Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников»
материал (младшая группа) на тему
Педагогический опыт «Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 42 «Малышок»
Педагогический опыт
На тему:
«Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….……3
I. Теоретическая часть………………………………………………….…....7
II. Практическая часть……………………………………………….……..15
Заключение….…………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………….……28
Введение
На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников, как к важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью гармоничного развития каждого ребёнка имеет всеохватывающий характер. Последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром и развитию художественно-эстетического восприятия этого мира. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - « Я убеждён, что никогда до сих пор в мировой истории художественного воспитания не было так важно, как теперь и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский), -особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, творческое воображение.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Исходя их актуальности данной темы, мной определена цель работы, заключающаяся в поиске, разработке и внедрении новых игровых технологий в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников.
Для реализации поставленных целей выдвигается следующая гипотеза: процесс, направленный на поиск, разработку и внедрение новых технологий будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечение программно дидактическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;
- разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии художественно-эстетического воспитания. Исходя из данной гипотезы, определились следующие задачи:
- изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;
- определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.
Для решения поставленных задач намечены следующие методы работы:
- теоретические – это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию;
- экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий);
- эмпирические ( наблюдения. беседы, оценки результатов игр, занятий, деятельности , направленных на развитие эстетического вкуса)
Методологическую основу данного вопроса составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром, результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Т.А. Копцева).
Работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, методы исследования и формулируется гипотеза.
В теоретической части раскрывается содержание художественного восприятия, выделены особенности младшего дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания и развития.
В практической части отмечена дидактическая организация содержания развития и обучения художественно эстетическому вкусу.
В заключении обобщаются результаты исследования работы по внедрению новых игровых технологий в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников, даются выводы о достижении поставленной цели.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
I. Теоретическая часть
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными, нравственными, эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественно-эстетические чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве, деятельности и игре.
Общаясь с явлениями искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся сущность предметов, развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства из вне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Существуют различные определения понятий «художественного воспитания», но рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача художественно эстетического воспитания и развития заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвёртых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности, и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста. Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.
Методико-технологический уровень концептуальной модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает основой, позволяющей акцентировать внимание на выборе таких форм, методов и средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которые способствуют самоактуализации творческого потенциала ребёнка, направленного на признание его субъектного опыта как индивидуальной основы личностного развития. Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий. Мы придерживаемся точки зрения И.С. Якиманской, предполагающей, что организация личностно ориентированного образования требует новых технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизмов самореализации и самоорганизации личности. Изучая педагогическую технологию, Г.К. Селевко представил её следующими аспектами: научным (педагогические технологии проектируют педагогическую деятельность и процессы); процессуально-описательным (описание алгоритмов процесса и разработка технологических карт); процессуально-действенным (осуществление технологического педагогического процесса и использование всех личностных, методологических, инструментальных педагогических средств).
Педагогическая технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выстраивается из алгоритмических компонентов: цель художественно-эстетической деятельности – интерес к творчеству – художественно-творческая деятельность – самоконтроль – коррекция – продукт творческой деятельности ребёнка. Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития детей в творческом образовательном пространстве ДОУ обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогом: 1) проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве ДОУ; 2) осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и ребёнка; 3) синтез художественных средств разных видов искусств; 4) интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе; 5) проектирование и конструирование технологических карт художественно-творческого развития детей и т.д. Реализация технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанная на инновационной деятельности педагога, включающая представленные направления, позволит, на наш взгляд, максимально проявлять художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; будет способствовать развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.
В основу содержания художественного образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция познавательной и художественной деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам и технологиям. Остановимся на основных методах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в образовательном пространстве ДОУ, основу которых составляют методы художественной педагогики: работа с отдельными произведениями искусства, которые представляются детям в « чистом » виде (портрет, натюрморт, пейзаж и т. п.); обобщающая беседа, в которой дети « собирают » отдельные специфические признаки произведения, постепенно знакомятся с языком и содержанием разных видов искусства; метод широких ассоциаций, позволяющий творчески интерпретировать содержание деятельности; метод сравнений как путь активизации мышления, направленный на привлечение ассоциаций, способствующих развитию способности к творческому мышлению; метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, выражающийся в форме творческих заданий с продолжением («домашние задания»); метод привлечения опыта (эмоционального, визуального, бытового, творческого) детей и педагога, актуализации и активизации его в деятельности. В.И. Волынкин отмечает, что данные методы выделяются среди других методов, так как позволяют ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать картину окружающего мира и самого себя.
Процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В.И. Волынкин, М.М. Бахтин, В.А. Запорожец, Л.Е. Журова, Б.М. Неменский, И.П. Подласый, Ф.А. Сохин, Б.А. Столяров и др.). Метод беседы-сообщения, направленный на формирование у ребёнка интереса к знаниям, воспитание интереса к познавательной деятельности. Умело формулируя поисковые вопросы, взрослый побуждает ребёнка к размышлению и открытию истины. В ходе эвристической беседы дети дошкольного возраста приобретают знания путём собственных усилий и размышлений. Метод целенаправленного наблюдения обогащает представления ребёнка, способствующие более дифференцированному глубокому восприятию произведений искусства; обогащает опыт «насмотренности» (Б.А. Столяров) и созерцания, сенсорный опыт детей, их способность дифференцировать оттенки, используемые художником по их цветовой принадлежности. Метод сравнения активизирует внимание детей на узнаваемость художественных образов, эстетических предметов и явлений. Метод диалога: смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью диалога дети приобретают новые знания, без которых он становится беспредметным и бессодержательным. Диалог стимулирует познавательный интерес ребёнка и в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с искусством рассматривается нами на следующих уровнях: коммуникативный уровень (диалог как средство восприятия художественных образов детьми, переработки и передачи готового смысла художественных произведений и т.п.); дискуссивно-логический уровень (диалог как форма речевого общения, совмещающего в себе функции говорящего и слушающего, где каждое высказывание выступает в широком социально-культурном контексте); культурологический уровень (диалог как свойство культуры раскрывается в практике общения с художественными произведениями разных национальных культур). Метод демонстрации художественного произведения заключается в наглядно-чувственном ознакомлении ребёнка с художественными образами. Демонстрация художественных произведений начинается с художественного восприятия. Названный метод эффективен тогда, когда ребёнок сам изучает предмет, процесс или явление и устанавливает определённые зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются предметы и явления, а не чужие представления о них. Метод познавательной игры – это специально созданные педагогом игровые ситуации, моделирующие реальность, в которых ребёнок находит определённый выход собственными действиями. Введение в процесс познания игровых моментов позволяет ребёнку более глубоко понимать художественные образы и способствует развитию его творческих способностей. В игре активизируется творческое выражение впечатлений ребёнка. Метод интеграции реализуется в процессе практической деятельности создания ребёнком художественных образов, что, по мнению Т.С. Комаровой, является стержнем всей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Согласно мнения И.А. Лыковой, основными методами современного художественного образования дошкольников, выступает многообразие следующих методов, составляющих основу педагогической технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, в результате которой у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, саморазвития. Метод эстетического убеждения, когда форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура художественного образа должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания, соучастия. Метод сенсорного насыщения – без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественно-эстетической культуре. Метод эстетического выбора или «убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса ребёнка. Метод разнообразной художественной практики, предусматривающий специфическую детскую активность, в которой ребёнок обретает «господство» над художественными материалами, овладевает инструментами художественно-творческой деятельности и создаёт оригинальный эстетический продукт. Метод образного видения предусматривает эмоционально-образное исследование объекта или художественного образа, его рассматривание и выражение в словесной или графической формах. Метод придумывания как способ создания неизвестного ранее продукта в результате собственных умственных действий реализуется следующими приемами: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта, б) поиск свойств созданного объекта в иной среде. Метод сотворчества (ребёнка с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками) как гармонизирующий ориентир, имеющий художественно-эстетический модус.
Формирование первых Эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественное воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрёшки, весёлые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врождёнными. Они требуют специального обучения, воспитания, применения различных игровых технологий. Что же подразумевает под собой термин игровая технология - это, совокупность всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур. Существует несколько компонентов игровых технологий:
- Игровой мотив (побуждение к действию).
- Игровой сюжет (ситуация).
- Игровой персонаж (сквозной).
- Игровой характер деятельности.
- Игровой атрибут.
- Дидактические игры.
- Предметно-игровая среда.
- Условия для развития творчества.
- Игровое обсуждение результатов.
Организую последовательно усложняющую систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображения окружающего, можно научить детей не только воспринимать, но и видеть красоту, предметы искусства.
Для более точного восприятия детьми новых игровых технологий применяемых взрослыми, должны выполняться требования, которые удовлетворяли бы и воспитателя и воспитуемого. Они (игровые технологии) должны быть:
- эмоциональными по характеру;
- развивающими по целям;
- гуманистическими;
- эвристическими по формированию;
- художественными по синтезу искусств;
- обеспечивающие психический и физический комфорт и защищённость детей.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка и продолжают своё становление долгие годы. Также большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад, школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребёнка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
II. Практическая часть
В настоящее время общество отчётливо осознаёт необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму (характеристику взаимоотношения духовного и реального миров). Гуманизация образования в наше время предполагает признание человека как личности, признание его прав на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные нормы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создаёт личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём.В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить малыша к школьному периоду, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения с включением в этот процесс внедрение новых игровых технологий. Главной задачей в развитии детей дошкольного возраста мы видим целостное развитие ребёнка, создание условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого мы стараемся создать в группах наиболее комфортную атмосферу и снимаем, по возможности, стрессообразующие факторы. Это наиболее актуально в наших группах ввиду возраста малышей, которые только начинают своё путешествие в мире детского сада.
