Речевой проект "Такие разные буквы"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на руси и у других народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoy_takie_raznye_bukvy_abduzhamalova_z.a.docx | 228.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к книгам вырабатывается у ребёнка. Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей. Для этой цели в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: сказки, рассказы, детские энциклопедии, книжки-малышки со стихами.
Почему буквы такие разные? Как люди придумали буквы? С такими вопросами ко мне подошел воспитанник группы Тимофей. Вот это мы и решили с ним выяснить и все разузнать.
Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения букв и алфавита. Представлена информация о зарождении письменности на Руси и у других народов мира. Работа имеет ряд фотографий и репродукций, что позволяет представить всё многообразие алфавитов на земле.
Сбор информации мы начали с изучения литературы, воспользовались также ресурсами Интернета. Посетили центральную детскую библиотеку города Нижневартовска «Читай-город». В ходе реализации проекта была создана книга « История азбуки», которая является конечным результатом проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | Такие разные буквы |
Образовательная область | Речевое развитие |
Цель |
|
Задачи |
|
Сроки реализации | 10 дней |
Конечный результаты |
|
План работы
Проект состоит из следующих этапов работы:
I ЭТАП | Выявление проблемы (целепологание) |
II ЭТАП | Сбор информационного материала по теме Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовска, подбор литературы. |
III ЭТАП | Изучение алфавита. Проведение работы по сравнению букв из разных книжных изданий, а также древних алфавитов с современным. |
IV ЭТАП | Создание книжки «История Азбуки» |
Описание работы
I ЭТАП
Выявление проблемы (целеполагание)
- Для выявления знаний Тимофея об алфавите, об истории возникновении букв я провела беседу и выяснила, что ребенок об этом ничего не знает.
Обсуждая возникшие вопросы, я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:
-Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;
- Познакомить с алфавитами различных времен и народов.
- Развивать личность ребенка, его творческие способности;
- Приобщать к общечеловеческим ценностям;
- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;
- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями
- Создание книжки-азбуки
IIЭТАП
Сбор информационного материала по теме. Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовск. Подбор литературы.
-Изучение литературы по истории возникновения письменности в книгах, журналах, статьях газет;
-Поиск информации в интернет - ресурсах;
- Проведение беседы с родителями о необходимости посещения библиотеки с Тимофеем для сбора информации по данной теме.
-Посещение библиотеки «Читай-город» для сбора информации об истории возникновении алфавита.
В центральной детской библиотеке Тимофей изучил книги, где было подробно изложено зарождение первых букв. Но до букв была азбука из штрихов и рисовали их на камнях а затем на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности. Очень интересно было Тимофею рассматривать буквицы – заглавные буквы в начале текста. Ведь они так затейливо разрисованы и раскрашены. Тимофея интересовал вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Письменность нужна была людям для ведения хозяйства и письменность появилась.
III ЭТАП
(Изучение алфавита. Проведение работы по сравнению букв из разных книжных изданий, а также древних алфавитов с современным.)
Вместе с Тимофеем рассматривали книжки разных авторов и изданий, разных годов выпуска и пришли к выводу что одна и та же буква может иметь разную форму, размер. Также провели следующую работу:
- Беседа на тему «Знакомство с азбукой»;
-Чтение и разучивание стихотворений о буквах;
-Загадывание загадок о буквах;
-Рассматривание и чтение книжек – малышек;
-Просмотр презентации « Откуда азбука пришла»;
-Дидактические игры «Буквенный конструктор», «Стрелок»;
-Конструирование букв из счетных палочек, пластилина, семян;
-Вырезание букв из старых изданий газет, журналов для составления слов.
Для того чтобы узнать, смогут ли люди читать буквы из старого алфавита повесили на доске группы несколько букв и слов из древних алфавитов. Сначала провели опрос у детей, какая это буква, но никто мне не смог ответить. Тогда обратились к взрослым. Они тоже не смогли прочитать. Отсюда вывод. Современный алфавит отличается от алфавита прошлых лет. За долгие годы алфавит менялся и совершенствовался. Люди могут узнавать и читать только современные буквы. Тимофея интересовал вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Письменность нужна была людям для ведения хозяйства и письменность появилась.
IVЭТАП
Создание книжки «История Азбуки»
Конечный результат
Полученные знания об истории возникновения письменности Тимофей воплотил в творческой работе: книжка «История азбуки». День за днем
создавались страницы книжки, используя различные материалы: бумагу, картон, ткань, нитки, бисер, природный материал, пластилин. Получившиеся работы объединил в книгу. Получилась красочная иллюстрированная книга с большим количеством познавательного материала. Тимофей познакомил с книжкой ребят в группе. Дети с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации.
Список используемых ресурсов
1.О.В. Дыбина «Что было до…»: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2010г.
2.Суслин Д. История книги: Откуда появились книги
3.Энциклопедия «Все обо всем»: составитель Г.Шалаева, 1994г.
4.Минин Ю.П. Разгадка русской азбуки Под ред. Иванова К.Р.-М.: Культура 1985.
5. Интернет-ресурсы:
http://tavr-obrazovanie.ru/load/dlja_doshkolnikam/dlja_doshkolnikov/otkuda_azbuka_poshla/25-1-0-5456
http://cher.irkobl.ru/society/culture/novosti/detail.php?ID=21032
http://www.myshared.ru/slide/1133620/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные буквы
Проект...
Презентация "Сколько в мире разных букв"
«Сколько в мире букв».Цель: расширение кругозора детей.Форма проведения: групповаяВозраст: 5-6 лет....
Мастер-класс для родителей Такие интересные разные буквы
Повышение педагогическо грамотности родителей, расширение знани родителей об обучении грамоте....
Творческая работа "Такие разные буквы" 2020
Изученные буквы из всевозможных материалов вместе с мамой- это здорово!...
Творческая работа "Такие разные буквы"2021
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме....
100 лучших логопедических стишков на разные буквы
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ, ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА....