ПРОЕКТ «Путь к профессиональному совершенству»
проект на тему
ПРОЕКТ
«Путь к профессиональному совершенству»
Сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ.
Цель проекта: Создание гибкой модели сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов ДОУ.
Задачи проекта:
ü Оказать методическую поддержку молодым педагогам и облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
ü Облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
ü Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей профессиональных затруднений, динамики профессионального развития на каждом этапе профессионального становления;
ü Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создания индивидуальных образовательных маршрутов;
ü Разработать систему оценки личностного роста молодых педагогов;
ü Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов на методических мероприятиях, через сайт ДОУ.
Принципы реализации Проекта:
• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);
• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_put_k_professionalnomu_sovershenstvu.docx | 383.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный
Путь к профессиональному совершенству
сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ
ПРОЕКТ
Непеляк Мария Ивановна, воспитатель
Актуальность проекта
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Строятся новые детские сады, с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Зачастую, для работы с детьми 3-7 лет приходят специалисты:
1. Имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы.
2. Не имеющие педагогического образования и опыта работы.
Главное для этих категорий специалистов, что они мамы детей дошкольного возраста, испытывающие необходимость в предоставлении своим малышам возможности общения и развития в кругу сверстников и получении образования. Отсутствие опыта и специальных знаний, трудности в работе, подрастающие дети, вызывает желание педагогов сменить род деятельности. Все эти факторы способствуют не стабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях.
Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1.Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2.Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования
Когда мы говорим о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.
В нашем понимании наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы дошкольного блока прогимназии используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге. В блоке начальной школы используется и коллективная форма наставничества.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
• повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
• развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
• предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
• снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
• привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ОУ;
• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ОУ, правил поведения в ОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Морально-психологическая контактируемость наставника и подшефного.
3. Личная примерность наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана и плана работы методического объединения воспитателей ОУ.
7. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Конечно же, все начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в прогимназии. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а также наставник выделяет важные на его взгляд моменты в работе и акцентирует внимание подшефного на них.
ПРОЕКТ
«Путь к профессиональному совершенству»
Сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ.
Цель проекта: Создание гибкой модели сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов ДОУ.
Задачи проекта:
- Оказать методическую поддержку молодым педагогам и облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
- Облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
- Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей профессиональных затруднений, динамики профессионального развития на каждом этапе профессионального становления;
- Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создания индивидуальных образовательных маршрутов;
- Разработать систему оценки личностного роста молодых педагогов;
- Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов на методических мероприятиях, через сайт ДОУ.
Принципы реализации Проекта:
• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);
• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
Механизм реализации проекта
Этапы | сроки | Содержание деятельности |
1.Предпроектный (подготовительный) | август –сентябрь 2014г. | Изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов. Разработка проекта. Создание банка данных о молодых педагогов ОУ Создание нормативно-правовой базы по Проекту. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов. Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов Разработка модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов Утверждение проекта |
2. Диагностический | октябрь -2014 | Разработка диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодых педагогов; по изучению запроса на сопровождение Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста. |
3.Практический | ноябрь – апрель | Апробация модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов Разработка индивидуальной образовательной программы профессионального становления молодого педагога Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые занятия, мастер-классы, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.) Создание Карты роста профессиональной компетентности и мастерства педагогов. Формирование банка творческих разработок молодых педагогов: -электронная копилка методических материалов; -Сайт ДОУ |
4. Итогово-аналитический | май-июнь | Обобщение и анализ итогов реализации Проекта Мониторинг реализации проекта Разработка методических рекомендаций по организации сопровождения молодых педагогов ДОУ. Успешная аттестация молодых педагогов ДОУ. |
Модель сопровождения молодых педагогов ДОУ
Старший воспитатель | Воспитатель-наставник | Молодой специалист |
|
Сопровождение, поддержка процесса самообразования молодого педагога индивидуальный образовательный поиск |
|
«Дорожная карта»
сопровождения профессионального становления молодого педагога ДОУ
Аналитическая деятельность:
- собеседование;
- анкетирование;
- диагностика;
- мониторинг.
Планирование работы педагога-наставника с молодым педагогом:
- индивидуальные образовательные программы;
- индивидуальные образовательные маршруты;
- карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога.
