«Здравствуй, музей!» младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в детском саду возникает потребность привлечения музея к воспитательно – образовательному процессу, так как любой музей, в том числе художественный, является уникальным образовательным учреждением. В своём пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания, помогает адаптации ребенка к окружающему миру.
Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Следовательно, подготавливать зрителя необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны красоты. Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является сохранение и развитие у ребёнка способности целостного впечатления от встреч с искусством.
ГДОУ № 73 – комбинированного вида. Наряду с общеразвивающими группами в ДОУ есть компенсирующие для детей с нарушением речи: заикание, ОНР, ФФНР. Поэтому в педагогической работе с детьми уделяется большое внимание последовательному, детальному анализирующему рассматриванию произведений искусства и диалогу педагога и дошкольников по поводу искусства.
Детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой. Являясь парциальной, программа «Здравствуй, музей!» реализует, дополняет и расширяет содержание основной программы.
Важным для нашего детского сада является то, что программа «Здравствуй, музей!», раздел для дошкольников «Мы входим в мир прекрасного», помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства:
- Патриотическое воспитание.
- Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Эстетическое воспитание.
- Формирование толерантных этнокультурных установок.
- Развитие речи, активного и пассивного словаря.
- Способствует развитию психофизических качеств: памяти, внимания, воображения, наблюдательности, творческой активности, образного мышления, креативности, эмоциональной отзывчивости, зрительно-моторной координации, умения сосредоточиваться, ориентироваться в пространстве и временных понятиях.
Решение данных задач обеспечивает становление эстетического отношения ребёнка к окружающему миру, формирует его художественный опыт.
На первом этапе приобщения детей младшего дошкольного возраста к музею поставлены следующие задачи:
- Развитие визуальной грамотности:
- Формирование навыков смотрения, детального рассматривания.
- Выделение главного в изображении.
- Обобщение увиденного.
- Знакомство с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства.
- Развитие творческих способностей.
Данные задачи реализуются в процессе организованной образовательной деятельности:
- В младшей группе: 1 раз в неделю - вторая половина года.
- В средней группе: 1 раз в неделю - первая половина года; 2 раза в неделю - вторая половина года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaya_gruppa.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа.
Задачи:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на народные игрушки, книжные иллюстрации.
- Учить видеть разницу между объёмным изображением и плоскостным: игрушка, статуэтка, картинка.
- Развивать:
- навыки внимательного рассматривания, восприятия объекта;
- умение слушать и слышать взрослого;
- умение замечать движение в изображении.
- Развивать у детей интерес к предметам искусства, к миру людей, к природе.
- Учить видеть и называть цвета спектра.
- Формировать у детей начальные способности определять эмоциональное состояние художественных образов.
Инструментарий:
- Игрушки:
- Современные из разных материалов: резины, пластмассы, дерева, меха, металла.
- Народные: дымковские, филимоновские, богородские, семеновские матрешки.
- Книжная графика: детская художественная литература с иллюстрациями Васнецова Ю.А., Рачёва Е.М.
- Дидактические игры:
- На цветоразличение: «Найди цвет в одежде», «Красивый букет из лоскутков», «Подбери лоскутки такого цвета, который есть у дымковской (филимоновской) игрушки».
- На развитие тактильных органов чувств: «Чудесный мешочек», «Видящие руки», «Выбери игрушку».
- На развитие внимания, памяти: «Что пропало», «Что изменилось».
Мониторинг:
Диагностический материал, январь: наблюдение педагога (наклонности, предпочтения детей), беседа.
Для определения знания цвета используется дидактическая игра «Узнай цвет» на любом имеющемся материале.
Мониторинг уровня подготовленности детей к восприятию окружающего мира № | |||||||||
группа детского сада 20____ г. | |||||||||
дата проведения | |||||||||
Фамилия, имя ребенка | Любит ли | Есть ли интерес к рассма-триванию картинок | Какие картинки больше нравятся | Знание цвета (перечислить)
| |||||
Рисовать | Лепить | Иллюст-рации к сказкам | Изображения | ||||||
Живот-ные | Природа | Букет цветов | Виды СПб | ||||||
Диагностический материал, май:
Для определения знания цвета используется дидактическая игра «Узнай цвет» на любом имеющемся материале.
Для определения знаний о народной игрушке используется набор игрушек: дымковская, филимоновская, семеновская матрешка. Ребенку предлагается по названию найти игрушку, определить материал, из которого она сделана; рассмотреть несколько игрушек и найти игрушку в определенном эмоциональном состоянии: важную, веселую, грустную, сердитую и т.д.
Для определения умения ребенка соотносить иллюстрацию с текстом педагог зачитывает потешку, фрагмент сказки и предлагает ребенку найти соответствующую ему иллюстрацию.
Мониторинг художественно-эстетического развития детей в рамках программы «Здравствуй, музей!» № | |||||||
группа детского сада 20____ г. | |||||||
дата проведения | |||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения навыками и умениями различать народное искусство, книжную иллюстрацию | ||||||
Знание цвета | Народная игрушка | Соотнесение иллюстрации с текстом | Итоговый результат | ||||
Название | Материал | Эмоцион. характе-ристика | |||||
Дерево | Глина | ||||||
Итоговый результат: |
Оценка уровня развития:
- 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, называет 1 – 2 цвета; узнает и находит 1 игрушку, затрудняется в определении материала и эмоциональной характеристики игрушки; не соотносит текст с иллюстрацией.
- 2 балла – отдельные компоненты не развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, называет 3 цвета, с помощью педагога узнает 2 народные игрушки, материал, определяет эмоциональную характеристику игрушки; соотносит текст с иллюстрацией с помощью педагога.
- 3 балла - соответствует возрасту: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, знает и называет 4 цвета (красный, желтый, синий, зеленый); с помощью педагога узнает не менее двух любых народных игрушек, определяет материал и эмоциональную характеристику игрушки; с помощью педагога соотносит текст с иллюстрацией.
- 4 балла – высокий уровень: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, знает и самостоятельно называет основные цвета спектра и оттенки; узнает все народные игрушки, знает материал и определяет эмоциональную характеристику игрушки; соотносит текст с иллюстрацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
«Здравствуй, музей!» средняя группа
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в де...
«Здравствуй, музей!» старшая группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
«Здравствуй, музей!» подготовительная группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
День защиты детей «Здравствуй, лето!» (Младшая группа)
День защиты детей «Здравствуй, лето!» (Младшая группа)...
Оздоровительное занятие «Веселые движения» по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй» вторая младшая группа
Оздоровительное занятие "Весёлые движения по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй" вторая младшая группа...
Самоанализ к открытому занятию по развитию речи "Здравствуй солнышко" (младшая группа)
Самоанализ проведения ООД на тему«Здравствуй, солнышко»(младшая группа)Цель: Создание социальной ситуации в процессе речевого развития детей.Задачи:Образовательные:Создать условия для...