Эссе "Моя философия дошкольного образования"
материал на тему

Банных Наталия Леонидовна

Эссе педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя философия дошкольного образования»

«На стороне Ребенка»

Франсуаза Дольто

Психологом в детском саду я работаю уже более 10 лет. Провожу занятия с детьми, для родителей - консультации, мастер-классы по различным ситуациям. Как правило, это не простые ситуации. Они связаны не только с проблемами самого ребенка, но и с позицией взрослых: родителей, педагогов. Очень часто многие взрослые не могут понять причин происходящего с ребенком, не готовы встать на сторону ребенка. Измениться, стать лучше, по их мнению,  должен ребенок, но нередко изменение ситуации возможно, только если взрослые посмотрят на неё глазами ребенка, изменят свое отношение к нему. Как-то давно мне запала в душу фраза известного психоаналитика Франсуазы Дольто  «быть на стороне ребенка». И до сих пор эта фраза является основой моей профессиональной деятельности. Я считаю, что быть на стороне ребенка родителям, педагогам, обществу в целом в любой ситуации – это единственно возможная  позиция в отношении к детям.

 Увы, наша жизнь дает нам много примеров неприятия, отторжения и намеренного пренебрежения этой позицией. Можно обсуждать причины такой ситуации, можно искать оправдание и объяснения, но все это не помогает ребенку жить, расти, развиваться, справляться с проблемами. Отчего это происходит? Уверена, прежде всего от незнания взрослых, невежества взрослых, непонимания  взрослых.

Сегодня мы знаем о развитии детей много. Это знание дают книги, средства массовой коммуникации, интернет. Родители знают, что хорошо и что плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке любимой собаки. Да, влияние мира взрослых громадное, но ведь существует и сам ребенок, с характерными для него возрастными, индивидуальными особенностями и специфическим восприятием мира. Ребенок не кусок глины, из которого можно вылепить все, что захочешь и сможешь. Зачастую мне приходится объяснять и доказывать родителям, педагогам, что ребенок – это  человек, который способен чувствовать, ощущать, воспринимать, рассуждать, хотеть, опираясь на свой уникальный опыт, вырабатывать собственную точку зрения. Особенно трудно принять это, когда ребенок отличается от других, имеет особенности в развитии, поведении. Я считаю, что моя задача, как специалиста, показать это родителям, педагогам. Показать, что ребенок – это уникальная личность, что к каждому необходимо подходить индивидуально, любить его без условий и требований, постараться понять  и принять его таким, какой он есть, подключиться к его интересам, играм, занятиям. Не стараться изменить ребенка, его особенности, а помочь ему справляться с трудностями, понять, что с ним происходит. Необходимо поставить перед собой не простую задачу – узнать, каким он видит окружающий мир, семью, вас, себя. Когда нам с родителями в процессе совместной работы это удается, то многие из нерешенных проблем ребенка и его семьи становятся более понятными и прозрачными и уходит необходимость на практике изучать эффективность многочисленных советов по воспитанию.

Маленький ребёнок, как маленькое деревце — не опытному человеку сложно определить, какое дерево вырастет из него. Но опытный садовод, посмотрев на росток, может без раздумий сказать, что это, например, яблоня и если за ней соответственно заботиться, то у нее будут большие, сочные и очень вкусные яблоки. Однако если пытаться за яблоней ухаживать как за абрикосом, то вы просто погубите яблоню. В лучшем случае, сортовая яблоня превратиться в «дичку», а может и вообще не плодоносить…

Зачастую в работе я сталкиваюсь с тем, что родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего. Такое желание понятно и естественно. Однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и к себе самим как воспитателям. В таком случае, я рассказываю родителям такой пример: «Представьте, что вам надо собраться в пожизненное плавание на судне. Если вы загрузите судно всем, что есть в мире хорошего, оно просто не останется на плаву. И никто так и не поступит. Каждый человек возьмет с собой только необходимое. Уверена, что часть груза составят приятные безделушки. Если позволить себе сравнить личность ребенка с судном, а ее содержание с грузом, то ребенок, как и вы, «вкладывает» в нее разное. Он «грузит» туда то, что ему кажется необходимым и дорогим». Как невозможно для каждого из нас идеально укомплектовать судно, так невозможно говорить об идеальном ребенке. Каждый имеет свой собственный идеал. Главное, чтобы каждый был доволен тем, что взял с собой, и умел этим пользоваться.

Часто бывает, что с детьми мы больше говорим, чем слушаем. А чтобы понять ребенка по-настоящему, надо слушать его правильно, проникая в его внутренний мир. Ведь именно дети воспитывают нас на предмет «принятия» и понимания. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчёркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Техника активного слушания или техника настройки предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребенок на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация. Надо лишь внимательно к нему прислушаться, поставить себя на его место.

Я думаю, что не существует универсальной «технологии» воспитания детей,  и нельзя получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье и воспитании.

Поэтому, чтобы действительно помочь ребенку, родители должны не казаться, а быть заинтересованными, спокойными, счастливыми, понимающими и любящими.

«Маленькое семечко уже содержит в себе все характеристики взрослого дерева. Лишь соответствующая правильная забота об этом дереве позволит ему проявить свое могущество в созидательном русле».

Я считаю, что воспитание детей все же начинается с воспитания родителей, поскольку ребенок смотрит на мир глазами родителей.

Поэтому, в заключение хочется привести слова классика.

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»                                                                            Лев Николаевич Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Моя философия дошкольного образования"

Эссе "Моя философия дошкольного образования"...

Эссе "Моя философия дошкольного образования"

Максима Горького «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к детям, великого терпения и чуткой осторожности в обращении  с ...

Эссе "Моя философия дошкольного образования"

Размышление о дошкольном образовании...

Эссе на тему «Моя философия дошкольного образования»

Моя концепция, роль, мысли, сравнения....

Эссе «Моя философия дошкольного образования»

Эссе «Моя философия дошкольного образования»...