Семинар "Психолого-педагогическая служба в ДО"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Семинар педагогов-психологов детских садов
Теоретическая часть
Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ
ППС – целостная. Системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка (М.Р. Битянова)
ППС – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса (Э.М. Александровская)
Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организованного (И.В. Дубровина)
Главной целью психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка ребёнка на всех этапах детства.
Основные задачи психологической службы образования:
• Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста
• Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
• Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата. Которые определяются прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками
• Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателя, учителям
Основные направления ППС
Просвещение – приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Профилактика - специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства
Консультирование - оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения
Диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?
Какие составные части входят в понятие “технология”?
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:
технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, т.е.
- игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра: игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры, сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения; коллективные, дидактические игры; игры с правилами; народные игры, как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития;
- арттерапия– это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.Задачи: дать социално приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; получить материал для интерпритации и диагностических заключений; проработать мысли и чувства, которые обычно подавляются;
Развить чувство внутреннего контроля; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психолоогических защит; развить творческие способности и повысить самооценку.
- сказкотерапия - одним из наиболее приемлемых психотерапевтичеких методик в работе с детьми дошкольного возраста для меня является сказкотерапия. Использование сказок эффективно при работе с дошкольниками ввиду возрастных особенностей развития ребенка, определяющих восприятие и понимание сказки детьми, и особенностей самой сказки как литературного произведения.
- куклотерапия - метод комплексного воздействия, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка;
- музыкатерапия - контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы
- куклотерапия - куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
- песочная терапия - Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Практическая часть
Приглашение посетить Галерею Искусств – где каждый зал олицетворяет какой-либо вид деятельности психолого-педагогического сопровождения детей, используя технологии социально-педагогического благополучия. Участникам предлагается фрагменты видов деятельности психолога, воспитателя, логопеда, инструктора по физкультуре.
1.Зал Экспрессионистов – где происходит выражение эмоционального состояния с помощью красок.
АРТ. (участники - дети 6 лет)
Настрой на работу. Разогрев. Упражнение "Каракули" Д.Винникот. Затем проработка образов: "На что похоже моё настроение?" (описать в образах природы, погодных явлений). Затем предложить изобразить этот образ на вертикально стоящем стекле.
2. Зал Абстракционистов – где можно найти смысл в разнообразии различных форм и символов, непонятных на первый взгляд. Работа с мнемотаблицами (загадки, стихотворения, сравнение). Участники - дети 5 лет. Работает воспитатель.
3. Зал Портретистов – здесь происходит попытка изобразить "собственный портрет"- образ.
КУКЛЫ. (участники - дети 6 лет)
Разогрев. Вопросы о куклах. Какие бывают куклы, чем они отличаются? Чем похожи? Предложение представить себя какой-нибудь кукллой. Сообщение о том, что сейчас предстоит работа с пальчиковыми куклами. Выбор кукол наугад из мешочка. Техника "Жил-был герой похожий на меня...". Детям разрешено задать герою интересующий их вопрос: чего боится герой? что его радует? какое у него настроение? есть ли у него друзья? что огорчает героя?
4. Зал Иллюстраторов – происходит «изображение» действиями "иллюстраций" к сказкам
СКАЗКА. (участники - дети 6 лет )
"Лягушка и экскаватор" (по Эно Раут)
5. Зал Прикладного искусства – происходит развитие мелкой моторики пальцев рук.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА (участники - дети 5 лет ) - работа учителя-логопеда.
6. Зал Кубистов – подчеркивание геометризованных условных форм.
КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА (участники - участникик семинара)
Сказки Ворона Метра. Настрой на работу - кинезеологические упражнения. Напомнить свойства квадрата: стороны равны, углы равны. Сказки (по Воскобовичу)
7. Зал Инсталляций – зал в котором создаются композиции (скульптуры) в пространстве
ЗВЕРОБАТИКА - это акробатика, которая проще, чем кувырок, помогает снять мышечные зажимы, тренировать умение работать в парах, в команде. (участники - дети 6 лет). Проводит инструктор по физкультуре.
8. Зал Баталистов – происходят игровые «сражения».
ИГРОТЕРАПИЯ (участники - дети 6 лет). Настрой на работу - выполнение ритмического рисунка, кинезеологические упражнения.
Игры:
"Зеркало" (работа в парах, повторение за напарником), "Хвастун"( работа в кругу, нужно похвастаться своим соседом справа), "Волшебный стул" (работа в кругу, один ребенок стоновится на стул и говорит утверждение о себе, остальные обращаясь к нему подстверждают это утверждение),"Тучка"(музыкальная игра из комплекса "Зарядка с клоуном Плюхом ), "Лиса и нора"(музыкальная игра из комплекса "Зарядка с клоуном Плюхом) , "Снежная баба"(релаксирующее упражнение - напряжение-расслабление)
Служба ППС
(миниатюра на тему психолого-педагогического сопровождения)
Участники(дети): Диагностика, Коррекционно-развивающая работа, Консультирование, Психологическая профилактика, Ребенок
На стуле сидит Ребенок, опасливо озирается по сторонам, кусает губы, грызет ногти, дергает ногой, делает вид, что боится, волнуется, переживает.
Входит Д:
- Так, так, так , ну, ну посмотрим,
С чем, голубчик, вы пришли к вам? (оглядывает Ребенка, подает ему листы с бланками, Ребенок что-то чиркает на листах, Диагностика заглядывает в листы через плечо Ребенка, Ребенок закрывает написанное).
Что случилось, не таите,
По порядку расскажите.
Вижу я у вас тревожность
И в общении есть сложность
Неуверенность, плаксивость,
Вижу даже агрессивность…
Что ж, коллеги, ваше слово…
- (К) Я проведу консультацию,
Выясню всю ситуацию,
Обговорим причины и следствия
Обозначим маршрут действия
Прольём, так сказать, на проблему свет!
Неразрешимых ситуаций нет!
- (КРР) Со своей стороны могу предложить
Терапией искусством результат закрепить
Программу развития составим специальную
С учётом того, что всё индивидуально.
- (П) К моему глубокому сожалению
В нашей жизни не редкость такие явления
Но для создания благоприятного климата
Нужно не допустить их распространения
Ну что ж поработаем в этом учреждении
Наладим оптимизацию форм общения
Тренинги, беседы, лекции…
Психолого-педагогические секции
Наглядная и словесная информация
Различная агитация…
-(Д) Думаю, верным путем направляемся
Давайте. Коллеги, постараемся
Я буду периодически заглядывать
Проверять результаты, посматривать
Все вместе:
Возьмемся все дружно, умело
И справимся с любым делом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы логопедической службы в ДОУ
О том, как я представляю себе стратегию развития логопедической службы в условиях логопункта ДОУ...
Маркетинговая служба в ДОУ
Использование SWOT-анализа в управлении...
Маркетинговая служба в ДОУ
Использование SWOT-анализа в управлении...
Программа групповых игровых сеансов в службе ранней помощи или лекотеке
Программа групповых занятий адресована родителям, педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, ЦИПРах, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраст...
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Служба спасения
«Служба спасения»Конспект сюжетно-ролевой игрыв старшей группе ВоспитательМДОУ «Детский сад № 35 «Алёнушка-1»г. Ершова Саратовской области»Бикмакаева Олеся Фягимовна ...
Модель маркетинговой службы МБДОУ
Переходим на новые горизонты образования.... ...