Использование логопедических рифмовок в процессе театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР
консультация (старшая группа) на тему
Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии. Не вызывает сомнения тот факт, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений и скорригировать уже имеющиеся трудности. Своевременно оказанная помощь позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, а в дальнейшем, и степени интеграции в общество. Поэтому все чаще становится актуальным использование логопедических рифмовок в соправождении музыки как при проведении КРОД у детей со стертой дизартрией, так и в процессе организации театрализованной дятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_logopedicheskikh_rifmovok_.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»
Использование логопедических рифмовок в театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.
Подготовила:
Учитель -логопед
Кадерова Л.А.
Саранск 2014
Использование логопедических рифмовок с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии. Не вызывает сомнения тот факт, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений и скорригировать уже имеющиеся трудности. Своевременно оказанная помощь позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, а в дальнейшем, и степени интеграции в общество. Поэтому все чаще становится актуальным использование логопедических рифмовок в соправождении музыки как при проведении КРОД у детей со стертой дизартрией, так и в процессе организации театрализованной дятельности.
Музыка и театрализация как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.
Логопедические рифмовки широко используются при лечении двигательных и речевых расстройств тиков, заикания, нарушений координации и стертой дизартрии. Они представляют собой специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы и служащие определенной дидактической цели. Традиционно рифмовки используют на этапе автоматизации/дифференциации поставленных звуков и для проведени динамических пауз в ходе КРОД.
Однако это далеко не все возможности рифмовок. В настоящее время рифмовки моно использовать не только в ходе КРОД, но и во время театализованной деятельности. Как известно у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать прстранство. Малыш приобретает в этом пространстве ценный для жизни игравой опыт.
Простой текст рифмовки рассчитан на то, что ребенок сможет его произносить как вместе с взрослым, так и самостоятельно. Логопедические рифмовки имеют четкую ритмическую структуру и произносятся с обязательным протягиванием гласных звуков в словах. Это способствует развитию не только чувства ритма и речевого дыхания, но и развитию речеслухового внимания, памяти и формированию воздушной струи, что является очень важным при стертой дизартрии(3 слайд). Многократное восприятие и воспроиведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей, в сочетании с активизацией различных анализаторов способствует формированию в короткий срок морфологических и синтаксических обобщений.
В работу над логопедическими рифмовками включаются родители, воспитатели, учитель-логопед и другие узкие специалисты.
Включение рифмовок в контекст театрализованной деятельности обеспечивает не только решение коррекционно-развивающих задач, но и способствует созданию благоприятных условий для установления эмоционального контакта ребенка и взрослого, что, безусловно, необходимо и актуально на всех этапах коррекционно-развивающей работы.
Содержание стихотворного материала оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние малыша: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.
Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту и особенностям стертой дизартрии. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать пространство, в котором малыш приобретает ценнейший для его дальнейшей жизни игровой опыт, учится понимать себя и других, осваивает школу человеческих взаимоотношений.
Этапы работы над рифмовками, помогающими развитию детской лексики и формированию грамматически правильной речи:
1.Первичное восприятие текста рифмовки.
2.Восприятие рифмовки в сочетании с демонстрацией наглядного материала (предметные картинки, игрушки, маски героя и т.д.).
3.Совместное с взрослым воспроизведение рифмовки в игровой ситуации.
4.Самостоятельное воспроизведение рифмовки.
Перечисленные этапы работы, обеспечивающие многократное восприятие на слух рифмовки, что является не маловажным в процессе коррекции стертой дизартрии. Содержание рифмовки зависит от возраста, степени речевой активности и особенностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ РИФМОВОК В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции...
значение использования логопедических рифмовок
Значение использования логопедических рифмовок в процессе коррекции речиЦель: развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики и а так же чувства ритма, темпа, вербальных и невербальных к...
Презентация. Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку
Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку...
«Воспитание культуры речи в процессе театрализованной деятельности дошкольников»
На современном этапе развития общества, наблюдается резкое снижение уровня культуры речи у дошкольников. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.Культура речи не ...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников
В статье описано значение использования ИКТ-технологий в тетатрализованной деятельности дошкольников....
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений....
"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" Э. Г. Чурилова
Даная технология является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирован...