«Здравствуй, музей!» средняя группа
рабочая программа (средняя группа) на тему
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в детском саду возникает потребность привлечения музея к воспитательно – образовательному процессу, так как любой музей, в том числе художественный, является уникальным образовательным учреждением. В своём пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания, помогает адаптации ребенка к окружающему миру.
Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Следовательно, подготавливать зрителя необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны красоты. Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является сохранение и развитие у ребёнка способности целостного впечатления от встреч с искусством.
ГДОУ № 73 – комбинированного вида. Наряду с общеразвивающими группами в ДОУ есть компенсирующие для детей с нарушением речи: заикание, ОНР, ФФНР. Поэтому в педагогической работе с детьми уделяется большое внимание последовательному, детальному анализирующему рассматриванию произведений искусства и диалогу педагога и дошкольников по поводу искусства.
Детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой. Являясь парциальной, программа «Здравствуй, музей!» реализует, дополняет и расширяет содержание основной программы.
Важным для нашего детского сада является то, что программа «Здравствуй, музей!», раздел для дошкольников «Мы входим в мир прекрасного», помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства:
- Патриотическое воспитание.
- Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Эстетическое воспитание.
- Формирование толерантных этнокультурных установок.
- Развитие речи, активного и пассивного словаря.
- Способствует развитию психофизических качеств: памяти, внимания, воображения, наблюдательности, творческой активности, образного мышления, креативности, эмоциональной отзывчивости, зрительно-моторной координации, умения сосредоточиваться, ориентироваться в пространстве и временных понятиях.
Решение данных задач обеспечивает становление эстетического отношения ребёнка к окружающему миру, формирует его художественный опыт.
На первом этапе приобщения детей младшего дошкольного возраста к музею поставлены следующие задачи:
- Развитие визуальной грамотности:
- Формирование навыков смотрения, детального рассматривания.
- Выделение главного в изображении.
- Обобщение увиденного.
- Знакомство с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства.
- Развитие творческих способностей.
Данные задачи реализуются в процессе организованной образовательной деятельности:
- В младшей группе: 1 раз в неделю - вторая половина года.
- В средней группе: 1 раз в неделю - первая половина года; 2 раза в неделю - вторая половина года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_gruppa.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Задачи:
- Познакомить детей с жанрами живописи: «пейзаж», «портрет».
- Развивать эмоциональное восприятие цвета (тёплые и холодные цвета).
- Дать общее представление о скульптуре, как виде изобразительного искусства (материал, объём, форма).
- Формировать способность к восприятию архитектуры на уровне узнавания и называния.
- Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, дать понятие «народное искусство».
- Продолжать знакомство с книжной графикой на примере произведений Ю.И. Васнецова, Е.М. Рачева, В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина.
Инструментарий:
- Живопись, репродукции, слайды:
- Пейзажи Борисова А.А., Грабаря И.Э., Грицая А.М., Жуковского С.Ю., Крымова Н.П., Куинджи А.И., Пластова А.А., Попова Г.И., Ромадина Н.М., Шишкина И.И, Юона К.Ф.
- Портреты Венецианова А.Г., Вишнякова И.Я., Дейнеки А.А., Кипренского О.А., Серова В.А, Кустодиева Б.М.
- Репродукции, слайды, фотографии животных и детей в различных эмоциональных состояниях.
- Народная игрушка: дымковская, филимоновская, семёновская, богородская, каргопольская, полхов – майданская.
- Мелкая пластика из различных материалов.
- Книжная графика: детская художественная литература с иллюстрациями Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина.
- Дидактические игры:
- На различение холодных и тёплых цветов с цветным лоскутом: «Выбери лоскуты, цвет которых напоминает тебе тёплое солнышко (летний день, цветущую поляну, холодный снег и т.д.)».
- На развитие тактильных органов чувств: «Чудесный мешочек», «Видящие руки», «Выбери игрушку».
- На развитие внимания, памяти: «Что пропало», «Что изменилось», «Что лишнее».
