Планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Предлагаю Вашему вниманию планирование некоторых сюжетно-ролевых игр для средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игры в средней группе
Тема: «Магазин»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активирующее общение педагога с детьми в процессе работы | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков Общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов решения | Цель: создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей |
●Беседы воспитателя: о работе в магазине, о профессии продавца, кассира, закрепление знаний о предметах торговли. Беседа о правилах поведения в общественных местах. ● Чтение стихов: В.Берестов « В магазине игрушек», Ю.Кушак «В магазине» ●Загадки См. Приложение 1 ● Рассматривание иллюстраций фотографии и другие изображения торгового оборудования, продавца, покупателя, товаров. ●Просмотр презентации: «В магазине» | ● Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», «Что изменилось», «Что появилось» ,Разрезные картинки, «Что мы здесь купим», «4 лишний», «Посчитаем сколько» ● Театрализованные игры: «Цветик семицветик» ● Игровые упражнения: «Привезли новый товар в магазин» (разложи по полкам), «Обслужи покупателя» ●Игры имитации: «Отгадай по действию, что купил покупатель» ● Строительно-конструктивные игры: «Построй магазин», «Стоянка для машин у магазина» ●Игры с математическим содержанием: «Сколько монет покупатель должен заплатить за товар», «Отмерь по условной мерке» ●Игры с экологическим содержанием: «Полезно, неполезно» 1. Обучающие игры: ● Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) Воспитатель в роли продавца, дети в роли покупателей. Продавец помогает покупателю с выбором, взвешивает товар, объясняет правила поведения в магазине. ● Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) Воспитатель берёт на себя роль покупателя, а дети продавцов. ●Разыгрывание сюжета( действия направлены на игрушку) Дети вместе с воспитателем в роли продавцов, куклы в роли покупателей. ●Ребёнок играет используя только реальные предметы Одни дети вместе с воспитателем продавцы, другие покупатели 2. Принятие параллельной роли ●Привлечение к параллельной роли Продавец просит другого продавца заменить его на время обеденного перерыва ●Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога Продавец – покупатель, покупатель кассир, покупатель – покупатель ●Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Покупателю не подошла вещь купленная в магазине, большая очередь на кассе | 1. Работа направленная на развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий ● С сюжетной игрушкой «Кукла идёт в магазин купить продукты», «Мишке нужна новая одежда» ● С предметами заместителями «Продавец взвешивает товар на весах», «Кассир принимает деньги и выбивает чек с помощью кассового аппарата» ● Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм яблок», «Помогите мне, пожалуйста, выбрать одежду для дочери», «Скажите, пожалуйста, есть ли у вас йогурт с земляникой» и т.д. 2. Создание подсказывающей ситуации У куклы Маши закончились дома продукты, что нужно сделать? 3. Обращение по ходу игры « Здравствуйте, чем я могу вам помочь?», «Помогите, пожалуйста, найти нужный продукт», «Где у вас отдел детской одежды?» и т.д. | 1. Атрибуты: Внесение реалистических предметов: весы, касса, продукты, чеки, сумки, кошельки и др. ●Внешние признаки Жилетка продавца, бейджик , кепочка с эмблемой магазина ●Копии Пустые баночки и коробочки из-под продуктов ●Заместители Картонные кружочки и прямоугольники в качестве денег ●Цепочка: сюжетные игрушки- предметы-заместители, воображаемые предметы «Покупатель» (кукла – кегля - воображаемый покупатель ●Цепочка: подсказывающие игрушки:коробочка – торт, коробка из-под обуви - обувь 2.Самостоятельная организация, притготовление игровой среды ●Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: Эмблема магазина, Каталог товаров. ●Обыгрывание игрового материала педагогом « Продавец взвешивает товар на весах» ●Презентация игрового материала педагогом Кассовый аппарат | ●Ситуации: Что случиться если покупатель забыл деньги? ●Этюды для выражения эмоционального состояния «Радость от покупки» «Огорчение, родителя, ребёнок которого плохо себя ведёт в магазине» ●Коммуникативные игры. «Полезно- не полезно» «Найди по описанию» «Хлеб – всему голова» «Молочные продукты» «Магазин игрушек» «Магазин одежды» «Магазин овощной» «Кто нас обслуживает в магазине?» | ●Собрание «Значение игры в жизни ребёнка» ●Консультации «Игра – мир ребёнка» ●Семинары – практикумы «Играем с детьми» ●Экскурнсии В магазины различных типов ●Выставки Рисунки «Мой любимый магазин» |
