Портфолио воспитателя, педагога-психолога
материал на тему
Портфолио воспитателя, педагога-психолога, представленное при аттестации на первую категорию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolion_k_08-12.docx | 430.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагога-психолога, воспитателя
Казанцевой Натальи Сергеевны
Информационная карта педагога
Казанцева
Наталья Сергеевна
Дата рождения: 12.10.1981г.
Образование: высшее педагогическое,
ГОУ ВПО Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2006г.
Квалификация по диплому: Преподаватель дошкольной
педагогики и психологии
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого развития детей» города Ишима
Должность: педагог-психолог, воспитатель
Педагогический стаж: 7 лет
Стаж:
- общий педагогический: 7 лет;
- в должности: 4 год
- в данном учреждении: 4 года
Категория: первая квалификационная
Представленная документация: 2008 – 2012
Нормативно-правовая база
№ п/п | Нормативный документ |
1. | Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. |
2. | |
3. | Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года). |
4. | Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98. |
5. | Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6. |
6. | |
7. | |
8. | «Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616», «Закон об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98, Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании". |
9. | Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616. |
10. | О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 №70/23-1 |
11. | О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы. Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.03г. №2-30-20. |
12. | Приказ от 23.11.2009 №655 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 №16299) |
13. | |
14. | |
15. |
Курсовая подготовка
№ п/п | Наименование курсов | Кол-во часов | Год прохождения | Место прохождения | Регистрационный номер |
1. | Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста | 72 | 2009 | г. Ишим | 0360 |
2. | Психология здоровья детей, подростков и молодежи | 72 | 2010 | г. Тюмень | 006565 |
3. | Формирование информационно - коммуникативной компетентности педагогов ОУ | 72 | 2010 | г. Ишим | 04112 |
4. | «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» | 5 | 2011 | г. Тюмень | б/н |
5. | Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» | 20 | 2011 | г. Ишим | 008027 |
6. | Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» | 5 | 2012 | г. Ишим | 051068 |
Сертифицированные документы
№ п/п | Название документа | Содержание | кем выдан | когда выдан |
1. |
Сертификат | За участие во всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» | НУДО «Центр непрерывного бизнес-образования» | 2010. |
2. | Диплом за I место | За участие в городской олимпиаде педагогов дошкольного и начального образования | ИГМЦ | 2011 |
3. | Сертификат | За участие в областной олимпиаде педагогов дошкольного и начального образования | ТОГИРРО | 2011 |
4. | Сертификат | «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» | ТОГИРРО | 2011 |
5. | Сертификат | Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» | ГАОУ ТО «РИО-Центр» | 2011 |
6. | Почетная грамота | За участие в Городском конкурсе профессионального мастерства «Педагог года города Ишима - 2012» | ИГМЦ | 2012 |
7. | Сертификат | Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» | ГАОУ ТО «РИО-Центр» | 2012 |
8. | Диплом II степени | За участие в онлайн-конкурсе методических работ «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» | ИМП «Детские сады Тюменской области» | 2012 |
Повышение квалификации
Работа по методической теме
Название темы | Годы | Что удалось достичь (теоретические и практические наработки) | Форма представления результата |
Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию. | 2009-2011 | У детей формируются положительные межличностные отношения (умеют находить конструктивные способы решения конфликтов, проявляют толерантное отношение к окружающему миру) | Социально-личностное развитие детей |
Наличие публикаций
№ п/п | Год написания | Название работы | Тема | Орган издания |
1. | 2012 | Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители», как форма психолого-педагогической поддержки семьи | «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» | СМИ «Детские сады Тюменской области» |
Участие в профессиональных конкурсах
№ п/п | Название конкурса | Сроки | Результат |
1. Участие в муниципальных профессиональных конкурсах | |||
1. | Городская олимпиада педагогов дошкольного и начального образования | 18.02.2011. | Диплом за I место |
2. | Городской конкурс профессионального мастерства «Педагог года города Ишима - 2012» | 03.02.2012- 10.02.2012. | Почетная грамота |
2. Участие в региональных профессиональных конкурсах | |||
1. | Областная олимпиада педагогов дошкольного и начального образования | 30.03.2011. | Сертификат |
2. | Онлайн – конкурс методических работ «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» | 06.03.2012- 14.03.2012. | Диплом II степени |
3. Участие во всероссийских профессиональных конкурсах | |||
1. | Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» | 01.10.2009-15.02.2010. | Сертификат |
Использование современных технологий педагогической диагностики и психолого-педагогической коррекции
№ п/п | Название используемой технологии | Годы системного использования технологий |
1. | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика | 2009-2010 г. |
2. | Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению |
2010-2011 г |
3. | Диагностика готовности детей к обучению в школе. Составлена на базе комплексной программы «Детский сад 2100» (оригинальная) | 2007-2008 г. 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
4. | Рисуночные тесты «Моя семья», «Автопортрет» | 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010 -2011 г. |
5. | Диагностика продуктивности запоминания (оригинальная) | 2009-2010 г. |
6. | Методика «Графический диктант» | 2007-2008 г. 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
7. | Методика «Кодирование» | 2007-2008 г. 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
8. | Тренинговые формы работы | 2008-2009 г. 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
9. | Телесно-ориентированная технология | 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
10. | Арт-терапия | 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
11. | Релаксационные технологии | 2009-2010 г. 2010-2011 г. |
Использование разнообразных методических средств
- игровая мотивация;
- игровая ситуация;
- прием домысливания;
- ТРИЗ;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностирование;
- проигрывание и решение проблемных ситуаций;
- визуализация;
- релаксация.
Использование программно-методических комплексов
№ п/п | Автор | Название | Издание |
1. | Н.М. Семина | Познай себя и своего ребенка. Тренинг детско-родительских отношений | Тюмень, 2008 |
2. | Под ред. А.А. Реана | Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. | СПб, 2007 |
3. | Е.О. Савостьянова | Хочу все знать. Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры упражнения | Москва, 2005 |
4. | М.В. Корепанова Е.В. Харламова | Диагностика развития и воспитания дошкольников | Москва, 2005 |
5. | А.С. Прутченков | Свет мой зеркальце скажи… Тренинг личностного роста | |
6. | О.Е. Грибоедова | Что делать, если ребенок не говорит | |
7. | О.В. Корниенко | Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста | Тюмень, 2005 |
8. | С.С. Бычкова | Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ | Москва, 2002 |
9. | Ю.В. Шаркунов | Психология здоровья образовательных учреждений | Тюмень, 2010 |
10 | К.Тейлор | Психологические тесты и упражнения для детей | |
11. | О.В. Корниенко | Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии «Песочная страна» | Тюмень, 2008 |
Участие в методических мероприятиях образовательного учреждения.
(заседаниях МО, конференциях, семинарах, консультациях и т.д.)
№ п/п | Дата проведения | Уровень мероприятия (ДОУ, городской, региональный федеральный) | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Форма участия педагога |
1. | 27.11.2008. | ДОУ | Консультация для педагогов | Оптимизация стиля педагогического руководства | Выступление с включением практической части |
2. | 04.02.2009. | ДОУ | Консультация для педагогов | Жестокое обращение с детьми: что это такое? | Выступление с включением практической части |
3. | 19.02.2009. | ДОУ | Педсовет | Использование активных приемов запоминания | Выступление с представлением диагностических данных в сравнении |
4. | 26.03.2009. | городской | ГМО педагогов-психологов | Семейное насилие над детьми | Выступление с включением практической части |
5. | 30.03.2009. | ДОУ | Педсовет | Взаимоотношения Взрослый-Ребенок в подготовительной группе | Выступление с представлением результатов наблюдения |
6. | 15.03.2010. | ДОУ | Консультация для педагогов | Проектирование и анализ современного развивающего занятия | Представление теоретической части |
7. | 17.09.2010. | ДОУ | Семинар - практикум | Использование мультимедийных презентаций в детском саду. | Выступление с включением практической части |
Просветительская работа с родителями
№ п/п | Дата проведения | Возрастная группа | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Форма участия педагога |
Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители» | |||||
1. | 27.11.2008. | II младшая – подготови тельная | Занятие (мини-лекция+практика) | Развитие памяти у детей | Ведущий |
2. | 10.04.2009. | II младшая – подготови тельная | Занятие (мини-лекция+практика) | Развитие внимания у детей | Ведущий |
3. | 30.10.2009. | II младшая – подготови тельная | Тренинг личностного роста | Формирование детско-родительских отношений | Ведущий |
4. | 22.01.2010. | II младшая – подготови тельная | Тренинг личностного роста | Общаемся с детьми | Ведущий |
5. | 02.04.2010. | II младшая – подготови тельная | Тренинг личностного роста | Я тебе доверяю | Ведущий |
6. | 19.11.2010 | II младшая – подготови тельная | Тренинг личностного роста | Познай себя | Ведущий |
