Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях МРЦД.
статья

Клинова Вероника Владимировна

Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС

в условиях МРЦД.

В. В. Клинова педагог-психолог

 

Семьи детей с особенностями развития вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить подчас очень сложного в воспитании и развитии ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы родители часто не имеют четких ориентиров и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка.

Целенаправленная непрерывная коррекционно-развивающая работа семьи и специалистов с ребенком дает постоянный положительный результат.

Ситуация с неожиданным прерыванием развивающее ритма, (посещение занятий в центре, школе, других заведениях) по болезни, пандемии, переезду и т.д, может оказаться большим испытанием для ребенка или подростка с РАС. Трудности сохранения эмоциональной стабильности и адаптации к новым условиям получения информации и жизни могут быть связаны со следующими особенностями таких детей:

  • дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут фиксироваться на реальной или мнимой опасности, формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением,

  • такие дети, как правило, тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий. Чем резче изменение в привычном распорядке жизни, тем более нужны ребенку с аутизмом поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в осмыслении и понимании необходимости таких изменений,

  • вынужденное снижение уровня активности ребенка, часто совпадающее с его собственными установками, отмена посещения внешкольных занятий при отсутствии компенсирующих усилий могут иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и нагрузкам, регрессу социальных контактов.

Для непрерывной коррекционно-развивающей работы с такими детьми на базе нашего центра был создан Микрореабилитационный центр на дому.

В ситуации сохранения активности ребенка на занятиях, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.

При взаимодействии родителей ребенка с РАС со специалистами целесообразно выделить и обсудить следующие темы:

1) организация целостного распорядка дня.

Сохранение активности ребенка с РАС и поддержание возможностей организации его произвольного внимания и поведения требует структурированного и осмысленного порядка домашней жизни. Привычный, предсказуемый уклад жизни облегчает ребенку переключение с одного занятия на другое, и, во-многом, снимает трудности его произвольной организации. Уменьшается необходимость постоянного побуждения и непосредственного давления близких на ребенка, которое часто формирует у него негативизм и нарушает эмоциональный контакт.

Для поддержания этой организующей структуры уклада домашней жизни возможно, и, часто, целесообразно составление для ребенка его собственного визуального расписания (распорядка дня), которое может быть представлено как вербально, так и невербально – с помощью пиктограмм или фотографий, обозначающих последовательность его дневной активности. Лучше, если распорядок дня составляется домашними с посильным участием самого ребенка. В нем должны разумно, то есть с учетом его возможностей и интересов, чередоваться разные виды активности: развивающая и физическая, досуговая и творческая. Конечно, стоит предусмотреть и участие ребенка в домашних делах, и то, какие обязанности он выполняет самостоятельно, и в каких видах деятельности участвует совместно с близкими людьми. При составлении распорядка следует избегать чрезмерной жесткости и стереотипности, оставляя и обсуждая с ребенком возможность внесения изменений в зависимости от происходящих событий. Последнее связано с тем, что дети с РАС по своему психологическому складу склонны к стереотипному, не терпящему никаких изменений укладу жизни. Противодействовать этой тенденции может внесение разнообразия в расписание разных дней недели, учет в нем забот семьи и значимых для нее событий.

2) организация занятий в отделении МРЦД.

Очень важно, чтобы занятиям было уделено достаточное, но посильное для ребенка время, оставляющее возможность для реализации других активностей, способствующих его развитию, социализации, общению с близкими. Необходимо заранее оговорить и с самим ребенком временные границы занятий и отдыха. Стоит обсудить с ним, какого рода помощь может ему понадобится (в концентрации внимания, в разъяснении материала), и совместно определить ее оптимальную дозу.

Прежде всего, близким стоит помочь ребенку в организации его рабочего места, в использовании материалов, пособий и письменных принадлежностей; разместить их на его столе в порядке использования, применить принцип «необходимо и достаточно», исключающий все лишнее, отвлекающее ребенка. Нужно также определить способы использования технических средств (смартфона, компьютера), которые, возможно, раньше служили ребенку для развлечения, а на занятии будут использоваться только «для дела».

