Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_art-terapii_v_korrektsii_i_razvitii_emotsionalnoy_sfery_doshkolnikov.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
Педагог-психолог МКДОУ БГО Центра развития ребенка -
детского сада №11 Пащенко Н.М.
Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы - отношения с детьми и положение в коллективе.
В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. По- моему мнению, воспитание и обучение дошкольника должно быть ориентировано как на развитие когнитивных процессов, так и на развитие чувственной сферы ребенка.
Наблюдая за детьми, их общением и поведением, работая с ними, я поняла, что проблема заключается в том, дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять свое эмоциональное состояние и чувства других людей. Часто раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. В связи с этим могут дошкольники испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога-психолога, возникли вопросы, связанные с поиском новых эффективных методов и приемов развития эмоциональной сферы ребенка способствующих улучшению психологического благополучия дошкольников. Я обратила свое внимание на метод арт – терапии. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.
Гармонизацию внутренней и социальной жизни людей испокон веков эффективно осуществляет искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
На занятиях с элементами арт – терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.
Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:
1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:
- музыкальную терапию;
- танцевальную терапию;
- художественную терапию (рисунок и живопись);
- драма-терапию (театро-терапия);
- сказкотерапию;
- игровую терапию;
- песочную терапию.
В работе по коррекции и развитию эмоциональной сферы старших дошкольников я стала включать методы арт - терапии в каждое занятие. В рамках художественной терапии использовала нетрадиционные техники рисования: рисование краской ладошками и ножками, техника свеча и акварель, метод оттиска. Техника «свеча и акварель» позволила детям соприкоснуться с волшебством и вызвала сильный эмоциональный отклик. На белой бумаге свечой заранее я рисовала различные фигурки и узоры, дети не знали об этом, и на их взгляд получали чистые листы для рисования. Затем предлагала детям закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Появляющиеся белые контуры картины вызывали у детей удивление, восторг и порождали массу вопросов и идей о том, как это возможно. Так же использовала рисование нетрадиционными материалами - рисование на соли, различных крупах, кофе.
Активно стала использовать песочную терапию в детском саду. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) и заряжает позитивными эмоциями.
В последующем наблюдение и диагностическая работа показали, что дети стали менее конфликтными, меньше стали проявлять агрессию и неуравновешенность, тревожные и застенчивые дети стали более спокойными и общительными. Дети стали внимательнее друг к другу. Повысился уровень сопереживания другим людям и сочувствие к их трудностям. Показатели положительного эмоционального самочувствия ребенка в детском саду выросли. Все это позволило судить об эффективности используемых методов.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми. Положительной динамики в эмоциональной сфере удается добиться за счет предоставленной возможности детям выразить все накопившиеся у них эмоции, за счет предоставленной иной схемы взаимодействия с окружающем миром.
Литература.
- Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей – дошкольников: Автореф.дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011.
- Копытина А.И., Практикум по Арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.-448с.
- Мерфи Дж. Арт-терпия в работе с детьми и подростками. Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.10-16
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
- Первин Л. Арт-терпия. Теория и исследования. - М.: Инфра-М, 2001. – 284 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"
предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у дет...
Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Усп...
Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ
Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...
Использование СУ-ДЖОК терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР
Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, важно использовать разнообразные игры для развития ме...