Образовательный проект «Мойдодыр друг малышей»
проект (младшая группа) на тему
Цель: формировать культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_drug_moydodyr.docx | 59.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №4 «Родничок» города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Образовательный проект
«Мойдодыр друг малышей»
Непеляк Мария Ивановна,
воспитатель
Актуальность образовательного проекта
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цели и задачи образовательного проекта
Цель: формировать культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
- познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Планируемые результаты образовательного проекта:
Дети при освоении образовательной области «Физическая культура» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 2-3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
- ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
- самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
- имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
- умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
- ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
- высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
- осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Объём и содержание культурно-гигиенических навыков в возрасте от 2-х до 3-х лет.
- Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Во время еды учить детей правильно держать ложку.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- прямое обучение;
- показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Методы и средства реализации образовательного проекта
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
Способы и формы оценки результатов образовательного проекта
- Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Физическое развитие» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
- Методы изучения результативности: наблюдение за детьми, анкетирование родителей, беседы.
- Объект мониторинга - достижения детей.
- Способы фиксации данных обследования: протоколы наблюдений.
- Способы обработки результатов: обобщение результатов в таблицы.
- Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Способы и формы оценки результатов образовательного проекта
Навыки опрятной еды включают умение:
- Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
- Расстегнуть пуговицы;
- Снять одежду;
- Аккуратно повесить или сложить;
- Снять и одеть обувь;
- Надеть в обратной последовательности.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- Мыть лицо, руки;
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
- Пользоваться расческой.
- Умение пользоваться горшком.
Критерии оценки:
- 3 балла - правильно выполненное действие;
- 2 балла - действие выполненное с небольшими неточностями;
- 1 балл - неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
- Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
- Средний уровень (62-40 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления;
- Ниже среднего (39-28 баллов) - один и более навыков не сформированы.
План реализации образовательного проекта
Период | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь
| Познавательное развитие. Тема «Наша группа». Цель: познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; учить детей ориентироваться в групповом пространстве; развивать чувство любви и гордости за свою группу; - побуждать детей бережно относиться к своей одежде; познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. | Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. Празднование дней рождения в группе.
| Игровые ситуации для сюжетной игры: - кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: - как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
| Анкетирование родителей
|
Октябрь
| Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. | Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно).
| Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: - внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
| Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
|
Ноябрь
| Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: - формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; - воспитывать культуру поведения за столом. | Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
| Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».
| Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
|
Декабрь | Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; - воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). | Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: - внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. | Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» |
Январь
| Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. | Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
|
| Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
|
Февраль
| Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. | Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
| Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: - внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
| Оформление фотовыставки «Мы - чистюли!»
|
Март
| Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; - формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
| Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
| Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». | Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Апрель
| Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; - формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). | Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: - внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
| Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал». |
Май
| Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
| Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» - внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
| Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
|
Результаты мониторинга реализации образовательного проекта за 2013-2014 учебный год
сентябрь
май
Список используемой литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный образовательный проект «Коза – друг человека?»
Семейный образовательный проект «Коза – друг человека?»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей
Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный - 1 неделяПо характеру продукта: познавательно – игровой.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.По проф...
Образовательный проект "Мойдодыр"
Формирование культурно-гиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста....
Мойдодыр -друг малышей
Воспитание культурно-гигиегических навыков у младщих дошкольников...
Мойдодыр- друг малышей
проект...
Мойдодыр-друг малышей
Проект для детей младшей группы...
Проект "Мойдодыр - друг детей"
проект...