7. | 21.01.2011. | II младшая – подготови тельная | Тренинг личностного роста | Я как родитель | Ведущий |
Выступления на групповых родительских собраниях | |||||
1. | 27.06.2008. | I младшая | Консультация | Психические особенности детей в период адаптации к условиям детского сада | Ведущий |
2. | 17.09.2008. | Средняя | Консультация | Особенности психического развития детей 4-5 лет | Выступление |
3. | 23.09.2008. | Старшая | Консультация | Особенности психического развития детей 5-6 лет | Выступление |
4. | 11.12.2008. | Старшая | Практическая часть | Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей | Выступление |
5. | 11.12.2008. | Подготовительная | Практическая часть | Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей | Выступление |
6. | 25.02.2010. | Средняя | Консультация | Что такое интеллектуальное развитие? | Выступление |
7. | 26.02.2010. | старшая | Консультация | Психологическая характеристика детских книг | Выступление |
8. | 23.09.2010. | Средняя | Консультация | Профилактика жестокого обращения с детьми | Выступление |
9. | 24.09.2010. | Старшая | Консультация | Профилактика жестокого обращения с детьми | Выступление |
10. | 30.09.2010. | Подготовительная | Консультация | Профилактика жестокого обращения с детьми | Выступление |
Глоссарий
Агрессия - (от лат aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т п)Выделяются след виды А: 1) физическая А (нападение) - использование физической силы против др лица или объекта; 2) вербальная А - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);3) прямая А - непосредственно направленная против к-л объекта или субъекта; 4) косвенная А - действия, которые окольным путем направлены на др лицо (злобные сплетни, шутки и т п), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т п); 5) инструментальная А, являющаяся средством достижения к-л цели;6) враждебная А - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;7) аутоагрессия - А, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А, имеющая цель защиты др от чьих-то агрессивных действий.
Адаптация - (от лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Арт -терапия – это направление в психотерапии , психокоррекции и реабилитации , основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобрази тельным творчеством . Арт –терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией , драмтерапией и танцедвигательной терапией .
Аттракция - (от англ. attraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
Аутогенная тренировка - (от греч. autos сам и gennao рождаю) психотерапевтический метод, разработанный Й.Г.Шультцем в 1932г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов , депрессивных состояний , психосоматических заболеваний.
Ведущая Деятельность- теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности Выделяют следующие ведущие деятельности: 1 Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2 Предметно - манипулятивная деятельность в раннем детстве; 3 Сюжетно - ролевая игра дошкольного возраста; 4 Учебная деятельность - школьников; 5 Профессионально-учебная деятельность юности
Визуализация - (от лат. visualis - зрительный), методы преобразования невидимого для человеческого глаза поля излучения (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского, ультразвукового и др.) и видимое (черно-белое или цветное) изображение излучающего объекта. Существует несколько методов визуализации: фотографический (см. Электронно-оптический преобразователь), методы тепловидения, преобразование невидимого излучения лазера в видимое и т. д. Визуализация широко используется в медицине, дефектоскопии, технике (см. Интроскопия, Томография).
Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами - За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения
Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий - Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого - либо свойства предметов другой области Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра – дошкольников
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий - субъективного образа - целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы
Девиантное (отклоняющееся ) поведение -(от позднелат . deviatio - отклонение ) в специальной литературе трактуется в двух значениях : во-первых, как проступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам ); во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам .
Диагностика личности - 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности. 2. Процесс определения указанных особенностей. Заимствовано из кли-нич. психологии, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич. расстройств и установления их причин и природыКоррекция(лат. correctio) - исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло.
Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.
Игротерапия – это особо организованный вид игрового взаимодействия между педагогом и ребенком, в процессе которого педагогом сначала выявляется круг проблем ребенка, а затем постепенно начинается коррекционная работа.
