Отчёт по методической теме "Формирование представлений дошкольников о безопасности жизнедеятельности"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Цель:
Способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
-сформировать основные правила личной безопасности;
-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
-развивать познавательные способности; творческие способности, воображение, мышление; коммуникативные навыки;
-научить детей оказывать помощь себе и пострадавшим;
-воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
Актуальность
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Основные направления работы
дети | родители | педагоги |
- занятия -дидактические игры, игры-ситуации; - рассматривание альбомов; иллюстраций; -экскурсии к проезжей части; -экскурсии в библиотеку, медицинский кабинет, детскую поликлинику; -встречи с интересными людьми; -тематические праздники, досуги; -тематические фотовыставки, выставки детского творчества; -совместные соревнования с первоклассниками МБОУ «СОШ№13» «Азбука безопасности»; -выступление отрядов ЮИД МБОУ «СОШ № 13, 5» | - родительские собрания, клубы; - консультации и индивидуальные беседы; -фотовыставки; - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов; - совместные экскурсии; - демонстрация приемов работы с детьми; - привлечение к обогащению предметно-развивающей среды, изготовлению атрибутов для сюжетных игр; - анкетирование, тестирование -сопровождение детей во время экскурсий -организация встреч с интересными людьми | -открытые занятия; -консультации, мастер- классы; -выступления на ГМО «Социально-коммуникативное развитие: формирование основ безопасности детей»; -сообщения из опыта работы; -участие в разработке образовательной программы, блок «Безопасность» |
Планирование работы по самообразованию
в межаттестационный период
- Изучение новинок методической и психолого-педагогической литературы
- Участие воспитанников в творческих конкурсах
- Организация кружковой работы
- Организация познавательных занятий, досугов, развлечений, экскурсий
5. Участие в профессиональных педагогических конкурсах
6. Публикации из опыта работы
7. Организация работы с родителями по приобщению к совместной деятельности
8. Размещение материалов для родителей в информационных уголках, на официальном сайте
9. Выступления с сообщениями из опыта работы
10. Мастер - классы для педагогов ДОУ, активное участие в работе ГМО «Социально-коммуникативное развитие: формирование основ безопасности детей»
Результативность реализации методической темы
1 | изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов по изучаемой проблеме; |
2 | создание творческой лаборатории (педагогической копилки) с тематическими материалами: -подборка литературного материала -картотека дидактических игр -подборка консультаций для родителей -конспекты занятий, сценарии тематических развлечений, досугов, праздников, викторины |
3 | создание современной развивающей предметно-пространственной среды в группе; пополнение содержания игровых зон с учетом тематики работы -тематический стенд «Безопасный мир» в информационном уголке для родителей -игровой центр «Островок безопасности» в групповой комнате: (дидактические игры, настольные игры, атрибуты для сюжетно- ролевых игр, альбомы для рассматривания) - смотр-конкурс «Информационный уголок для родителей – надежное средство трансляции полезной информации». Благодарность (25.09.2013 г) - конкурс «Лучший зимний участок» победитель в номинациях «Самая оригинальная постройка из снега» («Морское царство»), «Лучшая презентация зимнего участка» (декабрь2012г) - смотр – конкурс по благоустройству и ландшафтному дизайну территории ДОУ «Сказочная страна» (июнь 2012г) - смотр-конкурс «Центр игротеки в детском саду», победа в номинации «Стремление к совершенству или доброе начало – половина дела» (20.12. 2012 г.) - Всероссийский конкурс для педагогов ДОУ «Знакомьтесь, это моя группа»», номинация «Старший воспитатель», 05.12.2014 г. Диплом победителя, 1 место серия КР00611 № 002341 |