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Как раз таки наиболее эффективными методами и является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные, практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребёнка.
Воспитательный компонент заключается в формировании у ребёнка художественного вкуса, эстетического сознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный момент выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуре), в обучении различным видам творчества.
Практических компонент цели заключается в овладении ребёнком ручных умений работать с красками, бумагой, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению, в своей работе мы выработали образовательные принципы для дошкольников ( в частности для младших дошкольников):
- познание и усвоение ребёнком прекрасного;
- проявление ребёнком его истинной индивидуальности, неповторимости, присущей только ему одному;
- своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей.
Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребёнку в педагогическом процессе. Они определяют направленность педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.
Изображение в рисунке, лепке, аппликации и различных композициях у младших дошкольников связаны с процессами переживания, сочувствия, эмоционального отношения к создаваемому образу. Даже для малыша важно как отнесутся к его работе взрослые и другие дети. Для нас взрослых важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая детали, предметы. Внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что малыш просто отображает окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой. В своей работе мы даём детям возможность, через различные игровые технологии, без назидательного элемента, проявить свои способности, реализовать творческие замыслы, воспитываем эстетический, художественный вкус. Для детей всегда в наличии хорошие качественные художественные материалы (бумага разного формата, плотности, оттенка, краска гуашь, акварель, глина, пластилин, цветные карандаши, кисти, цветные мелки), обеспечивающие развитие творческой деятельности дошкольников.
Одним из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности мы видим – организацию интересной содержательной жизни детей в условиях детского сада:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством;
- материальное обеспечение;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества;
- мотивация заданий.
Итак, основой художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка средствами творческой деятельности являются, по нашему мнению:
- личностная позиция ребёнка, желание самовыразиться;
- развитие способностей к творческой деятельности;
- создание художественного образа – это личностное отношение ребёнка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);
- взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
- изменение структуры педагогического процесса, методов педагогического руководства, использование игровых технологий. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребёнка на данном этапе работы уже принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несёт свою функцию. В нашем возрасте (младший дошкольник) роль сотворчества более активная, нежели в старших возрастах, где воспитатель принимает роль советчика и партнёра. Но на всех этапах личностная позиция ребёнка остаётся главной, ведущей, и мы воспитатели должны принимать её во внимание.
В чём же особенности игровых технологий и самих игр в процессе художественно-эстетического развития дошкольников…. Деятельность ребёнка может быть названа художественной, художественно-эстетической, если она непосредственно связана с различными видами искусств. К разновидностям художественной игры мы относим: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной деятельностью, художественно-словесным творчеством. Все эти игры (игровые технологии) могут выступать и как самостоятельные, и в тесных взаимосвязях. В данном случае речь идёт о художественно-эстетическом развитии дошкольников и его важнейших составляющих – музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Особая роль здесь обусловлена приоритетом в дошкольном детстве тех видов деятельности, в которых она реализуется. Разнообразное и методически правильное развёртывание этих видов деятельности в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми помогает нам поспособствовать максимально личностному обогащению каждого ребёнка. Опираясь на методическое пособие «Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве» под редакцией Радыновой О.П. и Копцевой Т.А. мы видим, что пособие помогает педагогам в их стремлении соответствовать духу времени и концепции разработанного проекта ФГОС, и так же предлагает воспользоваться оригинальными методиками, приёмами, технологиями, в которых данная разработка находит своё воплощение. Данная методическая разработка помогает реализовать все задачи программы воспитания и обучения детей по художественно-эстетическому воспитанию. В своей работе мы опираемся на связь музыкальной, изобразительной и конструктивной деятельности предложенной авторами данной методики, для развития детского восприятия, повышенного внимания к эмоциональным переживаниям и проживаниям произведений искусства – будь то музыкальное произведение или образцы живописи или малые художественные формы. Ценность концепции программы «Диалог» состоит в том, что она подразумевает вариативность, предоставляет выбор педагога в различных занятиях, играх, даёт возможность проявить свои творческие возможности и возможность внедрить какие-либо свои разработки по развитию художественно-эстетического развития дошкольников. В основе художественно-эстетического развития лежит художественный опыт. В работе с детьми мы опираемся на разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование (традиционное и нетрадиционное), лепка, конструирование, аппликация. Изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой, с возможностью привнести в деятельность различные новые методики, технологии, с возможностью вызвать интерес детей и к другим видам деятельность при проведении комплексный, интегрированных занятий. Это хорошо прослеживается на примере интегрированного занятия по изобразительной деятельности в младшей группе, где в целях отмечено развитие эстетического вкуса, развитие моторики, умение дополнять, украшать (проявлять творчество), воспитывать гуманные чувства. Предлагаю рассмотреть примерный план интегрированного итогового занятия по изобразительной деятельности в I младшей группе:
«Игрушки»
Цель:
- Вызвать интерес к обыгрыванию и дополнению рисунка – соединять точки линией, рисовать вертикальные линии.
