ПРОЕКТ «Путь к профессиональному совершенству»
проект на тему

Непеляк Мария Ивановна

ПРОЕКТ

«Путь к профессиональному совершенству» 

Сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ.

Цель проекта: Создание гибкой модели сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов ДОУ.

Задачи проекта:

ü Оказать методическую поддержку молодым педагогам и облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;

ü Облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;

ü Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей профессиональных затруднений, динамики профессионального развития на каждом этапе профессионального становления;

ü Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создания индивидуальных образовательных маршрутов;

ü Разработать систему оценки личностного роста молодых педагогов;

ü Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов на методических мероприятиях, через сайт ДОУ.

Принципы реализации Проекта:

• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_put_k_professionalnomu_sovershenstvu.docx383.28 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город РадужныйL:\Логотип.pngL:\Безымянный-1.png

Путь к профессиональному совершенству

 

сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ

ПРОЕКТ

Непеляк Мария Ивановна, воспитатель

Актуальность проекта

        

         В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Строятся новые детские сады, с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности.     Зачастую, для работы с детьми 3-7 лет приходят специалисты:

1. Имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы.

2. Не имеющие педагогического образования и опыта работы.

          Главное для этих категорий специалистов, что они мамы детей дошкольного возраста, испытывающие необходимость в предоставлении своим малышам возможности общения и развития в кругу сверстников и получении образования. Отсутствие опыта и специальных знаний, трудности в работе, подрастающие дети, вызывает желание педагогов сменить род деятельности. Все эти факторы способствуют не стабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях.

Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1.Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2.Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования

Когда мы говорим о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.

В нашем понимании наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы дошкольного блока прогимназии используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге. В блоке начальной школы используется и коллективная форма наставничества.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

• повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;

• развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;

• предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;

• снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

• привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ОУ;

• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ОУ, правил поведения в ОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.

2. Морально-психологическая контактируемость наставника и подшефного.

3. Личная примерность наставника.

4. Доброжелательность и взаимное уважение.

5. Уважительное отношение к мнению подшефного.

6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана и плана работы методического объединения воспитателей ОУ.

7. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Конечно же, все начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в прогимназии. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а также наставник выделяет важные на его взгляд моменты в работе и акцентирует внимание подшефного на них.

ПРОЕКТ

«Путь к профессиональному совершенству»

 

Сопровождение профессионального становления молодого педагога ДОУ.

Цель проекта: Создание гибкой модели сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов ДОУ.

Задачи проекта:

  • Оказать методическую поддержку молодым педагогам и облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
  • Облегчить их адаптацию к новому профессиональному статусу;
  • Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей профессиональных затруднений, динамики профессионального развития на каждом этапе профессионального становления;
  • Индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создания индивидуальных образовательных маршрутов;
  • Разработать систему оценки личностного роста молодых педагогов;
  • Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов на методических мероприятиях, через сайт ДОУ.

Принципы реализации Проекта:

• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Механизм реализации проекта

Этапы

сроки

Содержание деятельности

 1.Предпроектный (подготовительный)

август –сентябрь

2014г.

Изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов.

Разработка проекта.

Создание банка данных о молодых педагогов ОУ

Создание нормативно-правовой базы по Проекту.

Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.

Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

Разработка модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов

Утверждение проекта

2. Диагностический

октябрь -2014

Разработка диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодых педагогов; по изучению запроса на сопровождение

Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста.

3.Практический

ноябрь – апрель

Апробация модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов

Разработка индивидуальной образовательной программы профессионального становления молодого педагога

Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые занятия, мастер-классы, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.)

Создание Карты роста профессиональной компетентности и мастерства педагогов.

Формирование банка творческих разработок молодых педагогов:

-электронная копилка методических материалов;

-Сайт ДОУ

4. Итогово-аналитический

май-июнь

Обобщение и анализ итогов реализации Проекта

Мониторинг реализации проекта

Разработка методических рекомендаций по организации сопровождения молодых педагогов ДОУ.

Успешная аттестация молодых педагогов ДОУ.

Модель сопровождения молодых педагогов ДОУ

Старший воспитатель

Воспитатель-наставник

Молодой специалист

  • Разработка нормативно- правовой базы по проекту
  • Координация работы педагогов –наставников;
  • Организация мониторинга то каждому этапу профессионального становления молодых педагогов

  • Создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития согласно индивидуальному запросу молодого педагога.

Сопровождение, поддержка процесса самообразования молодого педагога индивидуальный образовательный поиск

  • Работа по индивидуальному образовательному маршруту
  • Посещение НОД педагога –наставника
  • Проведение открытых НОД
  •  Рефлексия собственной педагогической деятельности по образовательному маршруту.