4 | занятия, беседы, праздники и развлечения: -совместное мероприятие с МОУ СОШ № 13 по профилактике детского дорожного травматизма «Азбука дорожного движения» (27 .09.2013 г.) -познавательное занятие-экскурсия «Знакомство с профессией пожарного» в рамках тематической недели по ОБЖ (14 .10.2013 г.) -встреча-знакомство с инспектором ГИБДД в рамках тематической недели по ОБЖ (24.10.2013 г.) |
5 | участие воспитанников в тематических конкурсах: -выставка творческих работ «Мой друг – светофор» (7- 21 октября 2013 г.) |
6 | обучение на курсах повышения квалификации: - сентябрь 2011 г., «INTEL «Обучение для будущего» «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века», 36 ч., МКУ «ИМЦ» г.Усолье-Сибирское; - август 2013 г., модуль «Педагогическое планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста», 36 ч., ВСГАО, Институт дополнительного образования; - октябрь 2013 г., дополнительная профессиональная программа «Составляющие ИКТ –компетентности в профессиональной деятельности педагогического работника», 72 ч., ФБГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»; - декабрь 2013 г., «Теория и практика поликультурного образования детей дошкольного возраста», 72 ч., институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» - web-семинар «Мастер-класс. Художественные классические техники (гуашь, акварель, пастель, тушь): нетрадиционный подход» лектор : Погодина С.В. 19.02.2013 г. Сертификат участия (2 ч.) - web-семинар «Журнал «Ребенок в детском саду». Диалог с читателем», 15.04.2014 г. Сертификат участника, 2 ч. - web-семинар «Интегративный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО», 23.09.2014 г. Сертификат участника, 3 ч. - web-семинар «70-летие Великой Победы. Формирование патриотизма детей дошкольного возраста», 20.10.2014 г. сертификат участника, 2 ч. |
7 | мастер-классы, консультации для педагогов: - творческий отчет «Организация работы с родителями дошкольников», сертификат участия, степень участия: инструктор мастер-класса «Цветочная поляна»( 28 марта 2013 г.) -семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста», мастер-класс «Необычные свойства обычных предметов» (демонстрация педагогических находок в организации опытов и экспериментов с дошкольниками) (22 мая 2014 г.) |
8 | демонстрация приемов работы с детьми на родительских собраниях, клубах: -мастер- класс для родителей «Светофорик» (октябрь 2014 г.) -обобщение работы с детьми «Азбука дорожного движения» (октябрь 2014г.) |
9 | открытые педагогические мероприятия занятие «Знатоки безопасности» в рамках прохождения процедуры аттестации (13.03.2014 г.) |
10 | выступления с сообщением, докладом на различном уровне (педсовете, семинаре в ДОУ, ГМО): - практикум для педагогов «Здоровье педагога – залог успеха в работе!», степень участия: ведущий, показ открытого мероприятия с детьми (музыкально-театрализованное представление «Один день из жизни детского сада») (30.04.2013 г.) |
11 | участие в конкурсах педагогического мастерства: - конкурс профессионального мастерства «Педагогическая документация – лицо педагога», сертификат лауреата, 14 февраля 2013 г. - Международный педагогический конкурс «Сердце отдаем детям», номинация: презентация к занятию «Наши верные друзья», Диплом победителя 1 степени. (26.08. 2013 г.) - Конкурс профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности». Диплом победителя (1 место) (15 01.2014 г.) - Участие в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» (организатор акции «Культурная ассоциация «Женщины мира в Италии»)www.maam.ru/concurs/37/view_photo/34815, 145394-015-034 - IV Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов». Родительское собрание «Чтобы ребенок рос здоровым», лауреат. (ноябрь-декабрь 2013 г.) -Городской конкурс на лучшую методическую разработку в области физической культуры и спорта «Здоровые дети – здоровое будущее» Сертификат участия - VI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха». Диплом дипломанта, номинация «Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье».( март –апрель 2014 г.) - Международный творческий конкурс «Наши верные друзья» (приуроченный к Всемирному дню животных, 4 октября) Диплом победителя, II место в категории «От 18 лет и старше», серия ТК -11202 № 111,( октябрь 2014 г.) - I Всероссийский педагогический конкурс «Экзамен на профессию».Сертификат.(15.10. 2014) |
12 | ведение собственного сайта, блога, интернет-страницы; обмен мнениями в интернет-сообществах: - социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/vidishcheva-anna-petrovna - страничка «Безопасный мир», раздел «Педагогическая мастерская» на официальном сайте ДОУ № 40 http://www.dou40.eduusolie.ru/index.php/pedagogicheskaya-masterskaya-konsultatsii-sovety-poleznaya-informatsiya/38-bezopasnyj-mir - Страничка «Сладкоежки», раздел «Знакомьтесь: группы детского сада!» на официальном сайте ДОУ № 40 http://www.dou40.eduusolie.ru/index.php/sladkoezhki -личная страничка на сайте «Рассударики - конкурсы для педагогов» http://rassudariki.ru/users/cabinet |
13 | публикации в СМИ: социальная сеть работников образования nsportal.ru - учебно-методический материал Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Очень жить на свете туго без подруги или друга» - свидетельство о публикации в электронном СМИ http://nsportal.ru/node/452189 09.12.2012 г -сценарий музыкально-театрализованного представления «Один день из жизни детского сада», свидетельство о публикации зарегистрировано в реестре за номером СВ 20/ 3372-2. - план-конспект занятия, сценарий праздника «Зеленый огонек» Свидетельство о публикации в электронном СМИ 23.10.2013 г. http://nsportal.ru/node/830578 - семинар-практикум для педагогов «Здоровье педагога –залог успеха в работе!» Свидетельство о публикации в электронном СМИ http://nsportal.ru/node/990222 18.01.2014 г - викторина «Знатоки безопасности» (подготовительная группа) Свидетельство о публикации в электронном СМИ 19.02.2014 г. http://nsportal.ru/node/1055301 - публикация материала, тема Конспект НОД «У природы нет плохой погоды».Сертификат о публикации, серия ПК – 11101 № 532, сентябрь 2014 г. - план-конспект занятия «Запомните, детки, таблетки – не конфетки!» Свидетельство о публикации в электронном СМИ http://nsportal.ru/node/1354801 05.11.2014 г. Сайт «От рождения до школы» - публикация материала, тема «Конспект НОД «Знакомство с насекомыми». Сертификат о публикации, серия ПК – 11101 № 636, (октябрь 2014 г). - публикация, презентация «Мой город». Сертификат о публикации, серия РМО № 005582.( январь 2015 г.) |
14 | обобщение опыта работы по теме самообразования: - представление своего педагогического опыта в рамках номинации «Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях» диплом, рег. № ДИ 20/3372-2www.educontest.net. (июль 2013 г.) - городской педагогический марафон «Поиск, творчество, новаторство», 25.10.2013 г. Представление опыта работы «Общая забота: взаимодействие с социумом по формированию у дошкольников представлений о безопасности». -представление опыта работы «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения» (музыкально-театрализованное представление «Зеленый огонек»), сертификат участника -выступление на ГМО «Безопасность». Презентация творческой группы «Яркие моменты родительских собраний или как доступно и интересно рассказать родителям о главном»( декабрь 2014) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...
Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности для средней группы на тему: «Путешествие по сказкам»
На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире....
Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности "Наша скорая помощь"
Конспект комплексного занятия «Наша скорая помощь» в подготовительной группе.Конспект комплексного занятия «Наша скорая помощь» Цель: Продолжать расширять представление де...
Отчёт о проделанной работе по основам безопасности жизнедеятельности с воспитанниками МБДОУ №2 «Гусельки».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стараемся организовывать работ...
Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе «Путешествие футбольного мяча»
В данную методическую разработку вложены образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи. Материал знакомит детей с основами безнопасности жизнедеятельности, а именно, с правилами дорожн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Вашему вниманию предложена система методических приемов и занятий по ознакомлению дошкольников с правилами...
Выступление на методическом объединении «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение«Детский сад № 196» Методическое объединениевоспитателе...