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игры в средней группе
Тема: «Доктор»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активирующее общение педагога с детьми в процессе работы | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков Общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов решения | Цель: создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей |
●Беседы воспитателя о работе врача-педиатра, о работе медсестры , медицинских учреждениях ●Наблюдение за работой медсестры, за работой врача ●Экскурсии в мединский кабинет ●Чтение стихов А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В Маяковский «Кем быть», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей», «Айболит» ●Чтение рассказов И.Туричин «Человек заболел» К.Чуковский «Айболит» ●Рассматривание иллюстраций Петров-Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий ●Загадки «Если кто-то заболел…», «Кто у постели больного сидит…», «Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь…»,»Ускользает как живое…», «Пузырит пускало…»(стр. 56, 85,92 Соболева А.В., ЁЛкина, 1000 закадок стр.13) ●Скороговорки «Прочитал жираф в журнале» ●Просмотр видеозаписей «Айболит 66», «Бегемот который боялся прививок» ●Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей» ●Продуктивные виды деятельности Лепка»Витамины» Конструирование «Изготовление бланков рецептов» Аппликация «Красный крест», рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит» ●Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского ●Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров…», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр» | ●Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», «Сверни бинтик», «Распутай бинтик», «Что пропало», «Что появилось», Разрезные картинки, «Выпиши рецепт», «Распределить пациентов по кабинетам» (по звукам, по количеству слогов), «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру) ● «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко» ●Игровые упражнения «Врач принимает больных, спрашивает, что болит, осматривает, прослушивает, назначает лечение» ●Игры- имитации «Медсестра измеряет давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки» ●Строительно-конструктивные игры «Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол ●Игры с математическим содержанием «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством), «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме и размеру) ●Игры с экологическим содержанием «Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе ещё пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра» 1.Обучающие игры ●Разыгрывание сюжета(действия направлены на детей) Воспитатель в роли врача, медсестры осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов ●Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) Дети вместе с воспитателем осматривают больных (куклы, медведи, собаки и т.п.) ●Ребёнок играет используя только реальные предметы Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов. 2. Принятие параллельной роли ●Привлечение к параллельной роли Позвать другого врача для осмотра и консультации, медицинский консилиум, приглашают медсестру для оказания помощи в период эпидемии, идём на приём к хорошему врачу ●Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога Врач-врач, врач- медсестра, врач-пациент, медсестра- пациент, пациент-пациент ●Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на приём к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача | 1.Работа направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий: ●С сюжетной игрушкой «У куклы заболело горлышко.» Что надо сделать? ●С предметами заместителями «У куклы болит голова, она не может с нами играть» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол (шпатель, карандаш, маленький кубик) ●С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку»- что надо сделать? – помазать ножку, перевязать ●Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор вы свободны?», «Доктор мы сдали анализы, проверьте пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?» «Доктор, как принимать это лекарство?» 