Организация деятельности сопровождения профессионального становления молодого педагога:
- изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов;
- изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
- создание модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов; нормативно-правовой базы
Формы сопровождения профессионального становления молодого педагога:
- консультации
- НОД педагога –наставника;
- мастер-классы педагога –наставника
- собеседования;
Формы контроля и оценки сопровождения профессионального становления молодого педагога:
- открытые мероприятия молодого педагога;
- мастер-классы молодого педагога;
- портфолио молодого педагога
- конкурс профессионального мастерства;
- контрольные срезы.
Содержание и формы работы мы определяем в зависимости от индивидуальных особенностей молодого или начинающего специалиста, уровня его подготовленности к профессиональной деятельности, от особенностей системы воспитательно-образовательной работы ОУ, от насущных и актуальных вопросов и проблем, требующих помощи в решении.
Ожидаемый результат от внедрения проекта:
• Эффективная модель сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов.
• Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.
• Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.
Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- Недостаток квалифицированных кадров.
- Изменение законодательной базы.
- Стереотипы общественного сознания.
- Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
- Объективные риски (болезнь участников).
- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).
Меры по их преодолению:
- Повышение компетентности педагогов — наставников по сопровождению молодых педагогов.
- Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар для молодых педагогов.
- Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
1. Психологические тренинги.
2. Изменение индивидуального образовательного маршрута.
Технологическая карта
по развитию профессионально важных качеств
у молодых педагогов детского сада
Метод | Содержание | Практическое значение метода |
Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач | Известны четыре вида конкретных ситуаций: В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение; Ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» и др.); В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его; Ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов. Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. | Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке. |
Диалог, дискуссия | Диалог – это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения. При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его. | Овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора |
Обучение практическим умениям | По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени заседания Школы (до 5 мин.). Лучше дать обучающий элемент из опыта работы. Интересен опыт педагогов-наставников. Эффективно применять аудио- и видео запись. | Знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике |
Метод имитации рабочего дня воспитателя | При использовании этого метода педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки. | Овладение профессиональными умениями на практике |
Решение педагогических кроссвордов и перфокарт | Этот метод целесообразно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях. | Этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивать педагогический кругозор. |
Метод «педагогический бой» | Применяется так же, как составная часть консультации, семинара или педсовета. На это отводится не более 10 минут. Участники разбиваются на 2 группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе, при этом учитывается: - быстрота при подготовке ответа; - его правильность, краткость и оригинальность; - умение дать обоснование. По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей. | Развивает профессионально важное умение точно формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировано обосновать, овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора |
Работе с инструктивно-директивными документами | Воспитателям заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести весь изложенный материал со своей работой, и выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков. Эту работу каждый проделывает сначала самостоятельно, а затем обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы. | Развитие умения работать с документами |
Анализ детских высказываний, поведения и творчества дошкольников | Руководитель готовит материал: магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Молодые воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми. | Умение анализировать продукты детской деятельности |
Метод игрового моделирования | В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом воспитателей. | Данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем. |
Таким образом, планомерная работа в области наставничества практически помогает молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальный проект "Путь к профессиональному совершенству"
Проект предназначен для методистов РИМЦ по дошкольному образованию. Развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений МО "Кабанский район" как одно из условий повышения качеств...
Концептуальный проект "Путь к профессиональному совершенству"
Проект предназначен для методистов РИМЦ по дошкольному образованию. Развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений МО "Кабанский район" как одно из условий повышения качеств...
Проект "Путь хлеба к нашему столу".
Кем быть? «Хлеб – всему голова», - говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. ...
Методическая разработка: Долговременный проект "Путь к звездам"
Данная методическая разработка рассчитана на возраст от 5 до 6 лет.Участниками проекта являются дети, родители (законные представители), педагоги.Цель проекта: развитие познавательных инте...
Семейный экологический проект "Путь от яйца до голубя".
Проект разработала и реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые».Цель проекта:·...
Презентация проекта "Путь от яйца до голубя"
Проект на тему «Путь от яйца до голубя» реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые». ...
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в рамках реализации проекта «Путь к успеху»
Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной комьпьютерной сети Интернет, для пользования современных компьютерны...