Такие разные буквы
проект (старшая группа) на тему

Шевцова Татьяна Юрьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_sayt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 3«Колокольчик» поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

ПРОЕКТ

Такие разные буквы

Автор:

Ясюкевич Кира

Воспитанница

МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик»

Руководитель:

учитель-логопед,

2 квалификационной категории

Шевцова Т.Ю.

Аннотация

Проект на тему «Такие разные буквы».

Объектом исследования являются буквы, как объект изучения на занятиях.

Предмет исследования – внешний вид буквы.

В проекте раскрыты цели и задачи исследования, представлены методы исследования. Все чаще и чаще на страницах детских книг и журналов появляются витиеватые буквы и значки их заменяющие. Они не всегда понятны родителям, а тем более детям. Поэтому возникают ситуации, когда взрослые не могут объяснить детям, почему буква выглядит не так как в азбуке. Предпринята попытка самостоятельно смоделировать книгу-азбуку. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.

Тип проекта – информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный.

В процессе работы автор изучает историю появления и преобразования букв, приводит примеры разного начертания букв в разное время. В результате исследования автор доказывает, что буквы прошли очень длительную череду преобразований, анализирует и сравнивает разные алфавиты: от наскального рисунка до современного алфавита. Также можно провести сравнительный анализ между русскими алфавитом  и  алфавитом других стран. Работа может быть интересна не только учителям-логопедам и педагогам, она, несомненно, привлечет пристальное внимание детей и их родителей.  

Введение

     

На занятиях по развитию речи нас знакомят с буквами и звуками, но буквы в разных книгах выглядят по-разному. И тогда я задумалась, а всегда ли буквы были такими, как мы видим их сейчас?

Проблема: почему буквы меняют внешний вид?

Цель: познакомиться с развитием письменности.

Объект исследования – буквы.

Предмет исследование – изменения внешнего вида букв.

Гипотеза – если бы буквы были такими как много веков назад, то современный человек    смог бы их понять?

     Перед собой я ставила следующий задачи:

  1. Выяснить когда и как появились буквы.
  2. Сравнить буквы разных времен с современным алфавитом.
  3. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
  4. Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
  5. Разработать книгу-азбуку.
  6. Познакомить детей своей группы с результатом исследования.

В работе над проектом я использовала следующие методы:

  • изучение информационного материала по теме;
  • посещение библиотеки поселка Мостовского;
  • провести опрос среди взрослых по знанию букв из разных алфавитов;
  • моделирование различных вариантов букв;
  • создание «Книги — азбуки»;
  • обобщение результатов.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к электронной книге, мои сверстники не знают, что люди для письма использовали разный материал: камень, кисть, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность букв, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками.

История появления письменности

 

Из энциклопедий я узнала, что письменность – это передача информации при помощи  картинок, графических символов, букв или цифр, а также фиксация и передача устной речи.

Со временем письменность менялась. Сначала появились рисунки, затем штрихи, а потом возникла азбука.

Посетив библиотеку поселка Мостовского, я узнала о том, что в  древности материалом для письма служил камень. Если надо было написать слово «олень» - рисовали оленя, если надо было написать слово «охота» - рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ – пещер, на скалах.

Затем появились глиняные таблички, на которых, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

 Я узнала, что люди, которые писали книги стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие - отдельные слоги.

Существовало две азбуки: глаголица и кириллица.  Кириллица стала основной.

Также меня познакомили с книгами, которые хранятся в библиотеке, написанные кириллицей.

Подтверждение гипотезы

Затем я решила выяснить, а знакомы ли буквы из этих алфавитов современным людям.  Распечатав несколько букв и высказываний,  я провела опрос в детском саду и выяснила, что буквы не знакомы.  

Их название никто не знает и прочитать не может. Моя гипотеза подтвердилась. В настоящее время нам близки и понятны те буквы, которые мы видим в  азбуке. Но вероятно в будущем буквы будут и дальше изменяться. Сейчас стоит актуальным вопрос о том оставить или убрать из алфавита букву Ё. Ну а пока решаются такие вопросы, я решила создать свою «Книгу-азбуку».

Так, шаг за шагом, я провела исследование, которое помогло мне узнать, как начинали зарождаться буквы и как они изменялись на протяжении долгого времени. Я узнала, что русский алфавит придумали два брата Кирилл и Мефодий. На сегодняшний день ученым так и неизвестно, какая из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и будет темой моего дальнейшего исследования, с результатами которого я обязательно познакомлю детей и родителей своей группы.

Литература:

  1. О.В. Дыбина «Что было до…»: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  2. Суслин Д. История книги: Откуда появились книги  
  3. Энциклопедия «Все обо всем»: составитель Г.Шалаева, 1994г.

Приложение 1.

Стихи - загадки про буквы алфавита для детей.

«А»

В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

«Б»

Два барашка-братцаВышли пободаться.

Положи конец борьбе –

Преврати их в букву… (Б)

«В»

Ветерочек-ветерок

Дует с юга на восток,

В море волны гонит,

В поле травку клонит.

Заблудился в мураве,

Превратился в букву... (В)

Любят узнавать весы

Вес конфет и колбасы.

Чтоб не пачкаться в халве,

Превратились в букву… (В)

Извергается вулкан:

Льется лава в океан.

В небе дым клубится,

Пеплом вниз садится.

И взмолился жук в траве:

"Пусть он станет буквой… (В!")

Чтобы справиться с жарою,

Веер новенький раскроем.

Будем на себя махать,

Не потеть, а отдыхать.

Спрячем веер в рукаве

Там он станет буквой… (В)

«Г»

Дождь полил лесочек,

Вырос гриб-грибочек.

В тот лесочек мы пойдем,

Где он спрятался, найдем.

Чтоб не печься в пироге,

Стал грибочек буквой… (Г)

«Д»

Дятел на стволе сидит,

Дырку в дереве долбит.

Достает вредителя,

Портить ствол любителя.

Дятел постучал везде,

Превратился в букву... (Д)

Барабанит дождь по крыше:

Громче, тише, громче, тише!

Дождик намочил носок

И в песочнице песок,

Намочил дорожку,

Девочку и кошку,

Намочил он всё везде,

А потом стал буквой... (Д)

«Е»

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, поласкает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

«Ё»

Выставил колючки ёж –

Без перчаток не возьмешь.

У него иголки

Больше, чем у ёлки.

Ёжик, глядя на неё

Превратился в букву… (Ё)

«Ж»

Женя баловался

В жалюзи игрался:

Открывал и закрывал,

Им покоя не давал.

Но они спаслись уже –

Превратились в букву… (Ж)

«З»

Скачет-скачет заинька

Серенький да маленький:

Прыг-скок! Прыг-скок!

Через ямку на пенек.

Ушками он слушает,

Зубками он кушает.

Чтобы не попасть к лисе,

Стал зайчишка буквой... (З)

«И»

У иголочки-иголки

Носик тоненький и колкий,

И торчит из ушка

Ниточка-подружка

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться не давай.

А уколет, преврати

В не колючку букву… (И)

«Й»

Мажет мама ранку дочке

Йодом в темном пузыречке.

Кошка, прыгнув со стола,

Йод по полу разлила.

Стань же властью всех стихий

Йод разлитый – буквой… (Й)

«К»

Краб в аквариуме Ани

Грозно щелкает клешнями

И по стеночке идет

Вправо, влево, взад, вперед.

Крабу за стеклом тоска,

Вот и стал он буквой… (К)

Катя с Ксюшей на качели

С двух сторон качаться сели:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Накачались – разошлись.

И теперь наверняка

Будут помнить букву… (К)

Кран других машинок выше,

Выше дерева и крыши,

Кран цепляет груз крюком,

Поднимает груз на дом,

Донесет до чердака

Превратится в букву… (К)

У коровушки Буренки

Колокольчик новый звонкий.

Динь-динь-динь! Динь-динь-динь!

Надоел, хоть в речку кинь.

Будет он звенеть, пока

Не напишешь букву (К)

Крошечный комарик –

С хоботком кошмарик.

Все летает, все звенит,

Сядет – ваву причинит.

У него ведь носик –

Крошечный насосик.

Стань, комарик, на века

Безобидной буквой… (К)

«Л»

У лягушки Лушки –

Ножки-попрыгушки.

Квак-шлеп! Квак-шлеп!

И в болотце с кочки хлоп!

Чтоб журавль ее не съел,

Лушка стала буквой… (Л)

Стер с бумаги ластик наш

Все, что сделал карандаш

,А чернила не сумел –

Превратился в букву… (Л)

«М»

Марк за Мишин малахит

Подарил ему магнит.

Все, что было из металла

Прилипать к магниту стало:

Винтик, ножницы, значок,

Гайка, вилка и крючок.

А вот мяч не лип совсем,

И магнит стал буквой… (М)

Маятник в часах всегда

То оттуда, то туда,

Взад-вперед болтается,

Что ни день, то мается.

А умаявшись совсем,

Превратится в букву… (М)

В мышеловку баба Маша

Напихала манной каши.

Только мышка кашку лоп,

Мышеловка мышку хлоп!

Мышки больше нет совсем,

Но осталась буква… (М)

«Н»

Две босые ножки

Ходят по дорожке,

Бегают и прыгают,

Да друг дружкой дрыгают.

Попадут сапожкам в плен,

Превратятся в букву… (Н)

В дождь и в жаркую погоду

Нам насос качает воду.

Кач-кач! Кач-кач!

Моем руки, моем мяч,

Чтоб насосик не скучал,

А качал, качал, качал!

Накачал воды он всем,

Превратился в букву… (Н)

Неваляшке Насте

Не страшны напасти,

Слезы лить не станет –

Упадет, так встанет,

И предпочитает всем

Букву алфавита… (Н)

«О»

Обезьянка Оленька

Вертит задом голеньким,

С дерева проказница

Корчит рожи, дразнится –

Все за всеми повторяет,

И бананы вниз швыряет.