- На определение эмоционального состояния: «Клоун «Эмоции».
Мониторинг:
Диагностический материал, сентябрь: методика для младшей группы за май месяц.
Диагностический материал, май:
Для определения уровня знаний по теме «Жанры живописи» ребенку предлагается рассмотреть по 2 репродукции с изображением пейзажа и портрета, назвать картину, на которой изображен человек (природа); найти портрет (пейзаж).
Для определения знаний по теме «Скульптура» ребенку предлагается рассмотреть набор скульптуры малых форм из различных материалов (дерева, глины, фарфора, стекла, резины, пластмассы, металла, камня), сказать, что это такое; найти и назвать материал; дать эмоциональную характеристику образа (какой зайчик и т.д.).
Для определения знаний по теме «Народная игрушка» ребенку предлагается рассмотреть несколько игрушек, назвать их; назвать материал; дать эмоциональную характеристику образа (какой индюк и т.д.).
Для определения знаний по теме «Книжная иллюстрация» ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации Васнецова Ю.А., Рачев Е.М., Чарушин Е.И., Сутеева В.Г. и выбрать по заданию педагога иллюстрации Васнецова Ю.А. и Чарушина Е.И.
Мониторинг художественно-эстетического развития детей в рамках программы «Здравствуй, музей!» № | |||||||
группа детского сада 20____ г. | |||||||
дата проведения | |||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения навыками и умениями различать жанры и виды искусства | ||||||
Пейзаж | Портрет | Книжная иллюст-рация | Скульп-тура | Архитек-тура | Народная игрушка | Итоговый результат | |
Итоговый результат: |
Оценка уровня развития:
- 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, не находит пейзаж и портрет; затрудняется в названии материала скульптуры и не дает эмоциональную характеристику образа; не называет народную игрушку, не определяет материал, затрудняется в определении эмоциональной характеристики образа; не знает и не может различить иллюстрации Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.
- 2 балла – отдельные компоненты не развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, с помощью педагога находит пейзаж или портрет, но не называет их; не называет скульптуру, определяет материал и дает эмоциональную характеристику образа с помощью педагога. Называет две народные игрушки, определяет материал и дает эмоциональную характеристику образа с помощью педагога. Узнает, находит и различает иллюстрации Ю.А. Васнецова или Е.И. Чарушина с помощью педагога.
- 3 балла - соответствует возрасту: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, находит пейзаж и портрет, но не называет их; не называет скульптуру, называет материал и дает эмоциональную характеристику образа с помощью педагога. Называет народную игрушку, определяет материал и дает эмоциональную характеристику образа с помощью педагога; узнает, находит и различает иллюстрации Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина с помощью педагога.
- 4 балла – высокий уровень: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, находит пейзаж и портрет и самостоятельно называет их; называет скульптуру, материал и дает эмоциональную характеристику образа; называет народные игрушки, определяет материал и дает эмоциональную характеристику образа; узнает, находит и различает иллюстрации Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Здравствуй, лето!" (средняя группа)
Занятие в форме досуга, посвящено окончанию учебного года.Интеграция образовательных областей: музыка, познание, социализация, коммуникация....
Родительское собрание "Здравствуй. лето" (средняя группа)
Родительское собрание «Здравствуй, лето!»Цель: подведение итогов образовательного процесса за учебный год.Задачи: · проанализировать резуль...
«Здравствуй, музей!» младшая группа
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в де...
«Здравствуй, музей!» старшая группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
«Здравствуй, музей!» подготовительная группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "Здравствуй, осень!" средняя группа
Развлечение «Здравствуй осень»Средняя группаЗвучит музыкаДети друг за другом забегают в зал, выстраивают круг (в руках осенние листочки). Исполняют «Танец с листочками». По окончании танца дети остают...
Музыкально-театрализованное представление «Здравствуй, здравствуй, елка!» Средняя группа
Музыкально-театрализованное представление «Здравствуй, здравствуй, елка!»...