенке вытягиваются деревянные формы – белье, их просушивают, грунтуют, покрывают тонким слоем жидкой глины (вапы) закрывающей все поры дерева (красную глину слоем втирают в деревянную поверхность). Это делается для того, чтобы древесина не впитывала масляную краску, загрунтованные изделия смазывают серым льняным маслом, просушивают и несколько раз олифят. Последний слой олифы должен иметь «отлип2, чтобы к  нему пристал порошок алюминия (ранее использовалось серебро и олово). Изделия становятся гладкими, блестящими, они готовы для росписи. Кисти для росписи мастера готовят сами из беличьих звостов6 кисти упругие, эластичные, позволяют наносить очень тонкие линии, мазочки и широкие сочные мазки.

        Роспись наносится масляными красками, в основном красной (киноварь) и черной, как наиболее жаростойкими. Расписную вещь вновь олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок а красные узоры еще более пламенеют на золотом или черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой» или «пламенной». Очень важно следить за температурой в печи. Вынутые из печи удивительно красивые и не боятся «ни жару ни стужу»

        Строгий классический колорит хохломы дополняют введением зеленного, желтого, реже коричневого и оранжевого тонов, общим ведущим является золотистый фон.

        Хохломская роспись является кистевой, выполняется от руки кистью без предварительной разметки, каждый раз создается новый неповторимый рисунок.

        Основу росписи составляет растительный орнамент: «травка», «письмо под листок», «письмо под фон», «кудрина», «ягодка», восходящий к двум видам кистевого письма; верховому и фоновому.

        ВЕРХОВОЕ ПИСЬМО – узор наносится красками поверх алюминиевой посуды. При фоновом письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской вырисовывается фон, только после этого фона, Роспись « под листок» отличается крупными мазками, овальными листочками, круглыми ягодами, оставляемыми тычками кисти.

        «Кудрина» - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками, Пышные декоративные элементы как правило, золотого цвета обводятся по контуру и украшаются легкой штриховкой. «Кудрина» обычно пишется по фону, т.е. сначала концом кисти пишутся контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя не закрашенным узор. После сушки роспись дополняют мелкими элементами, из круглящихся завитков, напоминающих золотые кудри. Травка обычно пишется по верху. Верховое письмо характерно тем, что узор наносится черной, красной, зеленой и желтой краской на серебристый фон сверху. После сушки и покрытия олифой фон изделия приобретает золотистый цвет. Отлично выделяющий многоцветные росписи Ягоды-малины, вишню.

        Искусство хохломы родилось в лесном краю и заволжские мастера великолепно чувствовали и понимали красоту дерева. Роспись не разрушает ее, а заставляет любоваться и восхищаться. В готовых изделиях сохраняется легкость дерева. Мягкие округлые формы, даже самые сложные композиции сказочной птицы и рыбы (чрезвычайно редкие), их рисуют наиболее талантливые, вырисовываются из трав и травинок.

        В композициях хохломской росписи все подчинено строгому чувству ритма, которому учит нас природа: чередование времен года, восход и заход солнца, яркие гроздья рябин, смородиновые кисти. Дробный стук дятла в весеннем лесу, первое кукование кукушки, журчание ручья. «Внимательнее изучайте природу – учитесь у нее чувству ритма. В ягодах земляники, в гроздьях рябины, в полете птицы, если к ним внимательно присмотреться, вы заметите беспредельное совершенство форм и композиций. Нужно только быть очень внимательным, уметь видеть, наблюдать и отбирать именно то, что нужно для создания своих оригинальных цветов. Птиц, трав. Искусство – это умение выбирать», - учит настоящий мастер подражатель своего дела.

        Этим умением – тщательно выбирать. Видеть мир по-своему в совершенстве владеют многие хохломские художники. Их юные наследники. Дети и внуки.

        В настоящее время в Горьковской области работает 2 фабрики «Хохломская роспись» и «Хохломской художник», в селе Семино работает художественная школа, где ученики постигают все тонкости мастерства, знакомятся с историей и традициями золотой хохломы, в жизни которой было два трудных периода – конец 19 – начало 20 века роспись приходит в упадок в связи с удорожанием древесины и снижением спроса на деревянную посуду на сельском рынке. После Великой Октябрьской социалистической революции хохлома возрождается, художник Матвеев. А.М. Горький с пристальным вниманием следит за возрождением истинно русского искусства росписи дерева.

        Во время войны мужчины – художники ушли на фронт, многие не вернулись. Их место в цехах фабрики заняли женщины, и с тех пор за ними приоритет в создании хохломских изделий. В послевоенное время семеновская художественная профтехшкола сыграла огромную роль в восстановлении творческого коллектива промысла, в послевоенное время ведущим стало фоновое письмо.

        Хохломская роспись выполняется кистью от руки с маху. Для пробы используется стекло, здесь же масляные краски-киноварь, желтый, зеленый и черный цвета. Кисти – каждая для определенного цвета, уже в подготовке рабочего места чувствуется великое уважение мастера к своему делу.

        При работе кисть обхватывается у основания тремя пальцами, собранными в щепотку, при необходимости кисть, расположенная перпендикулярно украшаемой поверхности слегка поворачивается в сторону изгибов, создавая основную волнистую линию: от стебелька идут завитки, начиная с тонкой – линии плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее. Заветная мечта всего коллектива объединения «Хохломская роспись», чтобы хохлома жила в каждом доме, ради этого еще предстоит много поработать, надо вдвое увеличить выпуск художественных изделий. В ближайшее время художники будут в основном работать с новым ассортиментом, наряду с мелкой посудой – солонками, ложками будут расписываться большие вазы, ковши, братицы, в росписи которых открыт простор для фантазии и творчества мастера.

        Своеобразным этапом для художников являются конкурсы, выставки. Уже в 1925 году на Парижской выставке декоративных искусств, работам хохломских мастеров были присуждены дипломы 1 степени и золотая медаль. Выставка, конкурс – это для мастера не только самоотчет, но и процесс самопознания. Никто так остро и болезненно не видит, не  чувствует недостатки и промахи, как сам автор: ведь произведения – дети его раздумий и чаяний. Ему необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя в сравнении. Найти силы для дальнейшего движения вперед. Жизнеспособность искусства народных промыслов во все века была обусловлена его коллективной преемственностью в развитии, в своих семьях народные умельцы воспитали себе помощников, воспитали у детей и внуков глубокое уважение к профессии родителей, терпение, любовь к труду. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в детской руке, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомпинский.

        Каждое новое поколение народных мастеров совершенствует свое искусство, вносит в него новые черты. Художники «золотой хохломы» стремятся своими работами рассказать о своем времени. О богатстве природы родного края, о духовной силе и пытливом уме русского человека. Талант же каждого, как родник, пьющий соки родной земли – этим он див, эти славен. И большие и маленькие родники, сливаясь воедино, обращают мощную светлую реку, величаво несущую вливается в мощный многовековой поток, который зовется «золотая хохлома».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...