 

«Дорожная карта»

сопровождения профессионального становления молодого педагога ДОУ

Аналитическая деятельность:

- собеседование;

- анкетирование;

- диагностика;

- мониторинг.

Планирование работы педагога-наставника с молодым педагогом:

- индивидуальные образовательные программы;

- индивидуальные образовательные маршруты;

- карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога.

Организация деятельности сопровождения профессионального становления молодого педагога:

- изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов;

- изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;

- создание модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов; нормативно-правовой базы

Формы сопровождения профессионального становления молодого педагога:

- консультации

- НОД педагога –наставника;

- мастер-классы педагога –наставника

- собеседования;

Формы контроля и оценки сопровождения профессионального становления молодого педагога:

- открытые мероприятия молодого педагога;

- мастер-классы молодого педагога;

- портфолио молодого педагога

- конкурс профессионального мастерства;

- контрольные срезы.

Содержание и формы работы мы определяем в зависимости от индивидуальных особенностей молодого или начинающего специалиста, уровня его подготовленности к профессиональной деятельности, от особенностей системы воспитательно-образовательной работы ОУ, от насущных и актуальных вопросов и проблем, требующих помощи в решении.

Ожидаемый результат от внедрения проекта:

• Эффективная модель сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов.

• Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.

• Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

Риски проекта

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

- Недостаток квалифицированных кадров.

- Изменение законодательной базы.

- Стереотипы общественного сознания.

- Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.

- Объективные риски (болезнь участников).

- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).

Меры по их преодолению:

  • Повышение компетентности педагогов — наставников по сопровождению молодых педагогов.
  • Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар для молодых педагогов.
  • Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.

1. Психологические тренинги.
2. Изменение индивидуального образовательного маршрута.

Технологическая карта

по развитию профессионально важных качеств

у молодых педагогов детского сада

Метод

Содержание

Практическое значение метода

Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач

Известны четыре вида конкретных ситуаций: В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение; Ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» и др.); В  ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его; Ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов. Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей   заинтересованности и активности воспитателей.

Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке.

Диалог, дискуссия

Диалог – это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения. При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора

Обучение практическим умениям

По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от    общего времени заседания Школы (до 5 мин.). Лучше дать обучающий элемент из опыта работы. Интересен опыт педагогов-наставников. Эффективно применять аудио- и видео запись.

Знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике

Метод имитации рабочего дня воспитателя 

При использовании этого метода педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки.

Овладение профессиональными умениями на практике

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт

Этот метод целесообразно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

Этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивать педагогический кругозор.

Метод «педагогический бой»

Применяется так же, как составная часть консультации, семинара или педсовета. На это отводится не более 10 минут. Участники разбиваются на 2 группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе, при этом учитывается: - быстрота при подготовке ответа; - его правильность, краткость и оригинальность; - умение дать обоснование. По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей.

Развивает профессионально важное умение точно формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировано обосновать,

овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора

Работе с инструктивно-директивными документами

Воспитателям заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести весь изложенный материал со своей работой, и выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков. Эту работу каждый проделывает сначала самостоятельно, а затем обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Развитие умения работать с документами

Анализ детских высказываний, поведения и творчества дошкольников

Руководитель готовит материал: магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Молодые воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Умение анализировать продукты детской деятельности

Метод игрового моделирования

В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом воспитателей.

Данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Таким образом, планомерная работа в области наставничества практически помогает молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальный проект "Путь к профессиональному совершенству"

Проект предназначен для методистов РИМЦ по дошкольному образованию. Развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений МО "Кабанский район" как одно из условий повышения качеств...

Концептуальный проект "Путь к профессиональному совершенству"

Проект предназначен для методистов РИМЦ по дошкольному образованию. Развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений МО "Кабанский район" как одно из условий повышения качеств...

Проект "Путь хлеба к нашему столу".

Кем быть? «Хлеб – всему голова», - говорят у нас в народе.       Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а  без хлеба – не может. ...

Методическая разработка: Долговременный проект "Путь к звездам"

Данная методическая разработка рассчитана на возраст от 5 до 6 лет.Участниками проекта являются дети, родители (законные представители), педагоги.Цель  проекта: развитие познавательных инте...

Семейный экологический проект "Путь от яйца до голубя".

Проект разработала и реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые».Цель  проекта:·...

Презентация проекта "Путь от яйца до голубя"

Проект на тему «Путь от яйца до голубя» реализовала со своим ребенком в рамках конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые».          ...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в рамках реализации проекта «Путь к успеху»

Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной комьпьютерной сети Интернет, для пользования современных компьютерны...