Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
материал
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_integratsiya_nravstvennogo_i_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и
экологического воспитания дошкольников»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
Уточнить знания воспитателей по вопросам экологии;
Формировать умение использовать полученные знания в разных видах деятельности;
Развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас пройдет семинар практикум на тему: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Скажите, пожалуйста, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.
Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс воспитания, обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.
На сегодняшний день экологическая обстановка в мире ухудшается, поэтому экологическое воспитание выходит на первый план.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный в плане формирования экологической культуры.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Парциальные экологические программы:
- Программа «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
- Программа «Мы – земляне» А. Вересовой
- Прграмма «Природа и художник» (Т. А. Копцева)
- Программа «Наш дом – природа» разработана Н. А. Рыжовой.
- Программа «Ребенок открывает мир природы»
- Программа «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)
- Программа «Юный эколог» (С. Николаева)
- Программа «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова)
Парциальные программы по нравственному воспитанию
1.Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова.
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Задачи по формированию экологической культуры у детей дошкольников,
Формировать основы экологической культуры (знаний о ценности природы).
Побуждать детей любить и уважать природу, защищать её.
Учить наблюдать за объектами живой и неживой природы.
Необходимо создать условия для развития у детей представлений о явлениях окружающего мира; представлений и элементарных понятий о растениях, о
животных.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:
- игры;
- занятия и беседы;
- проведение праздников природной тематики;
- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;
- прогулки с наблюдением за окружающим миром;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
В детском саду готовят музыкальные утренники «Праздник Осени», «Праздник Весны», «Праздник Лета», «Праздник Зимы».
Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
• уголок природы:
• модели и схемы;
• наглядный материал;
• календарь природы;
• картотеки труда, наблюдений и экспериментов;
• лаборатория;
• учебные панно;
• методическая, энциклопедическая и художественная литература;
• мини-огороды в групповых помещениях; инвентарь по уходу за растениями;
• экологические коллекции и мини-музеи;
Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям, участие в экологических акциях и проектах.
(Педагоги делятся на две команды).
Конкурс №1. «Экологическая разминка»
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
Какой цветок цветёт без листьев? (Мать и мачеха).
Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).
Разноцветные грибы? (Сыроежки).
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Самая высока трава? (Бамбук)
* Где у кузнечика уши? (На ногах)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет сигнал опасности)
1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)
2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)
Конкурс № 2. Решение задач:
Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю.
Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит
легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто
сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег,
поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает
пищу – мышей, «мышкует»)
Задача 2: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000
мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать
полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится
в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы,
т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)
Задача 3: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и
сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы
муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)
Задача 4: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день.
В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте.
Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество
воды? (испарение)
Конкурс № 3 «Угадай по пантомиме»
Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить
какое-либо животное или птицу.
Страус;
Бобёр;
Белка;
Сова;
Медведь;
Лиса;
Пингвин
Подведение итогов.
Думаю, вы согласитесь, что от правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей основ экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...
Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....
Семинар – практикум «Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием»
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...
Формы интеграции в процессе экологического воспитания дошкольников
Консультация для педагогов о возможностях интеграции экологического воспитания дошкольников в различные виды деятельности...
Статья "Интеграция физического и экологического воспитания дошкольников"
В статье рассматривается актуальность этой проблемы....
Семинар –практикум на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
семинар -практикум "Работа с родителями по экологическому воспитанию детей"...