2. Создание подсказывающей ситуации Кукле песок попал в глаза к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать 3. Обращение по ходу игры « Как пройти к кабинету окулиста?», «Где у вас гардероб?», «Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы», «На что жалуетесь?», «Соблюдайте правила для глаз» | 1.Атрибуты: Коробка для хранения игрового оборудования ●Внешние признаки Чемоданчик, халаты, колпаки, маски – повязки. Копии имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели ●Заместители: Палочки, карандаши, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки ●Цепочка: сюжетные игрушки – предметы заместители – воображаемые предметы «Пациент» (кукла- кегля- воображаемый больной) ●Цепочка: подсказывающие игрушки: Коробочка- аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест» 2.Самостоятельная организация, приготовление игровой среды ●Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: таблица для проверки зрения ●Изменение сюжетной ситуации Все машины скорой помощи на вызовах, как доставить больного до больницы 3.Совместное изготовление игровых атрибутов: ●Внесение нового атрибута в проблемные ситуации Медицинские амбулаторные карты пациентов, номерки к врачам Обыгрывание игрового материала педагогом Тонометр (для измерения давления) Презентация игрового материала педагогом Дефибриллятор ( при остановке сердца) | ●Ситуации «Ел орехи и сломал зуб», «После прогулки не помыл руки и сел обедать – живот заболел» ●Этюды для выражения эмоционального состояния «Друг заболел» - горе, «Друг поправился» - радость, «Нет номерков к врачу» - раздражение, «Быстро приехал доктор» - удивление, «Надо удалить зуб» - страх ●Коммуникативные игры «Обратитесь вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом» | ●Экскурсии в поликлинику, в стоматологическую клинику, в медицинский центр, в ветиринарную лечебницу ●Выставки рисунки «Мой любимый доктор», фотоколлаж «Играем в доктора» |
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игры в средней группе
Тема: «Парикмахерская»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активирующее общение педагога с детьми в процессе работы | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков Общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов решения | Цель: создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей |
●Беседы «История профессии парикмахер», «Как стать парикмахером» ●Наблюдение За работой воспитателя, когда он причёсывает детей ●Экскурсии в парикмахерскую ●Целевые прогулки до парикмахерской ●Чтение стихов «Дайте ножницы, расчёску…», «Мастер сделает причёску…», «Привели постричь ребёнка…» ●Чтение рассказов Е.Благинина «Красавица какая» Б.Довяк – Мотович «Татьяна в парикмахерской» ●Рассматривание иллюстраций Картина парикмахер( из серии «Кем быть»), иллюстрированный материал по теме ●Загадки «У этой волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…» ●Скороговорки « Не жалела мама мыла…» ●Чистоговорки «Расти коса до пояса…» ●Просмотр видеозаписей «Конкурс парикмахеров» ●Просмотр презентаций «Профессия парикмахер» ●Продуктивные виды деятельности «Мамина причёска», аппликация «Кудрявая причёска», «Украсим причёску», лепка: «Новая модель причёски» (барельеф) ●Слушание музыки музыка разных жанров (марш, вальс, полька) ●Слушание песен муз. ААлександрова, сл. М.Ивенсон «К нам гости пришли», «Почему на голове не растут цветочки», «Брадобрей» из к/ф «Мэри Попинс». | ●Дидактические игры «4- лишний», «Что изменилось», «Каждой вещи своё место», «Найди отличия в портретах» ●Театрализованные игры Бианки «Хвосты», «Эта шубка лучшая» ●Игровые упражнения «Заплетаем косичку», «Завязываем бантик» ●Игры имитации «Сушим волосы феном», «Делаем стрижку» ●Строительно-конструктивные игры «Парикмахерская», «Рабочее место парикмахера» ●Игры с математическим содержанием «У кого коса длиннее», « У какого мастера больше инструментов», «Разложи в порядке убывания, возрастания» ●Игры с экологическим содержанием «Наведи порядок на рабочем месте» 1. Обучающие игры ●Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) воспитатель в роли клиента ●Разыгрывание сюжета( действия направлены на детей) воспитатель в роли парикмахера ●Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) дети и воспитатель в роли парикмахера причесывают, постригают, завивают, плетут косы, сушат голову кукле ●Ребенок играет используя только реальные предметы Ребенок расчесывает, накручивает волосы на бигуди, использует фен, заколки,бантики 2.