2012-2013 Дидактический материал к проекту "Умелые пальчики"
проект (младшая группа) по теме

В проекте "Умелые пальчики", осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и  различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д., а также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию  мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как  память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

  1. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  2. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  3. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

 Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть;

 -Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала необходимо рассказать о них, используя картинки или игрушки;

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.;

- Важно делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста;

- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми;

-Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи;

- Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, можно научить его выполнять те же другой рукой, а затем сразу двумя руками.


Приложение 2

«Потешки на ладошке» 

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький;
Ходит бочком, Уши торчком,

Нос пятачком!

***

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,
Масляна головушка. 

Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даёшь?

***

- Водичка-водиченька,

Умой моё личико!

Чтобы щёчки алели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! 

***

- Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят!


***

- Ножки, ножки, де вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком!

"Этот пальчик"

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, 

Этот пальчик - мамочка, 

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

"Пальчик-мальчик"

- Пальчик-мальчик, где ты был? 

- С этим братцем в лес ходил, 

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим - в дудочку дудел.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.


Упражнения для развития мелкой моторики в стихах

Ручки на столе лежат,

И пока что крепко спят,

а теперь  одна проснулась

и тихонько потянулась. 

(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

Это правая рука

Улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая проснулась,

Тоже сладко потянулась.

(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).

Теперь две руки проснулись –

Сильно-сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

Большой пальчик подними

И тихонько постучи.

(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Раздается снова стук

На руке твоей другой

Пальчик постучал большой.

Мы по очереди всеми

Будем пальцами стучать.

И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски

Эй, не подходите близко –

Поцарапаем немножко –

Не ребята мы, а кошки. (Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

К нам на стол забрался слон,

Начал громко топать он.

(Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали

И копытцами стучали.

(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки

Приползали паучки.

(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)

А лягушки проскакали – 

И в болотце убежали.

(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша

Ползет змейка не спеша.

(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола).


Приложение 3

Закрепляющая непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей младшего возраста на тему: 

«Пассажирский транспорт»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о транспорте. Развивать диалогическую речь.

Задачи: 

1. Обогащать и активизировать словарный запас детей;

2. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно;

3. Закреплять в речи правильное использование предлогов: (в), (на);

4. Учить образовывать глаголы с помощью приставок;

5. Отрабатывать правильное произношение звуков: [б’], [ж], [в], [у];

6. Учить произносить звуки длительно, на одном дыхании;

7. Развивать память, внимание, воображение;

8. Развивать мелкую моторику рук;

9. Воспитывать дружелюбие;

10. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин на тему: "Пассажирский и грузовой транспорт";

2. Познавательное занятие на тему: "Пассажирский транспорт";

3. Разговор с детьми по подгруппам на тему: "Машины - помощники";

4. Рисование на тему: "Мой автомобиль";

5. Наблюдение за работой грузового транспорта (во время прогулки): погрузка мусора в мусоровоз, привоз продуктов детский сад, доставка стройматериалов на стройку школы;

6. Подвижная игра "Автомобили".

Оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением транспорта; ковролин, детали автотранспорта для ковролина; детали автобусов из картона; дорожный знак "Остановка"; массажные мячи на каждого ребёнка; наклейки-билеты на каждого ребёнка; магнитофон.

Пальчиковая игра «Пассажирский транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай (поочерёдное соединение большого  пальца с остальными).

 О них ты, на улице, не забывай (грозят указательным пальцем) 

 

Пальчиковая игра «Превращение»:

Вошли пешеходы, лишь двери открылись

И в пассажиров все превратились

(движения в соответствии с текстом).

Игра с массажным мячом «Третий лишний»

Оборудование: мячи массажные на каждого ребёнка, "билеты"

Ход игры: воспитатель раздаёт мячи, объясняет правила: "Вы катаете мяч в руках, а я, буду подходить и говорить три слова, а вы должны сказать: какое слово лишнее? За правильный ответ, вы получаете билет"

(руль, колесо, обруч;

фара, кузов, холодильник;

кабина, салон, кровать;

светофор, пешеход, качели;

автобус, троллейбус, сапог;

шофёр, пассажир, клоун;

машина, автобус, книга;

тротуар, остановка, кукла.)

Динамическая пауза «Едем, плывём, летим»

На лошадке поскакали. Цок-цок-цок!

Быстро до шоссе домчали.

Пересели на машину,

В бак добавили бензина Би-би-би!

На машине ехали Ж-ж-ж!

До реки доехали.

У реки разворот.

А на речке пароход У-у-у!

Пароходом плыли,

 До горы доплыли.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт гудит В-в-в!

Высоко летит.

Словесная игра: "Мы ехали"

На автобус сели мы

В детский сад поехали!

К речке подъехали,

По мосту проехали.

Прямо поехали,

Ямку объехали.

На горку въехали,

Осторожно съехали.

В ворота заехали,

В детский сад приехали.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входят в группу. Здороваются с гостями. В это время, из спальни доносится чей-то плачь.

Воспитатель вносит игрушку, успокаивая: "Не плачь, малыш! Расскажи нам, что с тобой случилось?!"

Мышонок: "Дело в том, что я решил сам, без мамы, поехать к своей бабушке. Она живёт далеко, пешком мне не дойти. Вот я и отправился к дороге. А там, так много машин! Одни везут песок, другие - хлеб. Я им кричу: "Стойте! Отвезите меня к бабуле!" А они мчатся мимо и не останавливаются. Что же мне делать?!"

