«Приемы и методы нравственного воспитания дошкольников»
материал на тему

Воронкова Анна Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приемы и методы нравственного воспитания дошкольников»

Воспитание нравственности — каждодневное, прозаическое дело, обыденность. Нет готовых рецептов ни на один случай, ни на одно неожиданное обстоятельство. Иногда ни одну ситуацию, ни один факт нельзя оставить без внимания, потому что они всегда касаются основ нравственных понятий. Воспитывает воздух, которым дети дышат. Там, где проводят запрограммированные «мероприятия», не может быть настоящего воспитания, ибо это убивает живую душу педагогики...

Впервые пришли в группу двадцать малышей. Настороженные, смотрят исподлобья. Они многое еще не умеют, многого не знают, для них широкое общение с миром начинается в детском саду. И воспитатель для них — вторая мама, рядом с ней по-домашнему тепло, в трудную минуту она приласкает, успокоит, защитит, во всем разберется по-справедливому, по закону совести. Воспитатель все знает, все умеет, всему научит, он творец детской радости, с ним интересно. И вот надо начинать с организации быта ребят, учить каждого жить в коллективе, учить всему доброму и хорошему, быть чутким и внимательным друг к другу.

Так в повседневности складывается коллектив, постепенно в словарь ребят входят слова «наша группа», «наши игрушки», появляются маленькие, но общие интересы.

Воспитание повседневностью — сложное дело. Оно требует от педагога смотреть, на каждую мелочь с высоты большой педагогической мысли.

Обычный день в детском саду. Дежурный по группе, накрывая на стол выбрал для себя самую красивую чашку, положил на свою тарелку приглянувшийся кусок пирога...

Можно, конечно, не заметить в этом поступке ничего особенного всего лишь детская непосредственность. А если вдуматься поглубже? Не проявление ли это эгоизма, за которым прослеживается и другое — отсутствие чувства коллективности, неумение чувствовать себя одним из многих равных?

С решения маленькой и конкретной задачи — научить ребенка отказаться от облюбованной игрушки или лакомого куска: «я хочу, но нельзя, сначала - всем ребятам, а потом себе» — с этого начинается воспитание чувства доброты, коллективизма - и долго перед другим.

Мы часто говорим, что дети наши умные, развитые, но редко можно услышать: «Витя — добрый мальчик, душевный, внимательный к товарищу». Добрый ребенок не рождается сам собой, его надо воспитывать и в семье, и в детском салу, воспитывать так, чтобы он мог чувствовать сердцем другого человека: «Ты не один на свете, и твой долг помогать тем, кто возле тебя, заботиться о них!».

Для такого педагогического воздействия на детей жизнь предоставляет множество ситуаций. И тут не всегда нужна прямолинейность, есть обходные пути, при которых ребенок сам решает, как ему поступить и в таких случаях «воспитательное воздействие» становится наглядным уроком и стимулом морального становления ребенка.

И Оксана, и Сережа уцепились за руль велосипеда, и каждый упрямо тянет его к себе. Еще минута, и неизбежно вспыхнет ссора или драка. Как тут поступить по справедливости? Можно так: потребовать, чтобы один уступил другому - сначала покаталась Оксана, а потом - Сережа. Здесь все просто: воспитательница приказывает, дети подчиняются. А можно и иначе, чтобы мальчик добровольно уступил девочке.

- А ну-ка, не тяните велосипед, а то никому не достанется. Скажите, кто из вас сильнее? «Сильнее я», - отвечает Оксана. «Нет, я, - кричит Сережа, - ведь я и ростом выше».

 - А я не верю, Сережа, что ты сильней Оксаны. И знаешь почему? Ведь сильный всегда уступает тем, кто послабее, всегда заступиться за них. А ты как поступаешь?

Мальчик не ожидал такого поворота. Смущенный, он долго молчит, потом, махнув рукой, говорит: «Ладно, уж, пусть катается первой», хотя на лице его явное недовольство.

— Молодец, Сережа. Теперь я вижу, что ты действительно большой, сильный и добрый. Сильные — всегда добрые и отзывчивые, и быть добрым — великое счастье.

Сереже очень приятно, что эти слова слышала вся группа, и он теперь чувствует себя покровителем слабых.

