«Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей старшего дошкольного возраста»
консультация на тему
«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Чебурашка»
Консультация для воспитателей
«Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
Индерова Т.Е.
Новокуйбышевск, 2014
«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)
Прежде всего, необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников, воспитывающихся в детском саду, относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.
Наряду с этим заслуживают внимания различного рода нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей, при котором педагоги подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения детей, напряженные состояния педагогов, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.
Из собственного опыта работы и опыта работы коллег, я могу выделить следующие причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей:
Позиция педагога по отношению к детям, стиль взаимодействия с ребенком. Авторитарная позиция, проявляющаяся в строгих требованиях, прямых указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей, ведет к выработке у детей двойной позиции, манипулятивных способностей (лжи, лести, пассивности, невротизации отдельных детей. Воспитатель не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. Такого воспитателя можно сравнить с образом « Унтер Пришибеев». Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, принижает чувство собственного достоинства детей, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, гневлива и раздражена, придирчива к недостаткам и слабостям. При освобождении от давления такого воспитателя активность детей направляется на выплеск накопившейся энергии, дети не обращают внимания на слова взрослых, быстро привыкая к сильным стимулам (окрикам, перестают реагировать на спокойный голос. Это может вызвать трудности при взаимодействии с такими детьми других педагогов и специалистов.
- Позиция безразличия, формальное общение, не регулирование деятельности детей, попустительство ведут к тому, что дети становятся безразличны к окружающему миру либо к расторможенности, стремлению баловаться, утрате авторитета воспитателя, привязанности к нему. Такого воспитателя можно сравнить с образом « спящей красавицы». Склонная к мечтательности, нарцистическая натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, отстраненная от детей и их потребностей. Неустойчивая позиция, проявляется в том, что отношение к ребенку, его успехам и неудачам, выбор стиля взаимодействия зависит от эмоционального состояния и конкретной ситуации, что ведет к дезориентации детей, появлению ситуаций несправедливости по отношению к детям.
- Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нарушениями педагогической рефлексии, под которой понимается способность осознавать воспитателем собственные мотивы своей педагогической деятельности; умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность к эмпатии и децентрации; оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников. Настоящая «снежная королева» -повелевающая, держащая всех на расстоянии, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки- пороками, а любую критику в свой адрес- злым умыслом.
- Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком также является одной из причин нарушения их взаимоотношений.
- Неудовлетворительные отношения между педагогом и детьми могут являться результатом внутренних психологических препятствий. Причинами недостаточной эмоциональной близости к ребенку со стороны родителей и воспитателей являются их эмоциональная незрелость и отклонения характера; невротические и психотические расстройства.
Оптимальным стилем взаимоотношений педагога с детьми многими специалистами признается демократический. Причины его отсутствия:
- объективные неблагоприятные обстоятельства (переполненность групп, отсутствие необходимых материальных условий и др.);
- в силу стереотипности и косности традиций дидактики обучения и воспитания прежней модели образования;
- из-за недостаточной подготовки специалистов дошкольного образования, не включающего в профессиональную подготовку студентов развитие коммуникативных навыков и умений, профессиональных способностей к диалогическому общению;
- отсутствие или слабое развитие «педагогического слуха»;
- неразвитость способности понимать и принимать состояния, чувства ребенка;
- отсутствие стремления осознавать свою эмоциональную реакцию на его поведение;
- отсутствие потребности быть открытым для общения с ребенком, исходя из его желаний, а не собственных;
- отсутствие убежденности в необходимости принимать ответственность за свои чувства и позволять ребенку нести ответственность за его чувства и действия.
Стаж работы сильно влияет на характер взаимоотношений педагога и детей. В первые годы работы, когда не хватает опыта общения с детьми, знания преобладают над умениями, идет концентрация на своих способностях, педагог эмоционально перенапряжен, испытывает неуверенность в своих силах, не всегда может найти адекватные формы взаимодействия, в работе преобладают дисциплинарные меры воздействия на детей, неустойчивость в оценках, не выработан свой стиль взаимоотношений с детьми. После 25 лет работы возникает синдром «эмоционального выгорания», педагог становится не восприимчив к новому, позиция по отношению к детям строго фиксирована.
Несовпадение индивидуально-типологических особенностей (темперамента) педагога и ребенка. Несоответствие или противоречие воспитания, его средств и методов особенностям темперамента ребенка ведет к серьезным расстройствам поведения, нервным срывам, психическим заболеваниям, снижению познавательных интересов, негативизму и упрямству.
У педагогов, имеющих личностные проблемы и проблемы в семейных отношениях, создаётся деформированная модель отношений с детьми в детском саду.
Наличие невротических и личностных отклонений у педагогов.
Проблемы в отношениях педагога с родителями некоторых детей ведут к нарушению взаимоотношений с этими детьми.
Отрицательное отношение к воспитателю взаимосвязано у ребёнка с его конфликтными взаимоотношениями с матерью. Если ребёнок боится наказания родителей, то он боится и наказания со стороны воспитателя.
Нарушения в воспитании детей в семье, личностные особенности детей, различные эмоциональные нарушения, затрудняющие общение с ними. К ним относятся агрессивность, демонстративность, импульсивность, пассивность, замкнутость, тревожность и др., а так же психические отклонения у детей.
Предлагаем следующие варианты предупреждения проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.
1. Диагностика взаимоотношений педагогов и детей и выявление их нарушений или предпосылок возможных нарушений. Ранняя диагностика этих проблем являются необходимым условием разработки эффективных психолого-педагогических методов предотвращения эмоциональных конфликтов между педагогами и детьми.
2. Проведение семинаров и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по ознакомлению с особенностями детей разных темпераментов, разного пола, детей «группы риска» и др.
3. Выработка рекомендаций по взаимодействию с такими детьми.
4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам в конкретных ситуациях, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях.
5. Так как внутреннее состояние педагогов и детей отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию. Проведение с педагогами тренингов для снятия психоэмоционального перенапряжения. Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе у молодых специалистов, помощь в анализе достижений.
6. Выработка программы занятий игровой коррекции трудностей у детей и их проведение.
7. Организация игрового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Проведение ролевых игр.
Литература:
- Е.Е.Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?»
- Журнал «Справочник педагога-психолога» № 6, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/31/picture-9336-1685523790.jpg)
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-309200-1381250609.jpg)
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-840796-1478082843.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей "Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлен материал по профилактике нарушений письменной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-287958-1644773688.jpg)
«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-876999-1484485128.jpg)
Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-876999-1484485128.jpg)
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-876999-1484485128.jpg)
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....