Такие разные буквы
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 3«Колокольчик» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
ПРОЕКТ
Такие разные буквы
Автор:
Ясюкевич Кира
Воспитанница
МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик»
Руководитель:
учитель-логопед,
2 квалификационной категории
Шевцова Т.Ю.
Аннотация
Проект на тему «Такие разные буквы».
Объектом исследования являются буквы, как объект изучения на занятиях.
Предмет исследования – внешний вид буквы.
В проекте раскрыты цели и задачи исследования, представлены методы исследования. Все чаще и чаще на страницах детских книг и журналов появляются витиеватые буквы и значки их заменяющие. Они не всегда понятны родителям, а тем более детям. Поэтому возникают ситуации, когда взрослые не могут объяснить детям, почему буква выглядит не так как в азбуке. Предпринята попытка самостоятельно смоделировать книгу-азбуку. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.
Тип проекта – информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный.
В процессе работы автор изучает историю появления и преобразования букв, приводит примеры разного начертания букв в разное время. В результате исследования автор доказывает, что буквы прошли очень длительную череду преобразований, анализирует и сравнивает разные алфавиты: от наскального рисунка до современного алфавита. Также можно провести сравнительный анализ между русскими алфавитом и алфавитом других стран. Работа может быть интересна не только учителям-логопедам и педагогам, она, несомненно, привлечет пристальное внимание детей и их родителей.
Введение
На занятиях по развитию речи нас знакомят с буквами и звуками, но буквы в разных книгах выглядят по-разному. И тогда я задумалась, а всегда ли буквы были такими, как мы видим их сейчас?
Проблема: почему буквы меняют внешний вид?
Цель: познакомиться с развитием письменности.
Объект исследования – буквы.
Предмет исследование – изменения внешнего вида букв.
Гипотеза – если бы буквы были такими как много веков назад, то современный человек смог бы их понять?
Перед собой я ставила следующий задачи:
- Выяснить когда и как появились буквы.
- Сравнить буквы разных времен с современным алфавитом.
- Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
- Разработать книгу-азбуку.
- Познакомить детей своей группы с результатом исследования.
В работе над проектом я использовала следующие методы:
- изучение информационного материала по теме;
- посещение библиотеки поселка Мостовского;
- провести опрос среди взрослых по знанию букв из разных алфавитов;
- моделирование различных вариантов букв;
- создание «Книги — азбуки»;
- обобщение результатов.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к электронной книге, мои сверстники не знают, что люди для письма использовали разный материал: камень, кисть, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность букв, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками.
История появления письменности
Из энциклопедий я узнала, что письменность – это передача информации при помощи картинок, графических символов, букв или цифр, а также фиксация и передача устной речи.
Со временем письменность менялась. Сначала появились рисунки, затем штрихи, а потом возникла азбука.
Посетив библиотеку поселка Мостовского, я узнала о том, что в древности материалом для письма служил камень. Если надо было написать слово «олень» - рисовали оленя, если надо было написать слово «охота» - рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ – пещер, на скалах.
Затем появились глиняные таблички, на которых, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Я узнала, что люди, которые писали книги стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие - отдельные слоги.
Существовало две азбуки: глаголица и кириллица. Кириллица стала основной.
Также меня познакомили с книгами, которые хранятся в библиотеке, написанные кириллицей.
Подтверждение гипотезы
Затем я решила выяснить, а знакомы ли буквы из этих алфавитов современным людям. Распечатав несколько букв и высказываний, я провела опрос в детском саду и выяснила, что буквы не знакомы.
Их название никто не знает и прочитать не может. Моя гипотеза подтвердилась. В настоящее время нам близки и понятны те буквы, которые мы видим в азбуке. Но вероятно в будущем буквы будут и дальше изменяться. Сейчас стоит актуальным вопрос о том оставить или убрать из алфавита букву Ё. Ну а пока решаются такие вопросы, я решила создать свою «Книгу-азбуку».
Так, шаг за шагом, я провела исследование, которое помогло мне узнать, как начинали зарождаться буквы и как они изменялись на протяжении долгого времени. Я узнала, что русский алфавит придумали два брата Кирилл и Мефодий. На сегодняшний день ученым так и неизвестно, какая из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и будет темой моего дальнейшего исследования, с результатами которого я обязательно познакомлю детей и родителей своей группы.
Литература:
- О.В. Дыбина «Что было до…»: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2010г.
- Суслин Д. История книги: Откуда появились книги
- Энциклопедия «Все обо всем»: составитель Г.Шалаева, 1994г.
Приложение 1.
Стихи - загадки про буквы алфавита для детей.