Классификация – систематическое расположение в группы или категории в соответствии с установленными критериями.
Креативность - (от лат. creatio - созидание, сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Креативность - по Торренсу (от лат creatio - созидание) - индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат.
Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности - в качестве независимого фактора.
Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности коммуникатора.
Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка - , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. 2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.
Межличностное Общение - общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей , как правило, эмоционально окрашено Оно касается всех сторон жизни людей В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система существующих общественных отношений, в том числе экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения цели.
Настроение – 1. Эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента - . Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный. 2. Общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его самочувствие. Н. характеризуется эмоциональным знаком (положительное, "приподнятое", или отрицательное, "подавленное"), степенью осознанности источника, причины Н. и временной динамикой (устойчивые и преходящие Н.). Н. лежит в основе отдельных эмоций и чувств, способствует коммуникации. Соц. Н. отражает особенности психич. направленности, состояние духовной атмосферы той или иной общности людей.
Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее образование, общее и специальное (профессиональное); по содержанию - техн., гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. - один из показателей соц. статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства соц. структуры общества.
Обучение - англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Общение - Англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 2. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.
Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании - приобретенного опыта В наиболее простой формой память реализуется как узнавание - ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение - в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии - Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р Аткинсон - , А Бэддели, П Линдсей, Д Норман, Д Румельхарт)
Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - , служащие их удовлетворению Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду
Просвещение - 1) распространение знаний, образования. 2) Система общеобразовательных учреждений в стране.
Развитие -англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. См. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.
Релаксация - (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии - (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).
Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад),1) размышление, самонаблюдение, самопознание форма деятельности человека, направленная на осмысление своих действий; способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Толерантность - (от лат. toleran-tia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Чувство - высший продукт развития эмоций человека, к-рые возникают в онтогенезе как рез-т конкретных ситуативных эмоций. Ч. отвечают высшим соц. потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (патриотич., нравственные, эстетич., родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций Ч. присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархич. система Ч.; содержание доминирующих Ч. определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. Сформированные Ч. становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же Ч. может реализоваться в различн. эмоциях. Так, Ч. глубокой любви или ненависти к д-j человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали.
Эксперимент - метод проверки выдвинутой цели, гипотезы.
Эмоция - (франц. emotion - волнение, эмоция, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психич. процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция Э. заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом.
Анализ педагогической деятельности
«Есть два желания, исполнение которых может
составить истинное счастье человека, -
быть полезным и иметь спокойную совесть»
Л. Н. Толстой
Я, Казанцева Наталья Сергеевна, в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого развития детей» города Ишима работаю на должности педагога - психолога с февраля 2008 года.
Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, выделила для себя несколько простых, но, на мой взгляд, очень важных правила:
- Не навреди!
- Не обмани!
- Направь вперед!
Время скоротечно, появляются новые технологии, методики в работе с детьми. Поэтому, для того чтобы оставаться актуальным и владеть альтернативными методиками и технологиями в работе с детьми, я приняла участие в следующих курсах повышения квалификации:
- Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 2009г.
- Психология здоровья детей, подростков и молодежи. 2010г.
- Формирование информационно - коммуникативной компетентности педагогов ОУ. 2010г.
В целях профессионального роста в феврале 2010г. Приняла участие во Всероссийском заочном конкурсе «Росточек: Мир спасут дети» инновационных идей и опыта обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста, где представила опыт работы с родителями «Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители». Получила сертификат участия. Нельзя сказать, что сертификат участника меня удовлетворил, но дал повод задуматься, проанализировать и применить новые формы работы с родителями.
Методологической основой для построения своей работы я выбрала общеобразовательную программу дошкольного учреждения, разработанной в соответствии с комплексной программой «Детский сад 2100», под редакцией А.А. Леонтьева
Основная цель программы – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
- Создать условия, обеспечивающие физическое, личностное, интеллектуальное и эстетическое развитие;
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
- Создавать атмосферу психологического комфорта;
- Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Преимущество данной программы я вижу в том, что мне предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создание конкретных условий воспитания и развития детей.
