Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
материал

Пальшина Ольга Николаевна

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и

экологического воспитания дошкольников»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

Уточнить знания воспитателей по вопросам экологии;

Формировать умение использовать полученные знания в разных видах деятельности;

Развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.

Повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас пройдет семинар практикум на тему: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Скажите, пожалуйста, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Экологическое воспитание дошкольников  - непрерывный процесс воспитания, обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

        Нравственное воспитание дошкольников  определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

         

На сегодняшний день экологическая обстановка в мире ухудшается, поэтому экологическое воспитание  выходит на первый план.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный в плане формирования экологической культуры.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Парциальные экологические программы:

  1. Программа «Семицветик»  (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
  2. Программа «Мы – земляне» А. Вересовой
  3. Прграмма «Природа и художник» (Т. А. Копцева)
  4. Программа «Наш дом – природа» разработана Н. А. Рыжовой.
  5. Программа «Ребенок открывает мир природы»
  6. Программа «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)
  7. Программа «Юный эколог»  (С. Николаева)
  8. Программа «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова)

Парциальные программы по нравственному воспитанию

1.Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова.

2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Задачи по формированию экологической культуры у детей дошкольников,

Формировать основы экологической культуры (знаний о ценности природы).

Побуждать детей любить и уважать природу, защищать её.

Учить наблюдать за объектами живой и неживой природы.

Необходимо создать условия для развития у детей представлений о явлениях окружающего мира; представлений и элементарных понятий о растениях, о

животных.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:

- игры;

- занятия и беседы;

- проведение праздников природной тематики;

- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;

- прогулки с наблюдением за окружающим миром;

- выставки совместного творчества детей и родителей;

В детском саду готовят музыкальные утренники «Праздник Осени», «Праздник Весны», «Праздник Лета», «Праздник Зимы».

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

• уголок природы:

• модели и схемы;

• наглядный материал;

• календарь природы;

• картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

• лаборатория;

• учебные панно;

• методическая, энциклопедическая и художественная литература;

• мини-огороды в групповых помещениях; инвентарь по уходу за растениями;

• экологические коллекции и мини-музеи;

Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям, участие в экологических акциях и проектах.

(Педагоги делятся на две команды).

Конкурс №1. «Экологическая разминка»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Какой цветок цветёт без листьев? (Мать и мачеха).

Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).

Разноцветные грибы? (Сыроежки).

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где у кузнечика уши? (На ногах)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет сигнал опасности)

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

Конкурс № 2. Решение задач:

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю.

Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит

легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто

сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег,

поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает

пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000

мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать

полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится

в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы,

т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)
 Задача 3: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и

сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы

муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)
 Задача 4: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день.

В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте.

Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество

воды? (испарение)

Конкурс № 3 «Угадай по пантомиме»

Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить

какое-либо животное или птицу.

Страус;

Бобёр;

Белка;

Сова;

Медведь;

Лиса;

Пингвин

Подведение итогов.

Думаю, вы согласитесь, что от правильно построенных  взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и  заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Семинар – практикум «Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием»

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Формы интеграции в процессе экологического воспитания дошкольников

Консультация для педагогов о возможностях интеграции экологического воспитания дошкольников в различные виды деятельности...

Статья "Интеграция физического и экологического воспитания дошкольников"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы....

Семинар –практикум на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»

семинар -практикум "Работа с родителями по экологическому воспитанию детей"...