Принятие параллельной роли ●Привлечение к параллельной роли: два мастера трудятся над причёской, два клиента в очереди ●Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога: парикмахер – клиент, клиент-клиент, мастер – мастер, директор салона – мастер, мастер – администратор ●Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Пригласили в театр, выступление на конкурсе парикмахеров. | 1. Работа направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий: ●С сюжетной игрушкой: кукла проснулась после тихого часа, причёска испорчена, нужно поправить ●С предметами заместителями: К кукле приезжают гости , нужна хорошая причёска, что требуется сделать? (карандаши – бигуди, шпатель – расчёска, прищепки – заколки) ●С воображаемыми предметами У куклы грязные и спутанные волосы, что нужно сделать? – вымыть голову, намазать гелем, причесать, высушить, уложить ●Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Мастер вы свободны?», «Обслуживает ли мастер из мужского зала?», « Как ухаживать за моими волосами» 2. Создание подсказывающей ситуации «Иду мимо парикмахерской. Нужно зайти и записаться на стрижку» 3. Обращение по ходу игры «Когда вы освободитесь?», «Можно ли записаться на другой день?», «В какие дни вы работаете?» «Для какого случая причёску вам делать?» | 1. Атрибуты: коробка и контейнеры для хранения игрового оборудования ●Внешние признаки: передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца ●Копии имитации парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из под косметических средств ●Заместители палочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры, кубики, прищепки ●Цепочка: сюжетные игрушки – предметы заместители – воображаемые предметы: клиент – мягкая игрушка – воображаемый клиент ●Цепочка: подсказывающие игрушки: создаем креативную прическу – нет украшений. Подойдут бельевые прищепки, кольца от пирамидки 2. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды ●Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей – альбом новых причёсок и стрижек ●Изменение сюжетной ситуации: Все мастера заболели, а клиенту срочно нужно сделать праздничную причёску. Как поступить администратору? ●Совместное изготовление игровых атрибутов: визитная карточка салона ●Обыгрывание игрового материала педагогом Выпрямитель (утюг) для волос ●Презентация игрового материала педагогом Автоклав для стерилизации парикмахерских инструментов | Ситуации Праздник в детском саду, требуется красивая прическа Этюды для выражения эмоционального состояния: грубый парикмахер – обида, неудачная прическа – огорчение, прическа понравилась – радость Коммуникативные игры Обратись вежливо, вежливо ответь, разговор по телефону, запись к мастеру | Собрание «Обогащение игры своими руками» Консультации развитие речи через сюжетно-ролевую игру» Экскурсии В салон красоты Выставки рисунков «Прическа моей мамы» |
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игры в средней группе
Тема: «Общественный транспорт»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активирующее общение педагога с детьми в процессе работы | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков Общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов решения | Цель: создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей |
∙Беседы воспитателя О видах транспорта, о профессиях связанных с работой общественного транспорта ∙Наблюдение За общественным транспортом по пути в детский сад, за работой кондуктора, водителя в транспорте ∙Чтение стихов ∙Чтение рассказов И.Калинина «Машины» О.