Речевой проект "Такие разные буквы"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на руси и у других народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoy_takie_raznye_bukvy_abduzhamalova_z.a.docx228.63 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

          Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

         Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книгам вырабатывается у ребёнка. Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей. Для этой цели в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: сказки, рассказы, детские энциклопедии, книжки-малышки со стихами.

 Почему буквы такие разные? Как люди придумали буквы? С такими вопросами ко мне подошел воспитанник группы Тимофей. Вот это мы и решили с ним выяснить и все разузнать.

Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на Руси и у других народов мира. Работа имеет ряд фотографий и репродукций, что позволяет представить всё многообразие алфавитов на земле.

          Сбор информации мы начали с изучения литературы,   воспользовались также ресурсами Интернета. Посетили центральную детскую библиотеку города Нижневартовска «Читай-город». В ходе реализации проекта была создана книга « История азбуки», которая  является конечным результатом проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Такие разные буквы

Образовательная  область

Речевое развитие

Цель

  • Узнать, как развивалась письменность. Расширить и закрепить знания о буквах.

Задачи

  • Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете;
  • Выяснить, как появились буквы.
  • Ознакомить с различными алфавитами.
  • Сравнить буквы разных времен и народов с современным алфавитом.
  • Привлечь родителей к исследовательской деятельности.
  • Развивать личность ребенка, его творческие способности;
  • Развивать любознательность, как основу познавательной активности;
  • Разработать книгу -  азбуку.
  • Познакомить детей своей группы с результатом исследования.

Сроки реализации

10 дней

Конечный результаты

  • Создание книги «История Азбуки»

План работы

Проект состоит из следующих этапов   работы:

I ЭТАП

Выявление проблемы (целепологание)

II ЭТАП

Сбор информационного материала по теме

Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовска, подбор литературы.

III ЭТАП

Изучение алфавита. Проведение работы по сравнению букв из разных книжных изданий, а также древних алфавитов   с современным.

IV ЭТАП

Создание книжки «История Азбуки»

Описание работы

I ЭТАП  

Выявление проблемы (целеполагание)

- Для выявления знаний Тимофея об алфавите, об истории возникновении букв я провела беседу  и выяснила, что  ребенок об этом ничего не знает.

Обсуждая    возникшие вопросы,  я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:

 -Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;

- Познакомить с алфавитами различных времен и народов.

- Развивать личность ребенка, его творческие способности;

- Приобщать к общечеловеческим ценностям;

- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;

- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями

-  Создание книжки-азбуки

IIЭТАП

Сбор информационного материала по теме. Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовск. Подбор литературы.

-Изучение  литературы по истории возникновения письменности в книгах, журналах, статьях газет;

-Поиск информации в интернет - ресурсах;

- Проведение беседы с родителями о необходимости посещения библиотеки с Тимофеем  для сбора информации по данной теме.

-Посещение библиотеки «Читай-город» для сбора информации об  истории возникновении алфавита.

 В центральной детской библиотеке Тимофей изучил книги, где было подробно изложено зарождение первых букв. Но до букв была азбука из штрихов и рисовали их на камнях а затем на глиняных табличках   с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности. Очень интересно было Тимофею рассматривать буквицы – заглавные буквы в начале текста. Ведь они так затейливо разрисованы и раскрашены. Тимофея интересовал вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа.   Письменность нужна была людям для ведения хозяйства  и письменность появилась.  

III ЭТАП

(Изучение алфавита. Проведение работы по сравнению букв из разных книжных изданий, а также древних алфавитов   с современным.)

Вместе с Тимофеем рассматривали книжки разных авторов и изданий, разных годов выпуска и пришли к выводу что одна и та же буква может иметь разную форму, размер. Также провели следующую работу:

- Беседа на тему «Знакомство с азбукой»;

 -Чтение и разучивание стихотворений о буквах;

  -Загадывание загадок о буквах;

 -Рассматривание и чтение книжек – малышек;

-Просмотр презентации « Откуда азбука пришла»;

 -Дидактические  игры  «Буквенный конструктор», «Стрелок»;

 -Конструирование букв из счетных палочек, пластилина, семян;

  -Вырезание букв из старых изданий газет, журналов для составления слов.

Для того чтобы узнать, смогут ли люди читать буквы из старого алфавита повесили  на доске группы несколько букв и слов из древних алфавитов. Сначала провели опрос  у детей, какая это буква, но никто мне не смог ответить. Тогда  обратились к взрослым. Они тоже не смогли прочитать. Отсюда вывод. Современный алфавит   отличается от алфавита прошлых лет. За долгие годы алфавит менялся и совершенствовался.  Люди могут узнавать и читать только современные буквы. Тимофея интересовал вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа.   Письменность нужна была людям для ведения хозяйства  и письменность появилась.

IVЭТАП

Создание книжки «История Азбуки»

C:\Documents and Settings\metod\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_2319.jpg

Конечный результат

         Полученные знания об истории возникновения письменности Тимофей воплотил в творческой работе: книжка «История азбуки».  День за днем

создавались страницы книжки, используя различные материалы: бумагу, картон, ткань, нитки, бисер, природный материал, пластилин. Получившиеся работы  объединил в книгу. Получилась красочная иллюстрированная книга с большим количеством познавательного материала. Тимофей познакомил  с книжкой ребят в группе. Дети с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации.

Список используемых ресурсов

1.О.В. Дыбина «Что было до…»: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2010г.

2.Суслин Д. История книги: Откуда появились книги  

3.Энциклопедия «Все обо всем»: составитель Г.Шалаева, 1994г.

4.Минин Ю.П. Разгадка русской азбуки Под ред. Иванова К.Р.-М.: Культура 1985.

5. Интернет-ресурсы:

http://www.detisavve.re

 http://tavr-obrazovanie.ru/load/dlja_doshkolnikam/dlja_doshkolnikov/otkuda_azbuka_poshla/25-1-0-5456

http://cher.irkobl.ru/society/culture/novosti/detail.php?ID=21032

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-zanjatija-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-otkuda-azbuka-prishla.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.myshared.ru/slide/1133620/

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сколько в мире разных букв"

«Сколько в мире букв».Цель: расширение кругозора детей.Форма проведения: групповаяВозраст: 5-6 лет....

Мастер-класс для родителей Такие интересные разные буквы

Повышение педагогическо грамотности родителей, расширение знани родителей об обучении грамоте....

Творческая работа "Такие разные буквы" 2020

Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...

Творческая работа "Такие разные буквы"2021

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме....

100 лучших логопедических стишков на разные буквы

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ, ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА....