музыка композиторов ХХ века для детей, как путь к пониманию современной музыкальной культуры
статья на тему

Васильева Ольга Александровна

В статье я выражаю свой взгляд на проблемы восприятия музыки дошкольниками и предлагаю обратить внимание на детские пьесы композиторов ХХ века. На мой взгляд, эти произведения могут повлиять на формирование музыкального вкуса, приблизить к пониманию современной музыкальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzyka_khkh_v.docx17.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ,

КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ СОВРЕМЕННОЙМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

   В силу различных обстоятельств, далеко не все наши воспитанники, когда вырастут, будут прекрасно петь или танцевать, и только единицы из них, может быть, станут профессиональными музыкантами. А слушателями становятся абсолютно все. И, я считаю, мы можем повлиять на формирование вкуса и музыкальных предпочтений; способствовать развитию познавательной активности, обогащению духовного мира и воспитанию общей культуры. Главной задачей в своей работе я считаю научить детей слушать и слышать, понимать и сопереживать.

   Музыка нашего времени чрезвычайно богата и разнообразна. Достаточно услышать произведения таких крупных композиторов ХХ века как Прокофьев, Дебюсси, Барток, Шостакович, чтобы сразу же стало ясно, насколько неповторимой является музыка каждого из них и как различны приемы, которыми пользуются эти композиторы. Но очень часто взрослые люди оказываются совершенно неподготовленными к восприятию этой музыки – не могут понять ее, увлечься ею, не умеют услышать красоту гармонии.

   Препятствием для восприятия часто служит своеобразие музыкального языка. Детский слух еще не скован рамками привычных схем музыкального мышления, акценты восприятия часто перемещаются, и критерием доступности служит в основном образность и яркость музыкальных красок. Если с самого начала приучать детей вслушиваться в звуковую палитру, то и стиль композиторов импрессионистов – Дебюсси, Равеля – со временем станет для них доступным.

   Обычный репертуар для слушания в детском саду редко выходит за пределы мажора и минора, произведения написаны, как правило, в двух-, трех-, четырех-, шестидольных размерах. Поэтому дети часто настолько привыкают к этому звучанию, что всякое отклонение склонны считать как фальшь, неправильность. Чтобы попробовать исключить стереотипы при восприятии музыкальных произведений я в репертуар для слушания музыки включаю несложные пьесы композиторов ХХ века для детей. Они своеобразны, порой непривычны в ладовом отношении, свободном метре, в необычной, характерной гармонизации. С их помощью дети знакомятся с национальными особенностями музыки разных народов; улавливают богатейшее разнообразие выразительных возможностей; приближаются к пониманию черт, свойственных современной музыке.  Многие пьесы имеют яркий образный заголовок, с которым ассоциируется звучание. Таким образом возможно, на мой взгляд, подготовить детей к дальнейшему восприятию более сложной современной музыкальной культуры.

   В свою работу со старшими дошкольниками я включила следующие произведения:

- Д. Кабалевский «Ёжик» - очень образная пьеса, вся построенная на «колючих» секундах и диссонансах;

- Д. Файзи «Скакалка» - в основе пьесы лежит пентатоника, ярко выражающая национальную основу;

-  Б. Берлин «Спящий котенок» - пьеса написана в пятидольном размере;

- Хидеко Оки «Холм цветущих бутонов» - здесь ярко выражена «пейзажность», присутствует колористическое начало;

- Гр. Фрид « Грустно» - легкая полифоническая пьеса, прекрасно передающая эмоциональное состояние;

- В. Волков «По заячим следам»;

- А. Томази «Печальная кукла»;

- А. Рюигрок «Горе куклы»

и некоторые другие произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей третьего года жизни к традиционной музыкальной культуре русского и татарского народов на основе колыбельных песен»

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на...

Методические разработки фрагментов занятий по теме "Музыка композиторов ХХ века"

В конспектах представлен мой опыт работы. Я предлагаю варианты подачи музыкального материала по слушанию музыки в старшей и подготовительной к школе групп ....

Музыкально-образовательный проект “Сказочный мир музыки - композиторов родного края”

Цель проекта:Эстетическое развитие  старших дошкольников через восприятие классической национальной музыки композиторов Татарстана.Формирование творчески – активной личности, знающей и понимающей...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Эстетическое воспитание детей первой младшей группы средствами мировой музыкальной культуры

Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно,...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе народной музыкальной культуры Воронежского края

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе народной музыкальной культуры Воронежского края...