Воспитатель: Эх ты, малыш - глупыш, разве ты не знаешь, что маленькие дети, ни за что на свете, не должны ходить к дороге без взрослых? Ведь это очень опасно! А те машины, которые ты видел, не возят людей. Такие машины возят разные грузы. Ребята, как называются машины, которые возят груз? (грузовые машины) Правильно! А людей возит совсем другой транспорт. Скажите, детки, какой транспорт возит людей? (пассажирский). А какой пассажирский транспорт возит людей? (автобус, троллейбус, трамвай). Да, и даже наши пальчики знают о них: 

Пальчиковая игра. Ребятки, вы знаете как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте? (пассажиры) Правильно! Поэтому этот транспорт и называется "Пассажирский". Кто - нибудь из вас ездил в пассажирском транспорте? Расскажи нам, (Настя): на каком транспорте, с кем и куда ты ездила? Ребята, скажите, куда ещё можно поехать на пассажирском транспорте? (в больницу, в цирк и т. п.) А хотите, мы с вами, прямо сейчас поедем на автобусе в автопарк? кто из вас знает, что это за место? (большой гараж, где машины ремонтируют, готовят к работе) Правильно!

Мышонок: Пожалуйста! Возьмите меня с собой, я буду хорошо себя вести!

Воспитатель: Ну конечно мы тебя возьмём! Ребята, а куда же мы с вами пойдём, чтобы сесть в автобус? (на остановку) Посмотрите, вон там стоит знак "Остановка". Сейчас мы пойдём на остановку и подождём наш автобус. А где мы пойдём? Там, где едут машины? (нет, по тротуару) Верно! Ведь мы с вами пешеходы и должны ходить по тротуару! Подходят к "автобусу" из стульчиков. Но ведь автобус сам ехать не может. Кто знает, кто управляет автобусом? (шофёр) Правильно! Вот наш шофёр (игрушка) Где сидит шофёр? (в кабине) Что он будет делать в кабине, когда мы поедем? (рулить, нажимать педали) Хорошо! А куда же мы с вами войдём? (в салон) Правильно! Мы войдём в салон автобуса и сядем на свободные местаСадятся на стульчики. Итак, мы вошли в автобус и превращаемся в кого? (в пассажиров).

Пальчиковая игра "превращение". Поехали! 

Играет музыка. Детки, вы знаете, чем занимаются пассажиры в автобусе, когда едут? (смотрят в окно, разговаривают, читают) А давайте мы с вами поиграем в игру "Третий лишний". 

Игра с массажными мячами. Остановка "Автопарк"! Выходим, ребята, наша остановка!

 Идут к магнитной доске. Посмотрите! Это автопарк, здесь много разных машин. Давайте покажем мышонку, какой здесь транспорт грузовой, а какой - пассажирский? Молодцы! А сейчас идём дальше. Подходят к ковролину. Как вы думаете, готовы ли эти машины ехать? (нет, они сломаны) Давайте их починим?! Отлично! Справились! Устали? Давайте немного отдохнём? 

Динамическая пауза. Отдохнули? Тогда, слушайте следующее задание: на столах лежат детали, из которых вы должны собрать автобусы. Девочки будут собирать зелёный автобус, а мальчики - синий. Но сначала, вам надо взять в руки одну часть автобуса и назвать её, а затем, положить на стол и соединить с другими. Когда автобусы собраны, воспитатель задаёт вопросы: Как можно назвать зверят, которые сидят в салоне автобуса? Кем стал колобок? Что он делает в кабине? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Поедем снова на автобусе? Значит, опять идём на остановку по тротуару? Идут на стульчики. Проходите, пожалуйста, в салон автобуса и занимайте свободные места. Поехали!

Играет музыка. Ну что, ещё поиграем? 

Словесная игра "Мы ехали». Остановка - "Детский сад"! Выходим из автобуса! Ой, Да это же мама нашего мышонка! Здравствуйте!

Мама мышонка: Здравствуйте! Ну, как же ты мог, малыш, я же волновалась за тебя! Где ты был?

Мышонок: Мамочка, прости меня, пожалуйста, я больше ни когда не буду уходить один со двора! Мамуля, ты знаешь, мне ребята столько всего интересного рассказали о транспорте! Оказывается, есть машины, которые возят только доски, кирпичи, продукты, а людей они не возят. И называются они м-м-м... Дети подсказывают: грузовые машины. А людей возит другой транспорт, он называется, называется ...(пассажирский). Да! А ещё мы с ребятами ездили на автобусе, это такой большой дом на колёсах у него есть салон, где сидят эти ...(пассажиры), и ещё м-м-м ..., ну, там сидит дядя-шофёр (кабина) Точно! И чтобы сесть в автобус, надо идти на эту как её? (остановку) Да, остановку! Спасибо вам ребята, с вами так было здорово и интересно!

Мама мышонка: Спасибо, что помогли моему мальчику и рассказали всё о транспорте! Приходите к нам в гости, вы теперь наши друзья! До свидания! Прощаются.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Ребята, я благодарю вас за работу. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Особенно мне понравилось, как отвечал (имя ребёнка) и как (имя) быстро и правильно собрал автобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга оценки качества образования за 2012-2013 у.г., 2013-2014 у.г

Результаты мониторинга оценки качества образования...

Результаты педагогической деятельности: Сводная таблица по результатам диагностики программного материала в старшей группе МДОУ № 14 "Ласточка" в 2012 - 2013 уч. год.

Сводная таблица по результатам диагностики освоения программного материала по программе:Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М А. Васильевой...

Приказ от 20.04.2012 № 57 О подготовке образовательной документации на 2012-2013 учебный год

В составе рабочей группы по внесению корректировки в образовательную программу...

Приказ от 18.09.2012 № 156 Об открытии кружков в ДОУ в 2012-2013 учебном году

Утверждена руководителем кружка " Шахматная школа"...

Материал по самообразованию 2012-2013 год

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕУ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»...