2012-2013 Дидактический материал к проекту "Умелые пальчики"
проект (младшая группа) по теме
В проекте "Умелые пальчики", осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д., а также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_proektu_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть;
-Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала необходимо рассказать о них, используя картинки или игрушки;
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.;
- Важно делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста;
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми;
-Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи;
- Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, можно научить его выполнять те же другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Приложение 2
«Потешки на ладошке»
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький;
Ходит бочком, Уши торчком,
Нос пятачком!
***
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даёшь?
***
- Водичка-водиченька,
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
- Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!
***
- Ножки, ножки, де вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели,
Все пенёчки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!
"Этот пальчик"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
"Пальчик-мальчик"
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел,
С этим - в дудочку дудел.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.
Упражнения для развития мелкой моторики в стихах
Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят,
а теперь одна проснулась
и тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась,
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись –
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко –
Поцарапаем немножко –
Не ребята мы, а кошки. (Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
А лягушки проскакали –
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола).
Приложение 3
Закрепляющая непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей младшего возраста на тему:
«Пассажирский транспорт»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о транспорте. Развивать диалогическую речь.
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарный запас детей;
2. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно;
3. Закреплять в речи правильное использование предлогов: (в), (на);
4. Учить образовывать глаголы с помощью приставок;
5. Отрабатывать правильное произношение звуков: [б’], [ж], [в], [у];
6. Учить произносить звуки длительно, на одном дыхании;
7. Развивать память, внимание, воображение;
8. Развивать мелкую моторику рук;
9. Воспитывать дружелюбие;
10. Воспитывать культуру поведения на дороге.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин на тему: "Пассажирский и грузовой транспорт";
2. Познавательное занятие на тему: "Пассажирский транспорт";
3. Разговор с детьми по подгруппам на тему: "Машины - помощники";
4. Рисование на тему: "Мой автомобиль";
5. Наблюдение за работой грузового транспорта (во время прогулки): погрузка мусора в мусоровоз, привоз продуктов детский сад, доставка стройматериалов на стройку школы;
6. Подвижная игра "Автомобили".
Оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением транспорта; ковролин, детали автотранспорта для ковролина; детали автобусов из картона; дорожный знак "Остановка"; массажные мячи на каждого ребёнка; наклейки-билеты на каждого ребёнка; магнитофон.
Пальчиковая игра «Пассажирский транспорт»:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай (поочерёдное соединение большого пальца с остальными).
О них ты, на улице, не забывай (грозят указательным пальцем)
Пальчиковая игра «Превращение»:
Вошли пешеходы, лишь двери открылись
И в пассажиров все превратились
(движения в соответствии с текстом).
Игра с массажным мячом «Третий лишний»
Оборудование: мячи массажные на каждого ребёнка, "билеты"
Ход игры: воспитатель раздаёт мячи, объясняет правила: "Вы катаете мяч в руках, а я, буду подходить и говорить три слова, а вы должны сказать: какое слово лишнее? За правильный ответ, вы получаете билет"
(руль, колесо, обруч;
фара, кузов, холодильник;
кабина, салон, кровать;
светофор, пешеход, качели;
автобус, троллейбус, сапог;
шофёр, пассажир, клоун;
машина, автобус, книга;
тротуар, остановка, кукла.)
Динамическая пауза «Едем, плывём, летим»
На лошадке поскакали. Цок-цок-цок!
Быстро до шоссе домчали.
Пересели на машину,
В бак добавили бензина Би-би-би!
На машине ехали Ж-ж-ж!
До реки доехали.
У реки разворот.
А на речке пароход У-у-у!
Пароходом плыли,
До горы доплыли.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт гудит В-в-в!
Высоко летит.
Словесная игра: "Мы ехали"
На автобус сели мы
В детский сад поехали!
К речке подъехали,
По мосту проехали.
Прямо поехали,
Ямку объехали.
На горку въехали,
Осторожно съехали.
В ворота заехали,
В детский сад приехали.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в группу. Здороваются с гостями. В это время, из спальни доносится чей-то плачь.
Воспитатель вносит игрушку, успокаивая: "Не плачь, малыш! Расскажи нам, что с тобой случилось?!"
Мышонок: "Дело в том, что я решил сам, без мамы, поехать к своей бабушке. Она живёт далеко, пешком мне не дойти. Вот я и отправился к дороге. А там, так много машин! Одни везут песок, другие - хлеб. Я им кричу: "Стойте! Отвезите меня к бабуле!" А они мчатся мимо и не останавливаются. Что же мне делать?!"
Воспитатель: Эх ты, малыш - глупыш, разве ты не знаешь, что маленькие дети, ни за что на свете, не должны ходить к дороге без взрослых? Ведь это очень опасно! А те машины, которые ты видел, не возят людей. Такие машины возят разные грузы. Ребята, как называются машины, которые возят груз? (грузовые машины) Правильно! А людей возит совсем другой транспорт. Скажите, детки, какой транспорт возит людей? (пассажирский). А какой пассажирский транспорт возит людей? (автобус, троллейбус, трамвай). Да, и даже наши пальчики знают о них:
Пальчиковая игра. Ребятки, вы знаете как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте? (пассажиры) Правильно! Поэтому этот транспорт и называется "Пассажирский". Кто - нибудь из вас ездил в пассажирском транспорте? Расскажи нам, (Настя): на каком транспорте, с кем и куда ты ездила? Ребята, скажите, куда ещё можно поехать на пассажирском транспорте? (в больницу, в цирк и т. п.) А хотите, мы с вами, прямо сейчас поедем на автобусе в автопарк? кто из вас знает, что это за место? (большой гараж, где машины ремонтируют, готовят к работе) Правильно!
