Краткосрочный творческий проект "Наша Масленица"
проект (подготовительная группа) на тему
В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_2.docx | 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта «Масленица»
Авторы и участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, их родители;
Раздел программы/область: социально-личностное развитие;
Название проекта: «МАСЛЕНИЦА»;
Тип проекта: краткосрочный (сроки реализации проекта с 16 февраля по22 февраля), информационно-творческий
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Наличие межпредметных связей: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация.
Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа;
Задачи:
— знакомить детей с русскими народными традициями;
— расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;
— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;
— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Мотивация деятельности по реализации проекта
В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.
Предполагаемый результат.
—расширение представлений детей о русских народных традициях;
—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Форма презентации
Досуг «Наша Масленица» с участием детей и воспитателя.
Этапы реализации проекта «Масленица»
Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности. Изготовление кукол «масленок»
Основной (деятельный) этап:
Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.
Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».
Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».
Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное творчество: аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа); декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; лепка «Ой блины, блиночки», оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.
Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».
Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка»,»Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.
Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.
Формы взаимодействия с родителями
— устный журнал «Здравствуй, Масленица»
— информационный стенд «Широкая масленица»
— памятка «Масленичная неделя»
— папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
— участие в подборе материалов для организации мини-выставки «Бабушкин платок»
— конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки
— мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов
— участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки».
Заключительный этап:
— проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;
— оформление книги рецептов блинов;
— создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»
РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».
Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Солнышко»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(для старшего дошкольного возраста)
Воспитатель первой квалификационной категории
Тупотилова Лариса Фёдоров
Актуальность темы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта.
- Творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Сроки реализации проекта.
Одна неделя.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Обеспечение.
Методическое:
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.
2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.
4. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.
6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.
7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.
Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта:
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта.
· Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
· Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
· Повышение познавательного интереса к родной истории.
Знать:
1. Народные песни, потешки, сказки.
2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.
Уметь:
1. Играть в народные игры;
2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.
Интеграция с другими образовательными областями.
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Этапы проекта:
I.Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Понедельник «ВСТРЕЧА» | Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. | Беседа «Что за праздник, Масленица?» Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу. Заучивание стих-я «Масленица». Продуктивная деятельность «Масленичные куклы». Оформление выставки для родителей |
Вторник «ЗАИГРЫШ» | Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | Беседа «Как отмечать Масленицу». П/и «Горелки». Разучивание масленичных закличек. |
Среда «ЛАКОМКА» | Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | Слушание песни «Ой, блины!» Тестопластика «Бублики, баранки». Игры-эстафеты на улице. |
Четверг «РАЗГУЛЯЙ» | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Подготовка к фольклорному праздни- ку «Широкая Масленица». . |
Пятница «ПОСИДЕЛКИ» | Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Развлечение «Широкая масленица». Сжигание чучела Масленицы. Лакомство блинами. |
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.
Пути реализации проекта:
1. Сбор информации о празднике Масленица.
2. Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».
3. Организация выставки рисунков, посвященных празднику.
4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.
5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Наша Масленица».
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями;
- выполнение проекта.
III.Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Наша масленица»;
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.
А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.
В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.
Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.
Для каждого дня её придумал он особое название:
· ПО ПОНЕДЕЛЬНИК - | ВСТРЕЧА |
· ВТ ВТОРНИК - | ЗАИГРЫШ |
· СР СРЕДА - | ЛАКОМКА |
· ЧЕ ЧЕТВЕРГ - | ШИРОКИЙ |
· ПЯ ПЯТНИЦА - | ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ |
· СУ СУББОТА - | ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ |
· ВО ВОСКРЕСЕНЬЕ - | ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ. |
ВСТРЕЧА
С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.
Масленицу возили на санях с причитанием встречи:
«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».
ЗАИГРЫШ
Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:
Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.
Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,
Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.
Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,
Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.
Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.
ЛАКОМКА
Пекут булочки, пирожки, припевая:
На – бе - ру му-чи-цы,
Подо – лью во – ди – цы,
Для де-тей хо-ро-ших
На-пе-ку ле-пе-шек.
Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.
Я на печку гляжу, на муравчатую.
Открывайся, заслон, вынимайся пирог,
Наедайся, душа, душа зятюшкина.
Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.
Затем организуется сладкий стол.
ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ
В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.
ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:
«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.
А кто любит меня, тот и выберет меня.
За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.
Да поклонимся, да поцелуемся».
Затем водящий меняется.
ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:
«По двору гуляет царь, царь, царь
Царевну выбирает царь, царь, царь
Наступил на ножку, показал дорожку.
Царевну провожает царь, царь, царь».
Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».
ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:
« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.
ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».
ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:
«Едет Масленица дорогая, наша
гостьюшка годовая.
На саночках расписных, на кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица, семь годков».
Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.
ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ
Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.
ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:
«Прянична доска из елового пенька,
Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»
На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.
В субботу – ПРОВОДЫ
Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.
Солнце звени, снег гони,
Холстину земли на свет тяни.
Снег как мел, с неба летел,
Зиму пролежал,
Ручьями пробежал.
До свиданья, Масленица!
До свиданья, Зима!
ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ
В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.
В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.
«Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты прощай, прощай, наша широкая.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, наша Масленица!».
Беседа про масленицу.
Задачи:
1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.
2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры
3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.
Ход беседы:
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Поговорки про Масленицу.
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Стихи про Масленицу.
Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
***
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
***
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Празднование масленицы
История праздника
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского "карнавал" означает "говядина, прощай!". А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась "Мясопустом", поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Оформление стола
- скатерть теплых тонов
- желтые салфетки-солнышки
- детская пластмассовая посуда разных цветов
Оформляя стол, лучше взять скатерть теплых тонов, разложить круглые салфетки-солнышки (вырежьте их из бумаги, можно нарисовать солнышкам глаза и улыбку).
Чтобы почувствовать переход от зимы к весне, с ее яркими красками, воспользуйтесь разноцветной пластмассовой посудой, приборы тоже могут быть пластмассовыми.
Праздничное меню
- блины картофельные
- блины рисовые
- морковно-яблочные оладьи
Блины картофельные
Нам понадобится:
- картофель - 4 шт.;
- соль;
- 2 яйца;
- 1 луковица;
- мука;
- сыр.
Как готовить:
1. Картофель натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.
2. Посолите получившуюся массу.
3. Разрежьте луковицу на 2 половинки, измельчите одну из них.
4. В картофельную смесь добавьте 2 яйца и мелко нарезанный лук.
5. Добавьте такое количество муки, чтобы тесто стало не гуще сметаны.
6. Прокалите сковороду, добавьте растительного масла и начинайте выпекать блины.
7. Когда блины уже готовы, мелко нарежьте вторую половину луковицы и обжарьте до золотистого цвета.
8. Натрите сыр на мелкой терке или измельчите в блендере.
9. Смешайте натертый сыр с поджаренным луком.
10. Получившуюся смесь намажьте тонким слоем на блины, а затем подайте на стол.
Блины рисовые
Нам понадобится:
- 1 стакан риса;
- 2,5 стакана молока;
- 1 стакан муки;
- 25 г дрожжей;
- 50 г сливочного масла;
- 2 яйца;
- соль.
Как готовить
1. Сварите рис в 2 стаканах молока, протрите его через сито.
2. В протертый рис добавьте 1 стакан муки.
З.В полученную смесь добавьте 0,5 стакана молока и 25 г дрожжей.
4. Поставьте тесто в теплое место.
5. Возьмите 50 г сливочного масла и разотрите его с 2 желтками.
6. Взбейте 2 белка, чтобы получилась пена.
7. В поднявшееся тесто положите белки и желтки с маслом, немного посолите и оставьте подниматься дальше.
8. Когда тесто поднимется снова, начинайте выпекать.
Морковно-яблочные оладьи
Нам понадобится:
- 200 г моркови;
- 1 яблоко;
- 1,5 столовой ложки кефира;
- 1 столовая ложка манной крупы;
- 2 чайные ложки сахара;
- 1 яйцо;
- 50 г чернослива;
- сода;
- уксус;
- соль.
Как готовить
1. Морковь натрите на мелкой терке или измельчите в блендере.
2. Взбейте яйца.
3. В измельченную морковь добавьте манную крупу, яйца, кефир.
4. Полученную смесь посолите, добавьте соду, гашеную в уксусе, перемешайте.
5. Оставьте смесь на полчаса.
6. Чернослив мелко нарежьте, яблоко натрите на крупной терке.
7. Добавьте чернослив и яблоки в тесто, тесто еще раз перемешайте.
8. Раскалите сковороду, налейте подсолнечное масло и начинайте выпекать оладьи.
К блинам можно подавать самые разнообразные начинки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный межгрупповой социально-познавательный творческий проект «Масленица» для детей II младшей и средней группы
Проект "Масленица"...
Краткосрочный проект «Широкая Масленица».
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)....
Краткосрочный проект "Сказочная Масленица" для средней группы
Цель краткосрочного проекта: повышение интереса к традициям русского народа. В ходе реализации проекта дети знакомятся с традициями праздника Масленица, сказками и играми по теме народного праздника. ...
Паспорт проекта. Краткосрочный творческий проект с детьми подготовительного к школе возраста «Масленица».
Краткосрочный творческий проект с детьми подготовительного к школе возраста на тему "Масленица"....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Широкая Масленица»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Широкая Масленица» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное г...
Краткосрочный творческий проект «Широкая масленица» в подготовительной группе
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии...
краткосрочный, творческий познавательный, общественно - полезный, творческий проект «Книжкина неделька»
Название проекта: «Книжкина неделька»Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели.Срок реализации: 1 неделя (13.03.23.-24.03.23)Вид проекта: краткосрочный, твор...