материалы семинара для педагогов ДОУ "Методы нравственного воспитания дошкольников"
консультация на тему
Семинар "Методы нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы нравственного воспитания детей
В дошкольной педагогике принята такая классификация
- методы формирования навыков и привычек поведения;
- методы формирования нравственных представлений, суждений, сценок;
- методы коррекции поведения.
I Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.
Сюда относится Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.) . К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях) .
Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.
Большое значение имеет Метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
Очень важен Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:
Беседы на этические темы,
Чтение художественной литературы,
Рассказ,
Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
Метод убеждения.
Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.
Подробнее хочется остановиться на методах коррекции поведения.
3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это Методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.
Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:
1, Поощрять нужно своевременно и умело.
2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.
Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.
Требования к использованию наказаний:
1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,
2. Наказание не является обязательным методом воспитания.
3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.
4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Тема "Нравственное воспитание дошкольников"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ~ процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и...
Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".
Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"....
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звен...
Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения....
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание дошкольников с помощью современных технологий»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным...
План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....
Статья для родителей и педагогов ДОУ:«Нравственное воспитание дошкольников»
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его у...