Стоит также обсудить, как будут оцениваться результаты и старание ребенка, чем он может поощряться за свое усердие родителями.

3) как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных интересов.

Работа в отделении МРЦД может поддерживаться вовлечением ребенка в адекватные его уровню видеоуроки, видеоэкскурсии, тренировки и т.п. При этом, однако, необходимо учитывать склонность детей и подростков с РАС стереотипизировать свою активность. Нередко именно активности, связанные с гаджетами, становятся стереотипными и выхолощенными: это могут быть компьютерные игры, многократный просмотр одних и тех же видеороликов или отдельных фрагментов мультфильмов и т.п. В таком случае целесообразно регламентировать время, проводимое ребенком перед экраном компьютера или планшета (в том числе, опираясь на установленное расписание дня). При этом необходимо помнить, что стереотипизации и выхолащиванию интереса ребенка препятствует участие в его занятиях близких взрослых.

Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, объяснять, показывать, помогать. К сожалению многие дети с РАС не воспринимают работу с педагогом онлайн, отвлекаются, убегают или совершенно не реагируют на педагога, тогда на помощь специалистам приходят родители .Именно они становятся помощниками и педагогами для ребенка. Поэтому в отделении МРЦД постоянно и целенаправленно поддерживается контакт с родителями при помощи бесед, рекомендаций, разъяснений заданий. Именно совместная работа помогает достигать нужного результата.

 

Полезные статьи и источники:

Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми// Альманах ИКП РАО [Электронный ресурс] . – 2014. - №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzova...

Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Быстро? Вместе? С помощью? // Аутизм и нарушения развития. – 2014. - № 3; 2015. - №№ 1, 2.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_psihologa_izm.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС

в условиях МРЦД.

В. В. Клинова  педагог-психолог

        Семьи детей с особенностями развития вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить подчас очень сложного в воспитании и развитии ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы родители часто не имеют четких ориентиров и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка.

        Целенаправленная непрерывная коррекционно-развивающая работа семьи и специалистов с ребенком дает постоянный положительный результат.

Ситуация с неожиданным прерыванием развивающее ритма, (посещение занятий в центре, школе, других заведениях) по болезни, пандемии, переезду и т.д, может оказаться большим испытанием для ребенка или подростка с РАС. Трудности сохранения эмоциональной стабильности и адаптации к новым условиям получения информации и жизни могут быть связаны со следующими особенностями таких детей:

  • дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут фиксироваться на реальной или мнимой опасности, формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением,
  • такие дети, как правило, тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий. Чем резче изменение в привычном распорядке жизни, тем более нужны ребенку с аутизмом поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в осмыслении и понимании необходимости таких изменений,
  •  вынужденное снижение уровня активности ребенка, часто совпадающее с его собственными установками, отмена посещения  внешкольных занятий при отсутствии компенсирующих усилий могут иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и  нагрузкам, регрессу социальных контактов.  

        Для непрерывной коррекционно-развивающей работы с такими детьми на базе нашего центра был создан Микрореабилитационный центр на дому.

         В  ситуации сохранения активности ребенка на занятиях, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.

        При взаимодействии родителей ребенка с РАС со специалистами  целесообразно выделить и обсудить следующие темы:

        1) организация целостного распорядка дня.

 Сохранение активности ребенка с РАС и поддержание возможностей организации его произвольного внимания и поведения требует структурированного и осмысленного порядка домашней жизни. Привычный, предсказуемый уклад жизни облегчает ребенку переключение с одного занятия на другое, и, во-многом, снимает трудности его произвольной организации. Уменьшается необходимость постоянного побуждения и непосредственного давления близких на ребенка, которое часто формирует у него негативизм и нарушает эмоциональный контакт.

        Для поддержания этой организующей структуры уклада домашней жизни возможно, и, часто, целесообразно составление для ребенка его собственного визуального расписания (распорядка дня), которое может быть представлено как вербально, так и невербально – с помощью пиктограмм или фотографий, обозначающих последовательность его дневной активности. Лучше, если распорядок дня составляется домашними с посильным участием самого ребенка. В нем должны разумно, то есть с учетом его возможностей и интересов, чередоваться разные виды активности: развивающая и физическая, досуговая и творческая. Конечно, стоит предусмотреть и участие ребенка в домашних делах, и то, какие обязанности он выполняет самостоятельно, и в каких видах деятельности участвует совместно с близкими людьми. При составлении распорядка следует избегать чрезмерной жесткости и стереотипности, оставляя и обсуждая с ребенком возможность внесения изменений в зависимости от происходящих событий. Последнее связано с тем, что дети с РАС по своему психологическому складу склонны к стереотипному, не терпящему никаких изменений укладу жизни. Противодействовать этой тенденции может внесение разнообразия в расписание разных дней недели, учет в нем забот семьи и значимых для нее событий.

        2)  организация занятий в отделении МРЦД.

        Очень важно, чтобы занятиям было уделено достаточное, но посильное для ребенка время, оставляющее возможность для реализации других активностей, способствующих его развитию, социализации, общению с близкими. Необходимо заранее оговорить и с самим ребенком временные границы занятий и отдыха. Стоит обсудить с ним, какого рода помощь может ему понадобится (в концентрации внимания, в разъяснении  материала), и совместно определить ее оптимальную дозу.

        Прежде всего, близким стоит помочь ребенку в организации его рабочего места, в использовании  материалов, пособий и письменных принадлежностей; разместить их на его столе в порядке использования, применить принцип «необходимо и достаточно», исключающий все лишнее, отвлекающее ребенка. Нужно также определить способы использования технических средств (смартфона, компьютера), которые, возможно, раньше служили ребенку для развлечения, а на занятии будут использоваться только  «для дела».

        Стоит также обсудить, как будут оцениваться  результаты и старание ребенка, чем он может поощряться за свое усердие родителями.

        3) как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных интересов.

        Работа в отделении МРЦД может поддерживаться вовлечением ребенка в адекватные его уровню видеоуроки, видеоэкскурсии, тренировки и т.п. При этом, однако, необходимо  учитывать склонность детей и подростков с РАС стереотипизировать свою активность. Нередко именно активности, связанные с гаджетами, становятся стереотипными и выхолощенными: это могут быть компьютерные игры, многократный просмотр одних и тех же видеороликов или отдельных фрагментов мультфильмов и т.п. В таком случае целесообразно регламентировать время, проводимое ребенком перед экраном компьютера или планшета (в том числе, опираясь на установленное расписание дня). При этом необходимо помнить, что стереотипизации и выхолащиванию интереса ребенка препятствует участие в его занятиях близких взрослых.

        Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, объяснять, показывать, помогать. К сожалению многие дети с РАС не воспринимают работу с педагогом онлайн, отвлекаются, убегают или совершенно не реагируют на педагога, тогда на помощь специалистам приходят родители .Именно они становятся помощниками и педагогами для ребенка. Поэтому в отделении МРЦД   постоянно и целенаправленно поддерживается контакт с родителями при помощи бесед, рекомендаций, разъяснений заданий. Именно совместная работа помогает достигать нужного результата.

Полезные статьи и источники:

Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми// Альманах ИКП РАО  [Электронный ресурс] . – 2014. - №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj

Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Быстро? Вместе? С помощью? // Аутизм и нарушения развития. – 2014. - № 3; 2015. - №№ 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.

В статье приведен пример организации   образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели,  задачи и направления ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

«Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий»

Применение здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в ДОУ. Презентация выполнена в программе Microsoft Power Point 2010, если у вас на компьютере такая же, то после скачивания весь тек...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....

Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией

Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...