Исследовательский проект "Покорми птиц зимой"
проект (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Елена Анатольевна

Тема проекта «Покорми птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Покорми птиц зимой"85.75 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный тур Российского конкурса                          исследовательских работ  и   творческих проектов

дошкольников и младших школьников

                                                              «Я – исследователь!»

Естественнонаучная (живая природа)

ПО ТЕМЕ:

     

Авторы: Нечепурнова Вероника Васильевна

              Шелухин Евгений Сергеевич

             Железнова Надежда Евгеньевна

            п.Молодёжный

МБДОУ «Детский сад п. Молодежный Перелюбского

муниципального района Саратовской области»,

подготовительная группа

Научные руководители:

Дмитриева Елена Анатольевна,

воспитатель  МБДОУ «Детский сад

п. Молодёжный Перелюбского

муниципального района Саратовской

области»

 2015 г

«Покорми птиц зимой»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь – март)

Тема проекта «Покорми птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. 

Актуальность темы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

C:\Users\я\Downloads\1419534974_1335702871-109784-93621_original.jpg

Гипотеза: предположим, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода

. 

Объект исследования: зимующие птицы.

Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке.

Цель работы:

  • Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи:

  1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего села;
  2.  Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц;
  3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала;
  4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру;
  5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность;
  6. Научить детей правильно их подкармливать;
  7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- подумать самостоятельно;

- понаблюдать;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в сети  Интернет;

- познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

- провести эксперимент

Ожидаемый результат:

-воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц.  Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.

- родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. 

Этапы реализации исследовательского  проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование исследовательского  проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Участие  в акции  « Кормушка для пичужки».
  • Изготовление книжки- малышки по темам: « Пословицы и поговорки»; «Загадки»; «Кормушки»; картотеки по развитию связной речи «Зимующие птицы».

Этапы реализации проекта:

1.  Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

- обсуждение  цели и задач с воспитанниками и родителями.

- обоснование, предсказание путей реализации проекта.

- подбор познавательной, художественной литературы.

- отгадывание загадок, чтение стихотворений о птицах.

- проведение бесед по проекту.

- оформление  консультаций «Как сделать кормушку для птиц», «Чем подкармливать птиц».

- просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки».

- картотека по развитию связной речи.

- подбор материала для оформления стенгазеты  «Они остались зимовать и мы им будем помогать».

- совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной  (практический) этап.

- оформление альбома про зимующих  птиц.

- выставка рисунков «Снегири».

- составление описательных рассказов о зимующих птицах.

- изучение корма для подкормки птиц.

- выставка кормушек.

- выбор места для кормушек.

- оформление стенгазеты  «Они остались зимовать и мы им будем помогать».

- наблюдение за зимующими птицами.

- в течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

-  использование разных кормов.

- оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой».

- оформление памяток – «Чем кормить птиц?».

- наблюдение за поведением птиц на кормушках.

- ежедневное заполнение календаря  наблюдений.

 3. Заключительный  этап.

- подведение итогов  реализации проекта:

- сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

- чем лучше кормить птиц?

- как часто необходимо кормить птиц?

- организация фотовыставки «Птичья столовая»

- презентация проекта (освещение опыта работы).

- участие в  акции «Кормушка для пичужки»

Реализация исследовательского проекта «Покорми птиц зимой»

На первом этапе  исследования детям был задан вопрос: «Что вы знаете  о птицах?»  И выявили, что дети недостаточно владеют информацией о жизни зимующих птиц. И поэтому во время прогулок  с детьми  наблюдали за птицами, за их поведением, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат. 

 

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу  о птицах, населяющий наш Перелюбский край, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи и  рассказы о птицах.

В беседах с  воспитанниками  мы систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений  узнали, что  дети видели  зимой   воробьев, синиц, ворон и голубей и определили, чем и как необходимо подкармливать птиц.

Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали из от родителей, что нельзя оставлять в кормушке черный хлеб, солёное сало, жаренные семечки,  вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке», «Сколько птиц на кормушке», «Дорисуй птицу», «Назови птичку, которой не стало», «Угадай птицу по описанию», «Кто, где живет». 

Играя в игры,  систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили «меню» для птиц.

Так же для родителей были оформлены  консультации: «Как сделать кормушку для птиц», памятка «Чем накормить пернатых гостей?»

На втором этапе (основном) воспитатели совместно с детьми оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел -  «Все о птицах», 2 раздел -  «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобраны были стихи, загадки, приметы про птиц.

Изучив познавательную литературу и просмотрев  презентации про зимующих птиц нашего края, передачу «Шишкина школа», документальные фильмы,  мультфильмы  и про то, какие можно сделать кормушки, воспитанники вместе с воспитателями  оформили  стенгазету «Они остались зимовать и мы им будем помогать».  В газете поместили фотографии, загадки, стихотворение, информацию о том, как трудно пережить птицам, холодное время года и какую пользу приносят птицы людям. Также оформили выставку работ детей «Снегирь на ветке»; «Птичка невеличка»» «Птицы нашего края»

             

                                                                                         

Родители совместно с детьми сделали кормушки из разного материала: деревянные, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок) и  из пластика под сало в виде яблока.

Мы с ребятами обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как  их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить.  Мы с воспитанниками провели эксперимент, во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, для того чтобы  выбирать место, куда лучше повесить кормушки. Несколько кормушек разместили в теневой части нашего участка, остальные кормушки расположили на  солнечной  стороне   детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, воспитанники  заботливо насыпали в нее корм. Через несколько дней мы обнаружили, что к кормушке на солнечной стороне прилетает больше птиц, чем к кормушкам в теневой части нашего участка. Основную часть кормушек мы перевесили на солнечную часть участка. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всей деревни. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но наши воспитанники нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. В ходе наблюдений пришли к  выводу: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что  воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

 Воробьи прилетали  стайками, а синички - по 2-3.  Кормушки посетили 2 вида птиц. Это воробьи и синицы.

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

   Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой, ведь когда птица сыта холод ей нипочем.

А дети рады тому, что их труд и труд родителей  не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Заключительный этап

Наши воспитанники и мы воспитатели заботимся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: «А другие заботятся о птицах в зимний период?». Вместе с   воспитанниками обсудили этот вопрос и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашей деревни к подкормке птиц. Мы оформили агитационные плакаты «Покорми птиц зимой!» и памятки «Чем кормить птиц?» Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, а памятки раздали ребятам из других групп детского сада. Приобретенными знаниями дети поделились с товарищами средней и старшей групп детского сада, показав презентацию «Покорми птиц зимой», ребятам младшей группы подарили книжки-малышки « Пословицы и поговорки о зимующих птицах», «Загадки о зимующих птицах». Ребята приняли участие в   международной акции «Кормушка для пичужки», где наша работа была отмечена дипломом. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому  мы будем продолжать подкармливать птиц. Так же дети  развесили   кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. Стали более внимательно относится к птицам, заботиться о них. У детей с формировались навыки культурного поведения в природе.

 Мы, конечно, не спасем всех птиц, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц.

Список литературы

 1.  Птицы. Энциклопедия  природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г.

2. Мальчевский А.С. Орнитологические  экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г.

3. Клепинина З.А. Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва,     1992 г. 

4. Интернет источники:     http://rodnaya-tropinka.ru ;  http://steshka.ru; http://www.radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_prirodovedenie/;  http://go.mail.ru/search?fm=1&q=картинки+птицы+для+детей;  http://flashforkids.ru/index. http://www.birdsmoscow.net.ru/proekt_kormushka.html,    http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/3889.html. http://go.mail.ru/search?q=кормушки+для+птиц+своими+руками+фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...

Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть1

В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...

Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть 2

В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...

Познавательно-исследовательский проект "Покормите птиц зимой"

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляет...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ – НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ!»

Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются пт...