На хвосте качается –

Славно получается!

Обезьяне той легко

Превратится в букву… ˚

«П»

Пианино Прошино

Новое хорошее.

Пальчик клавишу нажмет,

Пианино запоет:

До-ре-ми! До-ре-ми!

Лучше пой, а не шуми!

Пляшут птички на тропе,

Напиши им букву… (П)

"Р"

У ракушечки внутри

Чей-то домик. Вот – смотри!

Не гнездо не норка –

Тесная коморка.

Ой! В ней обнаружена

Ценная жемчужина.

Чпок! Моллюск-миллионер

Превратил ракушку в …(Р)

Мчится в космосе ракета,

Обгоняя скорость света,

За парсеками парсек

Грузовой везет отсек:

В нем рахат-лукум и рис,

Репа, редька и редис,

Миксер, кондиционер –

Все с ракетной буквой… (Р)

"С"

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

Страус – птица-пешеход

Не летает, не поет.

Если в гости не спешит,

То идет, а не бежит

.Если все наоборот,

То бежит, а не идет.

Пережив погони стресс,

Стал наш страус буквой… (С)

"Т"

У Тамары тёрочка,

Что у деток горочка.

С терки сыр катался –

Весь внутри остался.

На бумажном же листе

Терка стала буквой… (Т)

"У"

У улиточки Ульяны

Весь газон зарос бурьяном.

Недосуг бурьян косить –

Надо дом перевозить.

И открыв калиточку,

Поползла улиточка.

По тропиночке ползет,

Домик на спине везет.

Проползет немножко,

Спрячет в домик рожки.

Спит себе в своем дому

Видит сны про букву… (У)

"Ф"

Расскажи нам, флюгерок,

Где летает ветерок.

На железной ножке.

Повертись немножко,

И тогда фонарь в кафе

Превратится в букву… (Ф)

"Х"

Захомячил хомячок

Зерна в щеки-рюкзачок,

И до хатки поспешил,

Чтоб никто не рассмешил.

Пощекочем хомяка,

Пусть нам скажет букву… (Х)

"Ц"

Циркуль металлический

Чертит круг магический,

Чтобы муха в нем Це-це

Превратилась в букву … (Ц)

Утром на лугу цветочки

Раскрывают лепесточки.

Села на цветок пчела,

Много меда собрала,

А цикада на крыльце

Превратилась в букву… (Ц)

"Ч"

Не желает Червячок

Надеваться на крючок,

Говорит: "Я вам зачем?"

Насадите букву… (Ч)

Никого часы не ждут,

С громким тиканьем идут:

Тик-так! Тик-так!

Не обгонишь их никак.

Бьют часы на каланче,

Превращаясь в букву… (Ч)

"Ш"

Вместе Паша и Егор

В поле ставили шатер.

Прямо возле шалаша,

И шатер стал буквой… (Ш)

У шофера Саши

Есть машина Маша.

За рулем шофер сидит

И рулит, рулит, рулит,

А машина едет

В огород к соседям.

Это им не по душе,

И шофер стал буквой… (Ш)

"Щ"

Наш щелкунчик для потехи

Детям щелкает орехи.

Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки

Щелкают скорлупки! Всё!

 Орехов нет вообще –

Стал щелкунчик буквой… (Щ)

"Ъ", "Ы" и "Ь"

Эти буквы на картинке

Привиденья – невидимки.

Не придумают никак

Слов на "Ы" и мягкий знак,

Слов на твердый знак нет тоже –

Их мы оживить не можем.

Но и мимо не пройдем,

А внутри у слов найдем.

Твердый знак живет в подъезде,

В объявленье и на съезде.

Мягкий знак живет в колье,

В приключенье, и в белье.

Буква "Ы" в словах есть тоже,

Их она размножить может –

Превращает торт в торты,

Хвост – в хвосты, а куст – в кусты

.На конце у слов не хуже –

Каждый там стоит, где нужен.

"Э"

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Аллочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква… (Э)

Экскаватор землю роет –

Трубопровод новый строит.

Весь измажется в земле,

Превратится в букву… (Э)

"Ю"

Юля новую юлу

Разъюлила на полу.

Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –

Быстро кружится юла.

А задела башмачок,

Вжжик! – упала на бочок.

Юлечка юлу свою

Превратила в букву… (Ю)

"Я"

Упрекнула якорь яхта,

Что катается без фрахта.

Спрыгнул якорь с корабля,

Превратился в букву… (Я)

Язычок во рту живет,

Звонко песенки поет,

Если горлышко болит,

"А!" – врачу он говорит.

Но ему никак нельзя

Превращаться в букву "Я"!

Почему? Ну, как же – им

Все слова мы говорим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Речевой проект "Такие разные буквы"

Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на руси и у других народов мира....

Мастер-класс для родителей Такие интересные разные буквы

Повышение педагогическо грамотности родителей, расширение знани родителей об обучении грамоте....

Творческая работа "Такие разные буквы" 2020

Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...

Творческая работа "Такие разные буквы"2021

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...