Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Обучение навыкам эффективного общения»
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.
Работать над умением эффективно общаться можно в ходе проведения тренингов. Эта форма проведения занятия, консультации, где происходит специально организованное общение, очень эффективна для профессионального роста, потому что каждый является активным участником процесса. Такие занятия улучшают взаимоотношения с окружающими, в коллективе, повышают продуктивность делового взаимодействия.
Психологическая информация, которая подается и разыгрывается в ходе тренинга, должна быть понятной, доступной. Тренинг поможет не только рассмотреть, но и проиграть конкретные проблемные ситуации, которые могут возникать у педагога в работе с детьми. Прежде всего определим цель проведения занятия.
Цель:
- обучение педагогов основам эффективного общения,
- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.
Ход занятия
1. Приветствие
Встать в круг и повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, ближе познакомиться, если есть малознакомые люди).
2. Беседа
Что для Вас означает понятие «эффективное общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?
Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог и проговаривает, какие способы и техники эффективного общения может использовать педагог при решении проблемных ситуаций в работе с детьми (примеры ситуаций приводят воспитатели).
3. Техника активного слушания
Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.
4. Правила техники активного слушания
- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)
- повтор услышанного от собеседника;
- «отзеркаливание эмоций»;
- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.
5. Работа с проблемными ситуациями
Цель: понять, как можно использовать полученные знания.
Психолог обсуждает, как можно работать с возникающими проблемными ситуациями.
1) Просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, сказок, где есть конфликтные ситуации, обсуждение поведения героев и их оценка.
2) Проигрывание различных ролевых игр, где дети получают возможность поразмышлять о своем поведении в конфликтных ситуациях
Упражнение «Выйди из круга». Все участники встают в круг (их задание – не выпускать из круга коллегу), а один остается в центре круга (его задачи – любым путем выйти из круга) и пытается выйти из него.
Упражнение «Попроси игрушку». Участник просит игрушку, с которой очень хочет поиграть, но пока она у других «детей» (роль детей выполняют педагоги).
3) Проигрывание ролевых игр, направленное на создание доверия, взаимопонимания:
Упражнение «Сиамские близнецы». Воспитатели делятся на пары и завязывают ноги (правая нога одного привязывается к левой ноге другого). После чего им необходимо несколько раз пройти по помещению. Затем происходит обсуждение игры (как чувствовали себя участники, как удавалось им договариваться и учитывать интересы партнера).
4) Проигрывание ситуаций из жизни.
Упражнение «Карусель» (дает возможность проиграть проблемные ситуации, учит умению устанавливать контакт с ребенком и выходить из конфликтных ситуаций). Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад. Для этого можно разделиться на пары: ребенок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию и разыгрывает ее, показывая реакцию воспитателя, и его способ выхода из создавшей ситуации.
Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:
- «Я хочу к маме…» (плачет) (решение проблем адаптации),
- «А Маша меня обижает …» (выход из конфликтных ситуаций)
- «Не хочу заниматься…Я буду играть в конструктор ...» (ходит по группе во время общего занятия)
- «Помогите мне переодеться на прогулку. Я ничего не умею…»
Обратная связь (важна для рефлексии): что понравилось не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно некомфортно, какие впечатления.
6. Завершение работы
Упражнение «Моя любимая игрушка». Участникам предлагается вспомнить любимую игрушку, при этом активизируются эмоциональные воспоминания.
Упражнение «Что нас объединяет? Каждый участник произносит одну фразу и заканчивает ее по своему, исходя из своих ощущений (способствует развитию самоанализа, сплочению коллектива.)
Упражнение «Мои ресурсы…» Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
7. Обратная связь по итогам проведения занятия
Что понравилось - не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.
Использованная литература:
1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008 г.
2. Прутченков А.С. «Тренинг личностного роста». Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры....
Семинар-тренинг для педагогов " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями"
Развитие коммуникативных навыков педагога...
Тренинг для родителей "Формируем навыки эффективного общения с ребенком"
Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую актуальность. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и сов...
Тренинг для родителей «Способы эффективного общения. Причины плохого поведения детей.»
Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах:Необходимо внимательно выслушать ребенка.Разделить его чувства с помощью слов «да...», «хм...», «понятно».Никогда ...
Тренинг для родителей «Способы эффективного общения. Причины плохого поведения детей.»
Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах:Необходимо внимательно выслушать ребенка.Разделить его чувства с помощью слов «да...», «хм...», «понятно».Никогда ...
Занятие-тренинг для воспитателей "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблемапостроения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников....
Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....