В организации воспитательного процесса образовательной деятельности я использую современные технологии педагогической диагностики и психолого-педагогической коррекции:
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика;
- Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению;
- Диагностика готовности детей к обучению в школе. Составлена на базе «Детский сад 2100» (оригинальная);
- Рисуночные тесты «Моя семья», «Автопортрет»;
- Диагностика продуктивности запоминания (оригинальная);
- Методика «Графический диктант»;
- Методика «Кодирование»;
- Тренинговые формы работы;
- Телесно-ориентированная технология;
- Арт-терапия;
- Релаксационные технологи;
- ТРИЗ – технологии.
Также использую разнообразные методические средства:
- игровая мотивация;
- игровая ситуация;
- прием домысливания;
- ТРИЗ;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностирование;
- проигрывание и решение проблемных ситуаций;
- визуализация;
- релаксация.
Свою деятельность в детском саду я разделяю по основным направлениям:
- Диагностическое;
- Развивающее и коррекционное;
- Консультативное;
- Профилактическое направление;
- Психологическое просвещение.
Диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе является оригинальной, т.к. комплекс заданий составлен мною самостоятельно. Он основывается на тестовых заданиях « Диагностика развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» М.В. Корепановой и Е.В. Харламовой.
Результаты диагностики представлены в таблице.
Годы | Уровни | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||
2007-2008 | Начало | |||
Конец | 22% | 72% | 6% | |
2008-2009 | Начало | 11% | 72% | 17% |
Конец | 23% | 70% | 7% | |
2009-2010 | Начало | 3%% | 71% | 26% |
Конец | 4% | 81% | 15% | |
2010-2011 | Начало | 0% | 86% | 16% |
Конец |
Диагностика познавательных процессов разрабатывается и проводится при необходимости по запросам воспитателей или администрации (диагностика продуктивности запоминания, тестирование по Керну –Йерасеку, рисуночные тестирования и т.д.)
Диагностика усвоения материала по социально-личностному развитию. Данный мониторинг является оригинальным, т.к. разрабатывается мною на основании тех знаний и умений, которые дети должны достичь к концу года.
Годы | Уровни | ||||
Высокий | Средний | Низкий | |||
2010-2011 | Средняя группа «Муравьишки» | Начало | 0 | 71% | 29% |
Конец | |||||
Средняя группа «Ромашка» | Начало | 0 | 50% | 50% | |
Конец | |||||
Старшая группа | Начало | 0 | 86% | 14% | |
Конец | |||||
Подготовительная группа | Начало | 0 | 91% | 9% | |
Конец |
Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению.
Данная диагностика представлена в программно-методическом комплексе заданиях « Диагностика развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» М.В. Корепановой и Е.В. Харламовой.
Результаты диагностики представлены в таблице.
Годы | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
2008-2009 | 75% | 0% | 15% |
2009-2010 | 90% | 5% | 5% |
2010-2011 | 94% | 3% | 3% |
Развивающее и коррекционное направление - работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении
Результат эффективности коррекционно-развивающей работы можно пронаблюдать при сравнении диагностики готовности детей к обучению в школе на начало и конец года.
Профилактическое направление - целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога, воспитателей и педагогов. Данное направление раскрывается участием в методических мероприятиях образовательного учреждения (заседаниях МО, конференциях, семинарах, консультациях и т.д.).
- Консультация для педагогов «Оптимизация стиля педагогического руководства» 27.11.2008.
- Консультация для педагогов «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» 04.02.2009.
- Педсовет «Использование активных приемов запоминания» 19.02.2009.
- ГМО педагогов-психологов «Семейное насилие над детьми» 26.03.2009.
- Педсовет «Взаимоотношения Взрослый-Ребенок в подготовительной группе» 30.03.2009.
- Консультация для педагогов «Проектирование и анализ современного развивающего занятия» 15.03.2010.
- Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в детском саду» 17.09.2010.
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей в форме уголка психологической литературы для родителей, бесед, родительского клуба.
Выступления на родительских собраниях:
- Консультация «Психические особенности детей в период адаптации к условиям детского сада» I младшая, 27.06.2008.
- Консультация «Особенности психического развития детей 4-5 лет» Средняя,17.09.2008.
- Консультация «Особенности психического развития детей 5-6 лет» Старшая, 23.09.2008.