Высотская «Мамин троллейбус» М. Илбин, Е. Сегал «Машины на нашей улице» ∙Рассматривание иллюстраций Картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов ∙Загадки См. Приложение 1 ∙Скороговорки См. Приложение 1 ∙Просмотр видеозаписей «Паровозик из Ромашково» ∙Просмотр презентации На небе, на земле, на море ∙Продуктивные виды деятельности Аппликации «Он бежит себе в волнах», лепка «Веселый автобус», рисование сюжетное ∙Слушание песен « Мы едем, едем, едем», «Голубой вагон» | ∙Дидактические игры «На небе на земле на море», «Кто самый внимательный?» «Для чего нужен специальный транспорт?» «Азбука голубых дорог». «Пешеходы и транспорт». «Кто проедет первым?» «На чем я путешествую» ∙Игровые упражнения «Автомастерская», «Продолжи предложение» ∙Игры имитации «Водитель автобуса», «Кондуктор и пассажиры» ∙Строительно-конструктивные игры «Автобусная остановка», «Электродепо», «Трамвай» , «Железнодорожная платформа» ∙ Игры с математическим содержанием « Кукла Таня едет в третьем вагоне», «Вам выходить через две остановки», «Сколько автобусов стоит в автобусном парке» ∙Игры с экологическим содержанием 1. Обучающие игры ∙Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) Воспитатель в роли кондуктора, дети пассажиры ∙ Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) Воспитатель берет на себя роль пассажира, а дети кондуктора и водителя ∙Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) Дети вместе с воспитателем в роли автомехаников проверяют техническое состояние троллейбусов в троллейбусном парке 2.Принятие параллельной роли ∙Привлечение к параллельной роли Женщина с коляской заходя в автобус просит других пассажиров помочь ей ∙Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога Пассажир-пассажир, пассажир - кондуктор ∙Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Долго нет нужного транспорта, автобус сломался во время поездки | 1. Работа направленная на развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий ∙ С сюжетной игрушкой Кукла Катя купила билет на поезд и собирается ехать отдыхать ∙С предметами заместителями Строим поезд из кубиков ∙С воображаемыми предметами Оплачиваем проезд кондуктору ∙Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Вы на следующей будете выходить?», «Передайте пожалуйста за проезд», « Вы не подскажите, на какой остановке выйти?» 2. Создание подсказывающей ситуации Бабушка пригласила в гости, а она живет далеко, что нужно сделать? | 1.Атрибуты ∙Внесение реалистических предметов: рули, дорожные знаки, жезл, свисток, инструменты, водительские права и так далее ∙Внесение условных предметов: кирпичики –телефон, Карточки – водительские права, кольца с кольцеброса – рули, стульчики- сидения, кружочки и прямоугольники из картона – деньги ∙Внешние признаки Фуражка водителя, жилет кондуктора ∙Цепочка: сюжетные игрушки- предметы-заместители- воображаемые предметы Кукла- кегля- воображаемый больной Цепочка: подсказывающие игрушки: Сумка- сумка кондуктора, листочки – билеты 2. Самостоятельная организация приготовление игровой среды ∙Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: Знак автобусной остановки ∙Изменение сюжетной ситуации На дороге авария, транспорту не проехать. Как маме добраться на работу. ∙Обыгрывание игрового материала педагогом Расписание движения транспорта ●Презентация игрового материала педагогом Устройство для считывания проездных документов | ●Ситуации В транспорт зашел пожилой человек; В метро бежит мальчик по эскалатору, что делать? ●Этюды для выражения эмоционального состояния «Долго нет транспорта» – огорчение, «Пришел нужный транспорт» – радость, « Изменение маршрута» - удивление, «Невоспитанный, грубо ведущий себя пассажир» - страх ●Коммуникативные игры «Улица большого города» «Машины на нашей улице.», «Мы едем, едем, едем», «Займи свое место», «Обратись вежливо» . | ●Консультации «Чем занять ребёнка в дороге» ●Круглые столы «Игровые ситуации» ●Экскурсии В «Музей паровозов», В музей Горэлектротранса ●Выставки ● Фотоколлажи Как я ездил отдыхать |
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игры в средней группе
Тема: «Строители»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активирующее общение педагога с детьми в процессе работы | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков Общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов решения | Цель: создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей |
∙Беседы О работе строителя, строительной технике, строительных специальностях ∙Наблюдение За работой строителей на строительной площадке ∙Экскурсии К строительной площадке ∙Целевые прогулки По местам ближайшего окружения (рассматривание социально значимых объектов) ∙Чтение стихов А.Барто «Маляр», Б.Заходер «Строители», С.Маршак «Дом который построил Джек» ∙Чтение рассказов Б.Житков «Что я видел», К.Нефедова «Дом какой он» ∙Рассматривание иллюстраций «Архитектура Петербурга», иллюстрации к сказке «Три поросенка» ∙ Загадки, скороговорки, чистоговорки См.Приложение 1 ∙Просмотр видеозаписей Петербург с высоты птичьего полета ∙ Просмотр презентации Профессия строитель ∙Продуктивные виды деятельности Лепка «Дом из кирпичей», аппликация «Домики трех поросят», рисование «Дом моей мечты», конструирование «Строим любимый город» ∙Слушание музыки Гимн строителей ∙Слушание песен «Песенка мышонка», «Песенка бобра» | ∙Дидактические игры «4 лишний», «Кому что нужно для работы», «Сосчитай до 5», «Что за чем», «Расставь по величине», «Волшебная стенка», «Забиваем гвоздик» ∙Театрализованные игры «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок» ∙Игровые упражнения «Построй такую же башню» ∙Игры имитации «Красим стену», «Кирпичная кладка» ∙Строительно–конструктивные игры «Дома ближайшего окружения» ∙Игры с математическим содержанием «У кого больше кирпичей», «Чей дом выше», «В каком доме больше этажей», «В каком доме больше окон», «Большой-маленький город» ∙Игры с экологическим содержанием «Прибери рабочее место», «Инфраструктура жилого массива» 1. Обучающие игры ∙Разыгрывание сюжета (Действия направлены на воспитателя) Воспитатель в роли заказчика ∙Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) Воспитатель берет на себя роль прораба или строителя ∙Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) дети в роли строителей, строим дом для собачки, теремок для всех зверей ∙Ребенок играет используя только реальные предметы Строим домики для зверей из конструктора 2. Принятие параллельной роли ∙Привлечение к параллельной роли Два заказчика, две строительные фирмы, два архитектурных проекта ∙Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога Строитель-заказчик, строитель-прораб, строитель-архитектор, архитектор-заказчик, архитектор – прораб, заказчик-прораб ∙Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Не привезли строительный материал, наводнение, обильный снегопад, сломалась техника | 1. Работа направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий: ∙С сюжетной игрушкой « У зайца много врагов в лесу, надо построить надежный домик» ∙С предметами-заместителями Строим будку для Бобика из коробок из под сока, кефира ∙С воображаемыми предметами «Строим и украшаем дворец Снежной королевы» ∙Развертывание сюжета с ролевым диалогом «К кому можно обратиться за помощью в постройке дома?», «Какой строительный материал потребуется для постройки дома?» «Для чего или для кого вы хотите построить дом?» 2. Создание подсказывающей ситуации «Стало тесно надо построить дом побольше» (по сказке теремок) 3Обращение по ходу игры «Когда вы сможете продолжить строительство?», «Где удобнее разгрузить материал?» «Как проехать на стройплощадку?» | 1. Атрибуты: Коробка, контейнер для хранения игрового оборудования ●Внешние признаки Каска, рукавицы, передники ●Копии Имитация строительных инструментов ●Заместители Коробки, стаканчики, скотч ●Цепочка: сюжетные игрушки – предметы заместители – воображаемые предметы Заказчик- мягкая игрушка – воображаемый заказчик ●Подсказывающие игрушки: строим кормушку для птиц – нет досок, используем бутылки пластиковые, коробки из под сока. 2. Самостоятельная организация приготовление игровой среды ●Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей Альбомы с образцами построек, фотоальбомы с видами объектов ближайшего окружения, альбомы с алгоритмами строительства ●Изменение сюжетной ситуации Бабушка с дедушкой приехали из другого города жить вместе с нами ●Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуации «Проектный чертёж будущего здания» ●Введение нового атрибута в проблемные ситуации Сломался грузовик – внесем самосвал ●Обыгрывание игрового материала педагогом Воспитатель подвозит самосвал к стройплощадке и разгружает, поднятие тяжестей с помощью крана ●Презентация игрового материала педагогом «работа экскаватора» | ●Ситуации: около дома нет детского сада и школы, приходится ездить далеко на транспорте, много талантливых детей – надо построить дом творчества ●Этюды для выражения эмоционального состояния Восхищение – какой красивый дом, дом еще не построен – возмущение, бригада строителей не вышла на работу – злость, жалко расставаться со старым домом – грусть ●Коммуникативные игры «Спроси как пройти к новому дому», «Сделай заказ вежливо в проектное бюро, расскажи о своих пожеланиях», «Поблагодари строителей» | ●Собрание «Развивая пальчики – развиваем речь» ●Семинары – практикумы «Строим дом сами, своими руками» ●Круглые столы Защита семейного проекта «Самый необычный дом» ●Экскурсии Музей «Гранд Макет Россия» ●Выставки «Дом будущего» |