Мышонок: Пожалуйста! Возьмите меня с собой, я буду хорошо себя вести!
Воспитатель: Ну конечно мы тебя возьмём! Ребята, а куда же мы с вами пойдём, чтобы сесть в автобус? (на остановку) Посмотрите, вон там стоит знак "Остановка". Сейчас мы пойдём на остановку и подождём наш автобус. А где мы пойдём? Там, где едут машины? (нет, по тротуару) Верно! Ведь мы с вами пешеходы и должны ходить по тротуару! Подходят к "автобусу" из стульчиков. Но ведь автобус сам ехать не может. Кто знает, кто управляет автобусом? (шофёр) Правильно! Вот наш шофёр (игрушка) Где сидит шофёр? (в кабине) Что он будет делать в кабине, когда мы поедем? (рулить, нажимать педали) Хорошо! А куда же мы с вами войдём? (в салон) Правильно! Мы войдём в салон автобуса и сядем на свободные местаСадятся на стульчики. Итак, мы вошли в автобус и превращаемся в кого? (в пассажиров).
Пальчиковая игра "превращение". Поехали!
Играет музыка. Детки, вы знаете, чем занимаются пассажиры в автобусе, когда едут? (смотрят в окно, разговаривают, читают) А давайте мы с вами поиграем в игру "Третий лишний".
Игра с массажными мячами. Остановка "Автопарк"! Выходим, ребята, наша остановка!
Идут к магнитной доске. Посмотрите! Это автопарк, здесь много разных машин. Давайте покажем мышонку, какой здесь транспорт грузовой, а какой - пассажирский? Молодцы! А сейчас идём дальше. Подходят к ковролину. Как вы думаете, готовы ли эти машины ехать? (нет, они сломаны) Давайте их починим?! Отлично! Справились! Устали? Давайте немного отдохнём?
Динамическая пауза. Отдохнули? Тогда, слушайте следующее задание: на столах лежат детали, из которых вы должны собрать автобусы. Девочки будут собирать зелёный автобус, а мальчики - синий. Но сначала, вам надо взять в руки одну часть автобуса и назвать её, а затем, положить на стол и соединить с другими. Когда автобусы собраны, воспитатель задаёт вопросы: Как можно назвать зверят, которые сидят в салоне автобуса? Кем стал колобок? Что он делает в кабине? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Поедем снова на автобусе? Значит, опять идём на остановку по тротуару? Идут на стульчики. Проходите, пожалуйста, в салон автобуса и занимайте свободные места. Поехали!
Играет музыка. Ну что, ещё поиграем?
Словесная игра "Мы ехали». Остановка - "Детский сад"! Выходим из автобуса! Ой, Да это же мама нашего мышонка! Здравствуйте!
Мама мышонка: Здравствуйте! Ну, как же ты мог, малыш, я же волновалась за тебя! Где ты был?
Мышонок: Мамочка, прости меня, пожалуйста, я больше ни когда не буду уходить один со двора! Мамуля, ты знаешь, мне ребята столько всего интересного рассказали о транспорте! Оказывается, есть машины, которые возят только доски, кирпичи, продукты, а людей они не возят. И называются они м-м-м... Дети подсказывают: грузовые машины. А людей возит другой транспорт, он называется, называется ...(пассажирский). Да! А ещё мы с ребятами ездили на автобусе, это такой большой дом на колёсах у него есть салон, где сидят эти ...(пассажиры), и ещё м-м-м ..., ну, там сидит дядя-шофёр (кабина) Точно! И чтобы сесть в автобус, надо идти на эту как её? (остановку) Да, остановку! Спасибо вам ребята, с вами так было здорово и интересно!
Мама мышонка: Спасибо, что помогли моему мальчику и рассказали всё о транспорте! Приходите к нам в гости, вы теперь наши друзья! До свидания! Прощаются.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Ребята, я благодарю вас за работу. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Особенно мне понравилось, как отвечал (имя ребёнка) и как (имя) быстро и правильно собрал автобус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга оценки качества образования за 2012-2013 у.г., 2013-2014 у.г
Результаты мониторинга оценки качества образования...
Результаты педагогической деятельности: Сводная таблица по результатам диагностики программного материала в старшей группе МДОУ № 14 "Ласточка" в 2012 - 2013 уч. год.
Сводная таблица по результатам диагностики освоения программного материала по программе:Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М А. Васильевой...
Приказ от 20.04.2012 № 57 О подготовке образовательной документации на 2012-2013 учебный год
В составе рабочей группы по внесению корректировки в образовательную программу...
Приказ от 18.09.2012 № 156 Об открытии кружков в ДОУ в 2012-2013 учебном году
Утверждена руководителем кружка " Шахматная школа"...
Приказ от 19.04.2013 № 55 О проведении мониторинга деятельности ДОУ по итогам 2012-2013 г.
Эксперт по проведению мониторинговых исследований...
Материал по самообразованию 2012-2013 год
РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»...