«А» В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву… (А) | «Б» Два барашка-братцаВышли пободаться. Положи конец борьбе – Преврати их в букву… (Б) |
«В» Ветерочек-ветерок Дует с юга на восток, В море волны гонит, В поле травку клонит. Заблудился в мураве, Превратился в букву... (В) Любят узнавать весы Вес конфет и колбасы. Чтоб не пачкаться в халве, Превратились в букву… (В) Извергается вулкан: Льется лава в океан. В небе дым клубится, Пеплом вниз садится. И взмолился жук в траве: "Пусть он станет буквой… (В!") Чтобы справиться с жарою, Веер новенький раскроем. Будем на себя махать, Не потеть, а отдыхать. Спрячем веер в рукаве Там он станет буквой… (В) | «Г» Дождь полил лесочек, Вырос гриб-грибочек. В тот лесочек мы пойдем, Где он спрятался, найдем. Чтоб не печься в пироге, Стал грибочек буквой… (Г) |
«Д» Дятел на стволе сидит, Дырку в дереве долбит. Достает вредителя, Портить ствол любителя. Дятел постучал везде, Превратился в букву... (Д) Барабанит дождь по крыше: Громче, тише, громче, тише! Дождик намочил носок И в песочнице песок, Намочил дорожку, Девочку и кошку, Намочил он всё везде, А потом стал буквой... (Д) | «Е» Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву… (Е) |
«Ё» Выставил колючки ёж – Без перчаток не возьмешь. У него иголки Больше, чем у ёлки. Ёжик, глядя на неё Превратился в букву… (Ё) | «Ж» Женя баловался В жалюзи игрался: Открывал и закрывал, Им покоя не давал. Но они спаслись уже – Превратились в букву… (Ж) |
«З» Скачет-скачет заинька Серенький да маленький: Прыг-скок! Прыг-скок! Через ямку на пенек. Ушками он слушает, Зубками он кушает. Чтобы не попасть к лисе, Стал зайчишка буквой... (З) | «И» У иголочки-иголки Носик тоненький и колкий, И торчит из ушка Ниточка-подружка Ты иголкой вышивай, Зря колоться не давай. А уколет, преврати В не колючку букву… (И) |
«Й» Мажет мама ранку дочке Йодом в темном пузыречке. Кошка, прыгнув со стола, Йод по полу разлила. Стань же властью всех стихий Йод разлитый – буквой… (Й) | «К» Краб в аквариуме Ани Грозно щелкает клешнями И по стеночке идет Вправо, влево, взад, вперед. Крабу за стеклом тоска, Вот и стал он буквой… (К) Катя с Ксюшей на качели С двух сторон качаться сели: Вверх-вниз, вверх-вниз. Накачались – разошлись. И теперь наверняка Будут помнить букву… (К) Кран других машинок выше, Выше дерева и крыши, Кран цепляет груз крюком, Поднимает груз на дом, Донесет до чердака Превратится в букву… (К) У коровушки Буренки Колокольчик новый звонкий. Динь-динь-динь! Динь-динь-динь! Надоел, хоть в речку кинь. Будет он звенеть, пока Не напишешь букву (К) Крошечный комарик – С хоботком кошмарик. Все летает, все звенит, Сядет – ваву причинит. У него ведь носик – Крошечный насосик. Стань, комарик, на века Безобидной буквой… (К) |
«Л» У лягушки Лушки – Ножки-попрыгушки. Квак-шлеп! Квак-шлеп! И в болотце с кочки хлоп! Чтоб журавль ее не съел, Лушка стала буквой… (Л) Стер с бумаги ластик наш Все, что сделал карандаш ,А чернила не сумел – Превратился в букву… (Л) | «М» Марк за Мишин малахит Подарил ему магнит. Все, что было из металла Прилипать к магниту стало: Винтик, ножницы, значок, Гайка, вилка и крючок. А вот мяч не лип совсем, И магнит стал буквой… (М) Маятник в часах всегда То оттуда, то туда, Взад-вперед болтается, Что ни день, то мается. А умаявшись совсем, Превратится в букву… (М) В мышеловку баба Маша Напихала манной каши. Только мышка кашку лоп, Мышеловка мышку хлоп! Мышки больше нет совсем, Но осталась буква… (М) |
«Н» Две босые ножки Ходят по дорожке, Бегают и прыгают, Да друг дружкой дрыгают. Попадут сапожкам в плен, Превратятся в букву… (Н) В дождь и в жаркую погоду Нам насос качает воду. Кач-кач! Кач-кач! Моем руки, моем мяч, Чтоб насосик не скучал, А качал, качал, качал! Накачал воды он всем, Превратился в букву… (Н) Неваляшке Насте Не страшны напасти, Слезы лить не станет – Упадет, так встанет, И предпочитает всем Букву алфавита… (Н) | «О» Обезьянка Оленька Вертит задом голеньким, С дерева проказница Корчит рожи, дразнится – Все за всеми повторяет, И бананы вниз швыряет. На хвосте качается – Славно получается! Обезьяне той легко Превратится в букву… ˚ |