Приложение 1
Лексический материал по темам сюжетно-ролевых игр в средней группе
Тема «Магазин»
Загадки | Скороговорки, чистоговорки |
Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в… Есть у мамы на прилавке Куклы, мячики, булавки, Обувь - справа, ткани - слева, Чашки - на витрине. Мама словно королева В нашем магазине! Кем работает мама? Нам даёт товар и чек Не философ, не мудрец И не суперчеловек, А обычный ... Я, как юла, весь день вертелась. | Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку. Купили кapaкaтице кружевное платьице… Ходит кapaкaтицa, хвaстaется платьицем. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои! |
Тема «Доктор»
Загадки | Скороговорки, чистоговорки |
Кто в дни болезней Педиатра ты не бойся, Мы от простуды вновь страдаем, Громко кашляет Серёжа. | Кто хочет разговаривать, |
Тема «Парикмахерская»
Загадки | Скороговорки, чистоговорки |
В этот чистый светлый зал, У этой волшебницы, | Милу мама мылом мыла. У гусыни усов ищи, не ищи - не сыщешь. Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж. У осы не усы, Не усищи, А усики! |
Тема «Общественный транспорт»
Загадки | Скороговорки, чистоговорки |
Загадки Три глаза – Три приказа, Красный – Самый опасный. (светофор) Дом по улице идет, На работу нас везет, Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (автобус) Он гудит, свистит, пыхтит И по рельсам в путь бежит. (паровоз) Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. (метро) Стальная стрекоза летит, жужжит, Над горами кружит. | Рельсы, рельсы, а дорога, Ровная, как стрелка. Едет маленькая Лора И большой Валерка Вот паровоз бумажный, Но ужасно важный. Он везёт букашек, мошек И рогатого жука. А раскрасит паровозик Моя правая рука. Жук жужжал, жужжал, жужжал. – Он за поездом бежал. Он жужжал, бежал, летел, А на поезд не успел. На перроне две вороны Громко ссорились, крича. Испугали две вороны И сороку и грача. Павел в поезде сидел. Павел булку с маслом ел. Слойку съел и сливу съел, И совсем не похудел. |
Тема «Строители»
Загадки | Скороговорки, чистоговорки |
С утра до вечера Он старательно фырчит, Кирпичи на стройку мчит. Грузы развозить привык Сильный, мощный... Он легко одной рукой Строит дом для нас с тобой Что за чудо-великан? Скажут все – .. Быстро яму без лопаты Вырыть может… К стройке подъехала бочка большая, Крутится медленно, что-то мешая. В бочку строитель цемент насыпает, Щебня, песка и воды добавляет. Ловко замесит для всех – ей не жалко – Что за машина? Толстый тонкого побьёт. Тонкий что-нибудь прибьёт. | Ищу профессию каменщика, крановщика и стекольщика Ца-Ца-Ца строительство крыльца Цо-Цо-Цо красивое крыльцо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста1 неделяУровниПонедельникВторникСредаЧетвергПятница Подготовительный...
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе 2012-2013 учебный год
Перспективный план создан на основе программы "Детство". Он включает в себя предварительную работу (сбор информации), ролевые диалоги и предметную среду...
Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры СЕМЬЯ в младшей группе
Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры СЕМЬЯ в младшей группе...
Консультация для воспитателей "Планирование сюжетно - ролевой игры в разных возрастных группах"
В данной консультации можно прочитать задачи по развитию сюжетно ролевой игры в разных возрастных группах и задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре....
Комплексное планирование сюжетно-ролевой игры "Пароход" в средней группе
Представляю перспективный план по комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой "Пароход" в средней группе, который включает в себя четыре направления: ознакомление дошкольников с окружающим, передач...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм для детей средней группы
Данное панирование поможет педагогу заинтересовать ребенка , помочь справиться с комплексами и выявить творческие способности детей....