- Закрепить технику пользования карандашом, фломастером, кистью: правильно держать пальцами, придерживать лист бумаги левой рукой (отдельно работа с детьми, у которых ведомая левая рука, таких в группе трое), смачивать ворс кисти, промывать в стаканчике-непроливайке, Не оставлять кисть в баночке с водой
- Развивать эстетический вкус, мелкую моторику.
- Воспитывать чувство сопереживания, бережного отношения к игрушкам, аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
- Проведение беседы «Мои игрушки»;
- Чтение и разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Материал к занятию:
- рисунок паровоза с шестью вагонами разного цвета, коробочка с шестью карточками разного цвета с изображением игрушек;
- иллюстрации (30×40) к стихотворениям А.Барто.
- солнышко и цветы для ковролина на липучке;
- полка-стенд с кармашками, верёвка и прищепки, шарики;
- две альбомные полоски размером 10×250см., карандаши, фломастеры, гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки для кисточек, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
I – Ребята, у меня в руках - красивая коробка. А в этой коробке картинки с игрушками. Их бросили (брошенные), забыли (забытые). Вы хотите на них посмотреть? ... А что бы на них посмотреть, необходимо угадать, какая игрушка спрятана под каждой карточкой (загадывание, отгадывание загадок – показ и раскрытие карточек):
- На зелёной карточке - игрушка, которая помокла под дождём (зайчик).
- На жёлтой карточке – игрушка, которая идёт качается (бычок).
- На синей карточке – игрушка, на которой можно поехать в гости (лошадка).
- На оранжевой карточке – игрушка, которую опрокинул кот (грузовик).
- На коричневой карточке – игрушка, которая не тонет (мячик).
- На красной карточке – игрушка, которой оторвали лапу (мишка).
II – Каждый ребёнок выбирает себе карточку по цвету и рассказывает стихотворение А.Барто из цикла «Игрушки». Воспитатель выставляет иллюстрации к стихам.
III – Беседа:
- Ребята, можно рвать, обижать, бросать игрушки? – Почему нельзя? - Им тоже больно, обидно, плохо. А можно ли оставлять игрушки на улице? – Тоже нельзя. Они могут обидеться, пропасть. – А как нужно играть с машинками, чтобы они не ломались? - Их нужно возить за верёвочку и не ложиться на них. – Чтобы наши игрушки всегда были красивыми, что нужно делать? – Нужно их мыть, расчёсывать. – Ребята, необходимо беречь игрушки: нужно играть осторожно, следить, чтобы они не падали. А если упадут, что может с ними случиться? – Они могут упасть и поломаться, разбиться.
IV – Мы нашли с вами игрушки: они порванные, сломанные, грустные, обиженные. Давайте мы им поможем.
( Индивидуальная работа за столом – рисование предмета путём соединения точек карандашом):
- …, зашей лапку мишке, пусть радуется;
- …, нарисуй зонтик зайке, пусть не промокает;
- …, проведи грузовику верёвочку, чтобы не опрокидывался;
- …, нарисуй расчёску лошадке, чтобы всегда была красивой;
- …, дорисуй доску длинную, чтобы бычок не упал;
- … нарисуй речку, чтобы мячик не утонул.
V – Вот мы и помогли игрушкам. Теперь они счастливы, но немного грустные. А грустят они потому, что у каждой игрушки есть своё место и после игр они хотят, чтобы их доставили на свои места. Давайте мы отвезём их на свои места на паровозике: рассадите игрушки в вагончики так, чтобы цвет карточки, совпал с цветом вагончика ( какого цвета карточка, значит в вагончик такого же цвета нужно и посадить игрушку) – Проводится дидактическая игра «Найди по цвету»
VI – Игрушки мы рассадили, получился красивый паровозик (вывешивание и соединение вагончиков в единый паровозик – работа с прищепками). Поехали?
