Эмоциональное развитие детей раннего возраста
статья на тему
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Способность познавать мир совершенствуется только благодаря положительным эмоциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог
Усачева О.Ю.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста.
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Способность познавать мир совершенствуется только благодаря положительным эмоциям.
В первый год жизни ребенка его общение с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития младенца нужны разнообразные эмоции.
Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни задача родителей так взаимодействовать с ребенком, чтобы он был радостным и спокойным; больше с ним играть или просто находиться рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Переживания могут быть весьма бурными, но короткими по продолжительности. При этом ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребенка неустойчивы - малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться.
Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.
У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции у малыша чаще всего появляются в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания спать, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре. Например, играя с парикмахерским набором, ребенок не просто причесывает куклу, но и искренне радуется результату – подносит к кукле зеркальце, любуется ею. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности - познавательной, двигательной. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.
Для ребенка, начиная с двух лет, наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. Появление эмоциональной реакции на похвалу со стороны взрослого является основой для развития самолюбия и чувства гордости и собственного достоинства. Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность, вызывает негативные эмоциональные состояния: ребенок может стать неуверенным, застенчивым, тревожным, плаксивым, агрессивным.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. У детей возникает избирательное отношение к взрослым, в зависимости от их эмоционального портрета, который сложился благодаря общению: с загрязненными штанишками малыш бежит к бабушке, потому что ожидает, что та пожалеет его, а мама - может ругаться и быть недовольной. Малыш стремится похвалы, поощрения и огорчается, если их не получает. Растет его способность понимать слова, выражающие оценки взрослых, их аргументы: плохо, потому что испачкался, потому что не доел суп, хорошо, потому что поделился игрушкой со своим сверстником.
Общение со сверстниками, хотя только появляется в возрасте 2-3 лет и не является еще полноценным, способствует эмоциональному развитию ребенка, но не в той мере, что общение его с взрослыми. В отношении сверстников зарождаются новые эмоции и чувства: соперничество, элементы зависти, ревность и др. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок может ощущать беспокойство и прервать свои занятия, броситься под защиту близкого взрослого. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком. Дети эгоцентричны и при ущемлении своих интересов могут проявлять агрессивность по отношению друг к другу. Эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче в игре появляется, как правило, к концу третьего года жизни ребенка.
К 3 годам отчетливо начинают проявляться эстетические чувства. Ребенок способен понимать характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он искренне радуется красивой одежде, цветущим растениям, животным. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем возрасте появляется элементарная любознательность, возникают познавательные вопросы.
Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, лепка, занятия танцами и музыкой могут подарить ребенку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиваться полноценно и правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
В этой статье говориться об особенностях и значимости развития эмоциональной сферы малышей....
Презентация на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"...
самообразование на тему "Социално-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
§Помочь детям раннего возраста и 2-ой мл. группы преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;§Познакомить детей с основными эмоциями, дать понятие о разделении эмоций на положительные и о...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...