Исследовательская деятельность, как часть педагогической культуры
методическая разработка (младшая группа) на тему
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_isledovaniy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность, как часть педагогической культуры.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Определение исследовательской деятельности
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Структура поисковой деятельности:
•Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;
•Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;
• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
• Отбор способов проверки и возможных путей решения познавательной задачи;
• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;
- Анализ полученных фактов и формирование выводов;
• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
К выводам исследования можно отнести:
- формулирование причинно-следственных связей (если..., то..., потому что...);
Коллекционирование (классификационная работа) (задача - освоение родовидовых отношений). Деятельность в контексте «коллекционирования»:
- поиск черт сходства й различия между объектами в ходе обсуждения - рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки (дидактические игры);
- опыты и эксперименты.
Наблюдения в природе
Дети младшего возраста очень наблюдательны - наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно- следственные связи. Исследования насыщают и обогащают ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, размышлять тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных качеств.
С самого рождения детей окружают - различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на' асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И да» того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и от ношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
В младшей группе мы согласно программе проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью.
Из опытов с воздухом дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Продолжаем знакомить детей с песком и глиной их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком: «Цветной песок», «Чьи следы», «Влажный песок», «Волшебное сито», «Песочная стройка», «Рисуем песком». Познавательный интерес ребенка также развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Используем опыты: «Вода принимает форму», «Прозрачная вода», «Замерзшая вода». Рассказываем и показываем, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Исследовательская деятельность и игра
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Также в младшей группе мы занимаемся исследовательской деятельностью и на прогулках. Проводим различные наблюдения в живой и неживой природе. Наша роль (роль воспитателя) заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке в младшей группе предлагаются следующие наблюдения:
- за птицами;
-за насекомыми;
- за животными (за кошкой, за собакой)
-за изменениями в погоде;
- за машинами (спецтехникой ™ трактор, мусоровоз, машина, которая привозит продукты);
- за деревьями;
- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;
- за изменениями на участке детского сада и др.
Наша задача - пробудить в детях интерес к окружающей вас природе, побуждать их к наблюдениям ш явлениями природы, учишь сравнивать, делать выводы. Поэтому перед началом наблюдений мы стараемся подобрать стихи, загадки, пословицы и поговорка, разучить их вместе с детьми.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность!
Вывод
Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного Взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации.
Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
Мы можем сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к природным явлениям, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать решения.
Приложение
Экспериментально-исследовательская деятельность детей
1 «Вода прозрачная»
Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет. Почему? Перед, нами молоко в вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком - нет.
2 «Лед — твердая вода»
Цель: Опытным путем показать, что лед - это вода в твердом состоянии.
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растаю т за разный промежуток времени.
3.«Снег»
Цель: Опытным путем показать детям, что рассыпчатый снег не лепится, а влажный ленится.
Опыт проводится на прогулке, предложите детям скатать шарик из рассыпчатого снега, затем смочите снег в воде и предложите скатать шарик из влажного снега. Сравните, какой шарик получился ровным, а какой рассыпает?
4.«Вода нужна всем»
Цель: Опытным путем показать, что вода нужна всем. Дайте каждому ребенку две горошины или фасолинки. Одну из он положит на блюдце в намоченную ватку и, будет постоянно подливать воды, поддерживая ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. У какой из горошинок появится росток, а кокой нет. Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
5. «Песок»
Цель: опытным путем показать детям, что песок сыпучий. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
6. «Веточка живая»
Цель: Опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а - «спят».
Занесите в группу веточку тополя, поставьте ее в теплую воду и каждый день наблюдайте с детьми, что с ней происходит. Через некоторое время появятся липкие почки, а потом листики. Зарисовывайте все изменения в дневнике наблюдений.
7. «Посадка лука»
Цель: Опытным путем показать детям, что в воде лук прорастает быстрее, чем в земле.
Возьмите банку с водой и «посадите» в неё луковицу, рядом поставьте баночку, наполненную землей и посадите в неё другую луковицу. Наблюдайте каждый день и зарисовывайте изменения в дневник наблюдений. У какой из луковиц первой появятся зеленые ростки.
8. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать». Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха) Опять наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).
О чем мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
9. «Ветер расселяет деревья по новым местам»
Цель: Опытническим путем показать детям как распространяются семена деревьев.
Возьмите семена клена, ясеня, сосны и опустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
10. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Цель: Опытническим путем показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Наливают в два блюдца воды — одно блюдце ставят на солнце, другое в тень. Затем проверяют, в каком блюдце испарилась быстрее вода. На солнце вода испарилась быстрее, чем в тени.
11.«Радуга»
Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.
Поставьте зеркало в воду - под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на
его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Радуга»? Что Такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
12 «Буря»
Цель: Опытническим путем показать детям силу ветра.
Опустите на воду кораблики с парусами, изготовленные из природных материалов или бумаги. Дети дуют на кораблики и они плывут. Так и
большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит, когда ветра нет? А если ветер очень сильный.? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
13.«Влияние силы тяжести на рост растений»
Цель: Опытническим путем показать детям; что растения поворачивают свои листья вверх независимо от положения.
Возьмите комнатное растение, положите горшок с цветком на бок на книги. В течении недели наблюдайте за положением цветка и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин, концентрируется .в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель растет вверх.
14 «Песок - рыхлый»
Цель: опытническим Путем показать детям, что песок рыхлый.
Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стакан с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы выяснили, что песок - рыхлый.
15.«Живые часики»
Цель: опытным путем показать, что растения могут показывать время.
Опыт проводится на участке или за комнатным цветущим растением. Обратите внимание детей на цветок утром, как он раскрыт, зарисуйте с детьми. Затем в дневное время суток и вечером, что происходит с Ирм в разные части суток. Сравните рисунки. Спросите детей, что они заметили? Растение можно назвать живыми часиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.
Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает....
"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.
Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....
Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольников 3- 4 лет, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творч/д "Веселая ферма"
Педагогический проект для Младшей группы...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...
Конспект познавательно исследовательской деятельности «Человек. Части тела» (с элементами экспериментирования) Подготовительная группа № 5 «Лесная полянка»
Конспект познавательно исследовательской деятельности«Человек. Части тела»(с элементами экспериментирования)Подготовительная группа № 5 «Лесная полянка»...
КОНСПЕКТ квест - игры по ОО «Познавательное развитие» в части раздела «Развитие познавательно – исследовательской деятельности», «Ознакомление с социальным миром», по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в части раздела «Формирование основ безопа
Путешествие с целью нахождения ключей через преодоление трудностей и испытаний....