Предметная пространственная развивающая среда в ДОО
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ППРС - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)
Это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в ДОО. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и пр.) – его развитию.
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. Доступность среды, что предполагает: 2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. 3. Должны учитываться национально – культурные условия.
- пространство; - время; - предметное окружение.
среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом; при создании среды, как правило, не учитываются особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и проч.;
оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка. ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
«Об утверждении ФГОС к условиям реализации ОО программы ДО» Интегративным результатом реализации ФГОС является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;
Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; Комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
1)требования к кадровому обеспечению; 2)требования к материально-техническому обеспечению; 3)требования к учебно-материальному обеспечению; 4)требования к медико-социальному обеспечению; 5)требования к информационно-методическому обеспечению
6)требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7)требования к финансовому обеспечению.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип активности, самостоятельности, творчества Принцип стабильности – динамичности Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды Принцип «половых и возрастных» различий Принцип достижения ребенком своего права на игру Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития Принцип открытости - закрытости
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм; - среда должна быть современной, отвечающим основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности; - соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; - обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; -базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых; -должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности; -должна учитывать возрастные особенности детей детского сада, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей; обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования; создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
Игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивное действие; Вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и персонажам игры (людям, животным); Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста. Педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: Остроумность образного решения; Многовариативность; Обобщенность; Открытость; Полифункциональность; Дидактические свойства; Разнообразие по уровню сложности; Возможность применения группой детей; Использование различных фактур;
1. образовательная 2. развивающая 3. воспитывающая 4. стимулирующая 5. организационная 6. коммуникативная
Центр науки (природы) Центр ручного труда Центр занимательной математики Литературно-театральный центр Строительный центр Физкультурно-оздоровительный центр Центр шашек и шахмат Центр отдыха
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата.
Амплификация – обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами действия. Амплификация предполагает полноценное и максимально наполненное проживание каждого возрастного этапа. Эргономика – область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек-техника-среда». Это эффективная организация пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...