VII – Ребята, а паровозик не едет. Что же случилось? – Он не может ехать, если нет рельс. Давайте, сделаем рельсы. - (коллективное рисование на удлиненной бумаге длинных вертикальных линий – шпал – фломастером).
VIII – А что бы было веселее ехать, нарисуем травку – (коллективное рисование на удлиненной бумаге коротких вертикальных линий – травки – Кистью и красками).
IX – А чтобы было ещё красивее и красочней, давайте украсим полянку цветочками и солнышком! («рисование» липучками на ковролине).
X – Вот теперь, мы можем отправиться в путь (физкультминутка – звукопроизношение - дыхательная гимнастика):
«Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух.
Поехали (Ш-С-Ш-С). Гудит паровоз (У-у-у-у).
Пар пускает (П-п-п-п). Остановились (Ф-ф-ф-ф).
XI – Вот, мы и приехали. Вот они - полки для игрушек. Расставьте свои игрушки по полкам. (дети расставляют картинки на «полку» с кармашками). – Ребята, у каждой игрушки есть своё место. Игрушки нужно беречь, не ломать, не оставлять без присмотра, не кидать.
XII – Ребята, вы очень порадовали игрушки, молодцы! Теперь и они хотят вас порадовать и поблагодарить. Они приготовили для вас подарки – разноцветные шарики. Помните, что с игрушками нужно играть бережно. (Игры с малыми воздушными шарами).
Анализ различных видов деятельности детей на занятии подтверждает, что иллюстрированный материал, использование литературных произведений, различные игры, совместная деятельность для общего результата помогает ребёнку обогатить свой мир, раскрепоститься, почувствовать себя значимым, творцом. Взрослый в данном возрасте может активно участвовать в играх детей, в драматизации, ролевых играх, развлечениях, выполняя роль ведущего, зрителя, режиссёра или исполнителя. Это является накопительной базой для дальнейших игр, когда дети сами будут учиться играть, творить, искать новые формы передачи своих замыслов. Сейчас дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к реакции взрослого, и, если он поддерживает, одобряет их действия, то активность с каждым разом возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное. В дальнейшем дети будут участливо относится и к другим людям, взрослым и сверстникам.
Занятия ручного творчества предполагает не просто овладение ребёнком технической стороны творчества, но и осознание ребёнком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.
Игровое творчество детей проявляется и в поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного. Для осуществления игровой деятельности ребёнку необходимы различные игрушки, предметы, различные игровые технологии предлагаемые взрослыми, которые помогут ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой не будет нужной игрушки, то ребёнок должен заменить её другим предметом, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. В художественно-эстетическом развитии дошкольников, как мы выяснили, нужны все виды деятельности, а особенно игровая, являющаяся ведущей. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одарённых, но и почти для всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности. Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания и развития предполагает учёт принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планирования педагогической системы раздела.
Заключение
Проблема художественно-эстетического воспитания и развития довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Художественно-эстетическое воспитание и развитие действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения, творческого воображения. Все эти качества развиваются в человеке под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность.: быт, семья, межличностные отношения, - всё, что может быть прекрасным.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания. Исследования показали, что и познавательный интерес к творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания, обучения и развития.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путём проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтверждается. Обеспечение программы обучения творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы, внедрение новых инновационных игровых технологий является средством художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребёнка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Список литературы
- Варрки Н. Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6 – С.57-67.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2006.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий). – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 1999.
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. – Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа). – М.: Просвещение, 1992.
- Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. М.: Педагогика, 1985.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Арапова И.В. «Василинка»: программа и технология эколого-художественного образования детей младшего дошкольного возраста. – Ульяновск, 2013.
- Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников // Искусство в школе. – 2003. - №6. – С.17-29.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – ООО «Карапуз-Дидактика», 2009.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: ООО «Карапуз-Дидактика», 2009.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: ООО «Карапуз – Дидактика», 2007.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – СПб.: Питер, 1997.
- Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.58-63.
- Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. – 1980. - №8. – С.13-18.
- Радынова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: ООО «Дрофа», 2014.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольников. – М.: ИХО РАО, 1998.
- Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №1. – С.35-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Игровой проект к обучающему курсу для педагогов дошкольных учреждений «Музейно-педагогические и информационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Для Средней группы ДОУ...
Презентация "Игровая деятельность как средство познавательного развития младшего дошкольника"
Презентация "Игровая деятельность как средство познавательного развития младшего дошкольника"...
Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной...
Консультация для воспитателей «Применение игровых технологий для художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1» Консультация для воспитателей&laq...
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по художественно-эстетическому развитию. Образовательный мультимедиакурс "Радость познания"
Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами образовательной организации, воспита...