Патриотическое воспитание
статья на тему
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любвик своей семье. к своему жилищу. к своему детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Д.С. Лихачев писал: “Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству ”. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, свой край.
Вся работа в детском саду по патриотическому воспитанию ведется по следующим принципам:
- От близкого к отдаленному
- От общего к частному
- Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
- Взаимодействие с семьей.
- Систематичность
- Передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.
Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей ведется через: непосредственно образовательную деятельность
1. Художественное творчество
-Рисование
-Лепка
2. Чтение художественной литературы
3. Формирование общественной жизни
-Целевые прогулки
-Экскурсии
4. Конструирование
5. Труд
6. Физическое развитие
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ начинается уже со 2 младшей группы.
- Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров.
- Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).
Средняя группа:
- Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
- Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
- Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Старшая группа:
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная
- многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Подготовительная группа:
- Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
- Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
- Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
- Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
- Продолжать расширять знания о государственных праздниках.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии
- Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением
- Беседы о родном городе, улице, детском саде
- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей
- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)
- Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.)
- Обогащение и стимулирование детского творчества
В работе по патриотическому воспитанию детей можно выделить следующие блоки:
- «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
- «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
- «Ознакомление с природой».
Цель: формировать у детей потребность совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Задачи:
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости соучастия в деле охраны родной природы.
4. Праздники в ДОУ:
С музыкальным
фольклором дети в нашем детском саду знакомятся на занятиях,в повседневной
жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.(“Масленица”, ”Калядки” и тд.)
Народная
музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение,
снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает
эмоционально-психологическое благополучие.
В завершении своего доклада я хочу сказать словами В.А. Сухомлинского “C малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...