2011-2012 Проект "Умелые пальчики" в первой младшей группе
проект (младшая группа) по теме
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
× создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора;
× пополнить развивающую среду группы материалами и пособиями, направленными на развитие мелкой моторики;
× привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
1. Способность произносить все гласные и простые согласные звуки;
2. Умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворенья;
3. Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
Воспитательные:
1. Формирование доброжелательного отношения к окружающим;
2. Повышение самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umelye_palchiki.odt | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное образовательное управление
Детский сад №2492
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Умелые пальчики»
Воспитатель: Суздалева Светлана Юрьевна
Москва 2011-2012 г.
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Умелые пальчики»
Разработал: Суздалева С.Ю.
Введение
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
- создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора;
- пополнить развивающую среду группы материалами и пособиями, направленными на развитие мелкой моторики;
- привлечь родителей к участию в реализации проекта
Организация работы по проекту:
№ | Деятельность педагога | Сроки |
1 | Научно-методическое обеспечение проектной деятельности. | Сентябрь |
2 | Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год. | Октябрь |
3 | Подбор и систематизация практического материала. | В течение года |
4 | Изготовление перчаточных кукол, пальчиковых театров по русским народным сказкам. | В течение года |
5 | Изготовление картотеки пальчиковых игр по лексическим темам. | Ноябрь |
6 | Разработка игр – занятий по проекту. | В течение года |
7 | Открытое занятие с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия. | Апрель |
8 | Творческая презентация на педсовете по успешности реализации проекта. | Апрель |
9 | Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование речи детей). | Май |
10 | Май | |
11 | Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | В течение года |
12 | Привлечение родителей к участию в реализации проекта. | В течение года |
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- Способность произносить все гласные и простые согласные звуки;
- Умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворенья;
- Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
Воспитательные:
- Формирование доброжелательного отношения к окружающим;
- Повышение самооценки.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д., а также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
«Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Мы всех в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер пять,
Безымянный может ниже,
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете, а вот этот любят дети
***
«Мячик я рукой катаю,
По столу его гоняю.
Им поглажу по ладошке,
Будто бы сметаю крошки.
Я сожму его слегка.
Тренируется рука».
***
«Что нам стоит
Дом построить …»
«Эти пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя!»
С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики»
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме самообразования: «Развитие речи через пальчиковые игры».
Заключение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.
О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2011-2012 Проект "Хочу быть здоровым" в первой младшей группе
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;- создание условий для благо...
2011-2012 Открытая дидактическая игра в первой младшей группе «Цветные шарики»
Открытая дидактическая игра в первой младшей группе «Цветные шарики»...
2011-2012 Конспект открытой подвижной игры в первой младшей группе «Мышки»
Конспект открытой подвижной игры в первой младшей группе «Мышки»...
2011-2012 Педагогический проект в первой младшей группе «Чистюли»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыковЦель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи: 1. Закрепить представления о правилах личной...
2011-2012 Педагогический проект в первой младшей группе «Веселая дорога»
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)Тип проекта: ПознавательныйУчастники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родителиПериод реализации проекта:11.02.13 – 22.02.13Актуальность:Обуч...
Конспект интегрированного занятия «Листопад» с применением техники рисования пальчиками (первая младшая группа)
Татьяна СаенкоКонспект интегрированного занятия «Листопад» с применением техники рисования пальчиками (первая младшая группа)Познавательная задача:Закрепить представления детей о времени г...
Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.
Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...