Современное здоровьесберегающее пространство дошкольных образовательных организаций
методическая разработка на тему
Неоспоримо, что основная задача дошкольной организации - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения в использовании здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
Тема: «Современное здоровьесберегающее пространство дошкольных образовательных организаций»
Цель:
- конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”
- классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам
Ход круглого стола:
1. Вступление
Ведущий сообщает тему и цель круглого стола.
Ведущий. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологи, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
2. Классификация здоровьесберегающих технологий.
Ведущий. Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”? Какие составные части входят в понятие “технология”?
Ответы педагогов:
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология - это некая совокупность приемов работы педагога
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
Ведущий.
Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную поэтапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
Ведущий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии –
- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Ответы педагогов:
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Ведущий:
Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Ответы педагогов.
- Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
- Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
- Благоприятная эмоциональная обстановка в группе
- Личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Ведущий.
Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании- классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям
(по Деркунской В.А.)
Ведущий прикрепляет на доске (или записывает) виды здоровьесберегающих технологий.
- Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии.
(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы медико-профилактической технологии)
- организация мониторинга здоровья дошкольников
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
- физического развития дошкольников,
- закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?
(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы физкультурно- оздоровительной технологии)
- развитие физических качеств, двигательной активности
- становление физической культуры дошкольников,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
- Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.
Какую работу проводят педагоги, решая данную задачу?
Психолог: в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:
- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Ведущий: Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Ведущий: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей.
- папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы.
Ведущий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Педагогам предлагают карточки с заданием. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если педагог приводит пример - дополнительный балл. Максимальное количество баллов 12
Примерный образец заполненный педагогом карточки:
№ п/п | Вопрос | Ответ | Приведите пример |
1 | Дайте определение “технология” | Инструмент профессиональной деятельности педагога. | Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др. |
1 | Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед.правилами и нормами | Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании | Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ |
2 | Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей | Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании | Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье |
3 | Целью технологий является становление осознанного отнош. реб к здоровью и жизни человека | Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду | К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка. |
4 | Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка | Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взр. в дет.саду и дома | К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе. |
5 | С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов | С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни | Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье) |
6 | Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей | Технологии валеологического просвещения родителей | Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д. |
Карточки с ответами педагогов собирают. (На следующем педагогическом часе подсчитывают количество баллов).
Решение:
- Использовать в работе с воспитанниками различные инновационные здоровьесберегающие технологии
- Провести семинар по изучение элементов здоровьесберегающих технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".
В статье раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) - взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...
Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...
Улыбка и КО: информационное обеспечение образовательного пространства дошкольной образовательной организации
В проекте представлена новая современная форма информационного обеспечения образовательного пространства дошкольной образовательной организации - газета для любознательных родителей Улыбка и КО,...
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогического колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»
Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогичсекого колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»...
Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...