- Практическая часть «Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей» Старшая, 11.12.2008.
- Практическая часть «Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей» Подготовительная, 11.12.2008.
- Консультация «Что такое интеллектуальное развитие?» Средняя,25.02.2010.
- Консультация «Психологическая характеристика детских книг» старшая, 26.02.2010.
- Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Средняя, 23.09.2010.
- Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Старшая, 24.09.2010.
- Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовительная, 30.09.2010.
Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители»:
- Занятие (мини-лекция+практика) «Развитие памяти у детей», 27.11.2008.
- Занятие (мини-лекция+практика) Развитие внимания у детей,10.04.2009.
- Тренинг личностного роста «Формирование детско-родительских отношений», 30.10.2009.
- Тренинг личностного роста «Общаемся с детьми», 22.01.2010.
- Тренинг личностного роста «Я тебе доверяю», 02.04.2010.
- Тренинг личностного роста «Познай себя», 19.11.2010.
- Тренинг личностного роста «Я - как родитель» 21.01.2011.
Стендовая информация для родителей
Стендовая информация для родителей выставляется во всех возрастных группах. 2 раза в месяц информация меняется. Информация, предлагаемая родителям доступна по содержанию, кратка по объему, имеет четкую целевую информированность.
- Я и мои друзья.
- Чем занять ребенка дома.
- Как помочь ребенку дружить с другими детьми.
- Растим помощника.
- Как творчески развивать ребенка.
- Что нужно знать о гиперактивности.
- Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей.
- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
- Советы родителям будущих первоклассников.
- Советы родителям, желающим помочь своим детям легче адаптироваться к школе.
- Рекомендации родителям по подготовке детей к школе и др.
Работая в детском саду, я заметила, что чем дети младше, тем они отзывчивее, добрее к другим детям. Но чем старше становятся дети, тем эта искорка любви и доброты к окружающим становиться меньше, словно, что-то вытесняет и пытается потушить эту искру. И тогда я задумалась о том, как сохранить в отношениях между детьми доброту, отзывчивость и терпимость? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос я решила посветить свое самообразование данной проблеме.
Тема: «Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию».
Цель: Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить различным способам коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
- Развивать умение противостоять конфликтным ситуациям, находить решения, подходящие для всех сторон.
- Развивать способность к самовыражению.
- Воспитывать толерантное отношение к сверстникам.
Формы организации: Игры-занятия, игровые приемы, тренинговые упражнения,
беседы, арт-терапия, релаксация, визуализация.
Прогнозирование:
- Проявление уверенных положительных межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.
- Умение находить конструктивные способы решения конфликтов.
- Толерантное отношение к сверстникам.
Форма представления результата: Социально-личностное развитие детей
По данной теме я работаю третий год. Предыдущих да года были посвящены изучению литературы по данной теме, накоплению теоретических и практических наработок. В этом году я занимаюсь практическим применением накопленного материала. Стоит отметить, что у детей формируются положительные межличностные отношения (умеют находить конструктивные способы решения конфликтов, проявляют толерантное отношение к окружающему миру)
Да… Когда проходишь по нашему детскому саду, и неважно утро это, день, или вечер, видишь, что жизнь кипит, бурлит и движется, словно горная река со своими разливами и водопадами. И ты не можешь устоять. И ты уже не понимаешь, толи ты прыгнул в это реку, толи река подхватила тебя, но ты уже частица этой реки. Реки под названием «жизнь». Ты - пазл этого неугомонного, радостного, непредсказуемого мира. И ты живешь этим движением, поиском, направлением, помощью. Ты должен двигаться в ногу со всеми, не отставать, а отставшему - помогать. Ты понимаешь, что главным для тебя становится только, то, чтобы быть полезным и потом, обернувшись назад не было стыдно за свои слова и поступки. И за все это есть только одна награда – СМЕХ ДЕТЕЙ и УЛЫБКИ РОДИТЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)
Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...
Конспект совместной деятельности воспитателя,педагога-психолога и логопеда "Волшебство зимы"
quot;Волшебство зимы"...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»
Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей....
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Взаимное сотрудничество воспитателя, педагога-психолога и семьи
Вы узнаете о пользе психолога для ребенка...