Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"
материал по теме
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Обучение навыкам эффективного общения»
Цель:
- обучение педагогов основам эффективного общения;
- овладение навыками техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми и взрослыми.
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.
В последние десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт - в человеческом взаимодействии более половины всех проблем относится к недостатку взаимопонимания. Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом слышит третье и истолковывает как четвертое. Психологи называют это трудностями коммуникации. Для преодоления таких трудностей были выделены формы общения, которые максимально способствуют налаживанию взаимопонимания и сотрудничества. Их называют техниками эффективного общения. Применять эти техники можно в семье, на работе, и при прояснении различных ситуаций. Одну из техник хотелось бы рассмотреть более подробно. Это техника Я- сообщений.
Ход.
- Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.
Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.
- Игра «Геометрические фигуры»
Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.
Участники встают в круг, в руки берут нитку от клубка, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).
- Упражнение «Зазвонил телефон»
Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с окружающими и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш.
Представьте себе ситуацию: вы находитесь дома один, и тут ОДНОВРЕМЕННО:
-Зазвонил телефон!
-Заплакал ребенок!
-Прорвало кран и вода вот-вот потечет на пол!
-Полил грязный дождь, а на балконе сохнет ваше белье!
-Звонок в дверь!
Опишите ваши действия последовательно: что сделаете в первую очередь, что - во-вторую и так далее.
Ответы. Этот тест - на приоритеты.
Первое в списке - это главная для Вас (по крайней мере, на данный момент) сфера жизни.
Ребенок - это семья
Вода - деньги
Телефон - работа
Дверь - друзья, знакомые
Белье - секс
Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.
Ведущий просит каждого из участников написать на листе бумаги очередность приоритетов. Когда работа будет закончена, ведущий зачитывает ответы.
- Мини-лекция «Эффективные техники общения»
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – сообщение», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – сообщение»
«Я – сообщения» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – сообщения» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – сообщение» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее.
Алгоритм построения «Я – сообщения»:
- Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда Петя не слушается…».
- Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
- Затем необходимо объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с не послушанием продолжение может быть таким: «потому что мне приходиться нервничать», «мне приходиться лишать его каких либо развлечений и поощрений», «мне приходиться постоянно делать замечания» и т.д.
- В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжим пример с не послушанием: «Мне бы очень хотелось, чтобы Петя слышал и слушал меня».
В результате вместо обвинения «Петя опять не слушался» мы получаем фразу вроде «Когда Петя не слушается, я огорчаюсь, потому что мне приходиться постоянно делать ему замечания. Мне бы хотелось, чтобы Петя слышал и слушал меня, и занимался вместе с детьми»
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.
Отработка построения «Я – сообщения».
Ситуации: ты постоянно поступаешь по- своему; прекрати реветь; ешь до конца, чтобы тарелка была чистая. Составьте Я- сообщение.
- Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.
Упражнение. Участники объединяются в подгруппы по 10-15 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
| Позитив |
Не наваливайтесь на стол | Отойдите от стола |
Не хочу есть | Я сыт |
Не могу занять тебе денег. Нет денег | Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы |
Здесь Вы находитесь в безопасности | Это надежное, укромное место |
Не путайся под ногами | Посиди спокойно |
Не хочу пить | Я уже пил. |
Безопасный | Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный |
Не выходите из группы | Оставайтесь в группе |
Вода не выходит из ванны | Вода остается в ванне |
Неправда | Ложь |
Неудовлетворенность | Желание |
Разочарование | Тоска, печаль, грусть. |
Мне чай без сахара | Мне только заварку и кипяток |
- Проигрывание ситуаций из жизни.
Упражнение «Карусель» (дает возможность проиграть проблемные ситуации, учит умению устанавливать контакт с ребенком и выходить из конфликтных ситуаций). Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад. Для этого можно разделиться на пары: ребенок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию и разыгрывает ее, показывая реакцию воспитателя, и его способ выхода из создавшейся ситуации.
Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:
- «Я хочу к маме…» (плачет) (решение проблем адаптации),
- «А Маша меня обижает …» (выход из конфликтных ситуаций)
- «Не хочу заниматься…Я буду играть в конструктор ...»(ходит по группе во время общего занятия)
- «Помогите мне переодеться на прогулку. Я ничего не умею…»
Обратная связь(важна для рефлексии): что понравилось не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно некомфортно, какие впечатления.
7. Завершение работы.
Упражнение «Мои ресурсы…» Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
8. Обратная связь по итогам проведения занятия.
Что понравилось - не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"
Обучение технике "Активное слушание"...
Семинар-тренинг для педагогов " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями"
Развитие коммуникативных навыков педагога...
Тренинг для родителей "Формируем навыки эффективного общения с ребенком"
Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую актуальность. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и сов...
Тренинг для родителей «Способы эффективного общения. Причины плохого поведения детей.»
Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах:Необходимо внимательно выслушать ребенка.Разделить его чувства с помощью слов «да...», «хм...», «понятно».Никогда ...
Тренинг для родителей «Способы эффективного общения. Причины плохого поведения детей.»
Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах:Необходимо внимательно выслушать ребенка.Разделить его чувства с помощью слов «да...», «хм...», «понятно».Никогда ...
Занятие-тренинг для воспитателей "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблемапостроения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников....
Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....
Комментарии
Класс!!!
Класс!!!