«П» Пианино Прошино Новое хорошее. Пальчик клавишу нажмет, Пианино запоет: До-ре-ми! До-ре-ми! Лучше пой, а не шуми! Пляшут птички на тропе, Напиши им букву… (П) | "Р" У ракушечки внутри Чей-то домик. Вот – смотри! Не гнездо не норка – Тесная коморка. Ой! В ней обнаружена Ценная жемчужина. Чпок! Моллюск-миллионер Превратил ракушку в …(Р) Мчится в космосе ракета, Обгоняя скорость света, За парсеками парсек Грузовой везет отсек: В нем рахат-лукум и рис, Репа, редька и редис, Миксер, кондиционер – Все с ракетной буквой… (Р) |
"С" Слон по Африке гулял, Длинным хоботом вилял, А потом раз! – и исчез: Превратился в букву… (С) Страус – птица-пешеход Не летает, не поет. Если в гости не спешит, То идет, а не бежит .Если все наоборот, То бежит, а не идет. Пережив погони стресс, Стал наш страус буквой… (С) | "Т" У Тамары тёрочка, Что у деток горочка. С терки сыр катался – Весь внутри остался. На бумажном же листе Терка стала буквой… (Т) |
"У" У улиточки Ульяны Весь газон зарос бурьяном. Недосуг бурьян косить – Надо дом перевозить. И открыв калиточку, Поползла улиточка. По тропиночке ползет, Домик на спине везет. Проползет немножко, Спрячет в домик рожки. Спит себе в своем дому Видит сны про букву… (У) | "Ф" Расскажи нам, флюгерок, Где летает ветерок. На железной ножке. Повертись немножко, И тогда фонарь в кафе Превратится в букву… (Ф) |
"Х" Захомячил хомячок Зерна в щеки-рюкзачок, И до хатки поспешил, Чтоб никто не рассмешил. Пощекочем хомяка, Пусть нам скажет букву… (Х) | "Ц" Циркуль металлический Чертит круг магический, Чтобы муха в нем Це-це Превратилась в букву … (Ц) Утром на лугу цветочки Раскрывают лепесточки. Села на цветок пчела, Много меда собрала, А цикада на крыльце Превратилась в букву… (Ц) |
"Ч" Не желает Червячок Надеваться на крючок, Говорит: "Я вам зачем?" Насадите букву… (Ч) Никого часы не ждут, С громким тиканьем идут: Тик-так! Тик-так! Не обгонишь их никак. Бьют часы на каланче, Превращаясь в букву… (Ч) | "Ш" Вместе Паша и Егор В поле ставили шатер. Прямо возле шалаша, И шатер стал буквой… (Ш) У шофера Саши Есть машина Маша. За рулем шофер сидит И рулит, рулит, рулит, А машина едет В огород к соседям. Это им не по душе, И шофер стал буквой… (Ш) |
"Щ" Наш щелкунчик для потехи Детям щелкает орехи. Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки Щелкают скорлупки! Всё! Орехов нет вообще – Стал щелкунчик буквой… (Щ) | "Ъ", "Ы" и "Ь" Эти буквы на картинке Привиденья – невидимки. Не придумают никак Слов на "Ы" и мягкий знак, Слов на твердый знак нет тоже – Их мы оживить не можем. Но и мимо не пройдем, А внутри у слов найдем. Твердый знак живет в подъезде, В объявленье и на съезде. Мягкий знак живет в колье, В приключенье, и в белье. Буква "Ы" в словах есть тоже, Их она размножить может – Превращает торт в торты, Хвост – в хвосты, а куст – в кусты .На конце у слов не хуже – Каждый там стоит, где нужен. |
"Э" Подал Эдик Эллочке Эскимо в тарелочке, А Эллине с Аллочкой Эскимо на палочках. Это эскимо тебе Дарит лично буква… (Э) Экскаватор землю роет – Трубопровод новый строит. Весь измажется в земле, Превратится в букву… (Э) | "Ю" Юля новую юлу Разъюлила на полу. Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! – Быстро кружится юла. А задела башмачок, Вжжик! – упала на бочок. Юлечка юлу свою Превратила в букву… (Ю) |
"Я" Упрекнула якорь яхта, Что катается без фрахта. Спрыгнул якорь с корабля, Превратился в букву… (Я) Язычок во рту живет, Звонко песенки поет, Если горлышко болит, "А!" – врачу он говорит. Но ему никак нельзя Превращаться в букву "Я"! Почему? Ну, как же – им Все слова мы говорим! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные и такие похожие
Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...
Речевой проект "Такие разные буквы"
Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на руси и у других народов мира....
Мастер-класс для родителей Такие интересные разные буквы
Повышение педагогическо грамотности родителей, расширение знани родителей об обучении грамоте....
Творческая работа "Такие разные буквы" 2020
Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...
Творческая работа "Такие разные буквы"2021
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме....
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...