Как это правильно — думать уже сейчас о воспитании в мальчишках будущих мужчин, чтобы они выросли благородными, сильными духом людьми, с уважением относились к матери, женщине, сверстницам. Заступиться за младшего, за обиженную девочку, без слез перенести боль синяка, первому съехать со «страшной» горки или перепрыгнуть через ручей, уступить дорогу взрослому — все это надо внушать в самом раннем возрасте.

До чего же удивительна профессия воспитателя! Она как бы принадлежит двум мирам — наивному, теплому миру детей и сложному миру взрослых. Для ребят многие категории оценок непостижимы. У них свой, особый взгляд на мир и вещи. И через сложный лабиринт бытия осторожно, но уверенно ведет воспитатель маленького человека, чтобы в его душу и сердце входили чувства доброты и человечности, умение видеть прекрасное.

Получил на праздничном утреннике подарок — принеси домой и угости всех. Делись с товарищем любым лакомством, игрушками — человек с добрым сердцем всегда найдет друга, который поможет в трудную минуту. На занятиях в группе, рассказывая ребятам о героях Великой Отечественной войны, о поколении космонавтов, мы стремимся внушить каждому ребенку мысль: расти и ты настоящим человеком нашей страны. Воспитание добрых чувств неразрывно связано с красотой, и не что иное, как сама природа, дает богатейшие возможности для формирования личности ребенка.

Во время прогулок на садовом участке воспитатель учит детей бережно относиться к природе, учит наблюдать, тонко подмечать, как красив закат солнца, как нежно зеленеют полянки весной или искрится на солнце всеми цветами радуги снег.

И если ребенок с любовью выхаживает каждый цветок на своей клумбе, лечит и кормит голубя с перебитой ногой, такой ребенок, взрослея, не будет ломать деревьев или стрелять из рогатки в кошек.

А приобщение к прекрасному на открытых занятиях по пейзажным картинам великих художников с чтением стихов Пушкина и слушанием музыки Чайковского, Рахманинова разве не делает каждого ребенка счастливее, внутренне чище, добрее!

Что же самое главное в работе воспитателя?

Знание и конечно, труд, и еще раз труд. И терпение. Уметь видеть себя глазами детей, уметь говорить с ними так, чтобы было понятно им. И еще справедливость — всегда и во всем. Маленькие очень чутки к несправедливости.

Много зависит от установившегося тона взаимоотношений. Например, как делать замечания? Можно по-разному в общей форме, задевая самолюбие, или в доброжелательной, рождающей в ребенке чувство стыда за неправильный поступок, В одном случае это вызывает в детской душе протест, в другом — желание следовать советам старшего. Стандарта тут быть не может, требуется строго индивидуальный подход, сочетающий ласку сердечную и строгость мудрую; когда быть доброй, снисходительной или требовательной, суровой или ласковой.

Воспитатель непрерывно влияет на детей: словом, жестом, даже молчанием, И когда выговаривает одному или хвалит другого, и когда мастерит, рисует, играет с детьми, когда разговаривает с мамами и бабушками в присутствии ребенка. Задумываемся ли мы, насколько это значительно для него?

Человек начинается с детства, вернее, человек начинается с семьи. Это первичное звено, где ребенок получает начальный урок добра и зла, от отца и матери наследует нрав, вкус, навыки, мир увлечений и любовь к ближним, к своему дому, улице, городу, к своей Родине. Добрые чувства передаются не нравоучением, а жизненным примером родителей, линией их поведения, всей атмосферой семьи. Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Пример взрослых, их поступки, суждения, взгляды имеют решающее значение для формирования личности маленького человека. Трудно привить чувство добра, если ребенок не видит согласия в семье.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.- Москва, 1984 г.
  2. Дошкольная педагогика. / Под ред. В, И. Ядешко; Ф. А. Сохина. «Просвещение» - Москва, 1978 г.
  3. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой: изд. 2 - е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Методы нравственного воспитания дошкольников».

В качестве методической помощи педагогам ДОО предлагается разработка родительского собрания на тему нравственного воспитания дошкольников...

материалы семинара для педагогов ДОУ "Методы нравственного воспитания дошкольников"

Семинар "Методы нравственного воспитания дошкольников"...

Музыкально-экологическая сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

 Современная психолого-педагогическая  наука теоретически доказала,  а практическая работа соответственно  подтвердила, что дошкольный возраст способствует успешному творчес...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья."Методы нравственного воспитания дошкольников"

Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Толь...

«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаме...