консультация для педагогов "Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"
консультация на тему

здесь рассказывается о двигательной активности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnoy_aktivnosti.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

         Двигательная активность – это, одно из средств которое необходимо  для полноценного развития и подготовки детей к будущей  жизни. К сложным и  основным явлениям природы принадлежат движения.

         В философии  движение – это диалектическое единство живой и неживой природы. Движение приковывало  к себе внимание  многих видных ученых самых различных направлений.

          Огромное место занимает  двигательная активность  в  работах  ученых по физической культуре и спорту изучение движений  человека.  Изучение движений человека   занимались  видные спортивные  специалисты, В.М. Дьячкова, Л.П. Матвеева  Н.Г. Озолина, А.Д. Новикова, и др.

         Природа одарила ребенка  стремлением  к движению, обеспечив  его ценнейшим  чувством - чувством "мышечной радости", которое он получает, двигаясь. По мнению Е.А. Аркина высокая подвижность – ребенка дошкольника "его естественная стихия". Двигательная активность  является одним из важнейших принципов, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма.

Значение движений в жизни ребенка раскрывается  в литературе по гипокинезии. Ограничение двигательной активности или малая  подвижность, ведет к   двигательной  недостаточности. Длительная двигательной  недостаточность   ведет к  уменьшению развития  скелетной мускулатуры  вследствие  нарушения биосинтеза белка и  функциональной бездеятельности. Скелетные мышцы  истощаются, становятся  слабыми и вялыми. Снижается деятельность кровеносных органов, детренируется сердце. Такое  длительное воздействие  на организм  приводит к общим  физиологическим изменениям, которые обусловлены прекращением уменьшением объёма, физических занятий и возникновению  заболеваний.  

Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными системами, как кровообращение и дыхание. Поэтому совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и   способствует расширению  резервных  возможностей  сердечно - сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты.

         В результате  исследований была  установлена  сотрудниками  лаборатории И.А. Аршавского прямая  взаимосвязь формирования  и развития  функционирования  сердечно - сосудистой системы от  развития и  активности скелетной мускулатуры. Аналогичная зависимость установлена  и во взаимосвязанности сердечно - сосудистой системы с мышечной деятельностью. Осмысленная двигательная активность оказывает благотворное  воздействие  на  психическое развитие  ребенка  и его нервную систему. Улучшение  моторики ребенка благоприятствует,  повышению   сопротивляемости  организма  к заболеваниям. Факторы, раскрывающие  двигательную активность детей, заключаются в том, что   в современное  время человек  в   своей  жизнедеятельности использует недостаточно  свой   потенциальный двигательный опыт. Доля мышечных усилий в балансе

энергетическом человечества сократилась за сто лет с 94%  до 1% в настоящее время.

Воздействию малоподвижности предрасположены  и  дошкольники, так как  созданы комфортные  условия жизни, на них так же влияет двигательный режим в детском саду, который  складывается из самостоятельной и организованной двигательной деятельности и многие другие факторы.

          Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особо важно  использовать  рационально двигательный  режим  для воспитания  детей старшего дошкольного возраста, так как у детей этого   возраста увеличиваются  умственные  нагрузки в режиме дня детского сада. Незаменимым  условием восстановления  детей после умственных  нагрузок  на занятиях оказывается  рационально организованная двигательная деятельность. Величина  колебаний двигательной активности  детей  в определенный возрастной  период  зависит  от многих  социальных, природных, климатических  метеорологических и биологических факторов. Притом детская  подвижность индивидуально различна.

Большое влияние на дошкольников оказывают условия жизни и воспитания. Социальные причины могут подавлять естественную физиологическую потребность организма человека в движениях, вызывая обстановку  двигательного  голодания, губительно действующего на  организм.

Отрицательно влияет, на детей   недостаток двигательной активности, а  именно  остро в период созревания и роста  детского организма. Недостаток двигательной активности  и ее последствия у детей дошкольного возраста могут носить  длительный  скрытый характер, который может  проявиться уже  в зрелом возрасте, действуя  на взрослого человека ухудшая его  работоспособность и состояние здоровья.

Это могут не заметить ни педагоги, ни родители, ни сам ребенок. Постоянный  недостаток двигательный  активности со временем  вызывает  существенные изменения  в жизнедеятельности организма. Считается, что  повышение нарушений  сердечно - сосудистой системы в большей  степени зависит от  гиподинамии,  которая встречается  у  многих  современных людей.

          Основные показатели  двигательной  активность детей характеризуются ее продолжительностью A.M. Нерсесян приводит данные, что дети, находящиеся в дошкольном учреждении 8 часов, имеют двигательную  активность лишь 27,5%, а состояние покоя длиться 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Одной из оценок  двигательной активности детей  является  показатель ее интенсивности.

По мнению  В.Г. Фроловой, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. Интенсивность движения детей  повышается на открытом  воздухе.

В течение последних лет проведено достаточное количество  экспериментальных работ, в которых велись поиски преимущественно целесообразных  двигательных режимов, а так же изучалась двигательная активность дошкольников. В данное время имеется информация, которая  характеризует половые, индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольников,  а так же возрастные.

Некоторые  ученные  проводили исследования,  по изучению  двигательной активности  детей, и сделали вывод, что двигательная активность у мальчиков  старшего дошкольного возраста выше, чем у девочек. Однако такие различия не были выявлены у детей младшего  возраста. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Так же были  установлены существенные изменения  двигательной активности детей по дням недели и сезонам года. Двигательная  активность мальчиков 5-6-летнего возраста летом  составляет 100%, осенью 90,8%,  а зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение двигательной активности детей - она составляет 94,7%.  

В исследованиях Р.А. Анхундова отмечается, повышенная  двигательная  активность детей 7лет  приходится  на летние каникулы. В летний  период  не проводятся занятия  с детьми. Дети  неограниченны в движении и это  говорит о том, что происходит компенсация  ограничений   движений, которые есть в  учебном году. От режима детского сада и  методов воспитания и обучения  детей в большей  степени зависит двигательная активность. Необходимо  использовать комплексы  физических упражнений, которые помогут  детям  удовлетворить свои  потребности  в движении и будут способствовать  повышению работоспособности  и укреплению их здоровья.

Средством  повышения двигательной активности являются подвижные игры. Старшие дошкольники имеют высокую  двигательную  активность, они  владеют   достаточно большим   запасом  двигательных навыков и умений; им удаются движения,  которые требуют гибкости и  скорости,  а их выносливость и сила еще незначительны. У детей  развиты основные двигательные качества. Они могут сохранять  статическое равновесие,  находясь в исходном положении: стоя на линии пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги.  Дети способны подбрасывать  и ловить мяч двумя руками, прыгать в длину с места, приземляясь на обе ноги и при этом,  не теряют  равновесия. Бегают дети легко, быстро  пробегают  дистанцию  до 30 м, они  способны проворно  обегать встречающиеся предметы, не задевая их. Дошкольники бросают  мяч или шишку правой  рукой на 5-8 м, при этом сохраняя  правильную осанку. Огромное влияние оказывает двигательная активность на формирование психологического и физиологического положения ребенка.

Уровень физической подготовленности  и психическое  развитие ребенка тесно связаны между собой двигательная активность стимулирует познавательные, интеллектуальные  и мнемические процессы, ритмические движения осуществляют координацию движений и регуляцию мышечного тонуса. Дети дошкольного  возраста имеют большой объём двигательной активности в режиме дня  и характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, а так же   естественными показателями состояния центральной нервной системы, экономичной работой дыхательной и сердечно - сосудистой систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Итак, в старшем возрасте  у дошкольников  улучшается подвижность, уравновешенность и  устойчивость нервных процессов, снижается частота заболеваний. Однако дети по - прежнему продолжают  быстро уставать  и при перегрузках возникает охранительное торможение.  Поэтому необходимо учитывать  возрастные  особенности старших  дошкольников (6-7 лет), которые являются одним из основных условий эффективности физического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:Введение ……………………………………………………….Глава 1. Использование нетрадиционных методикпо физическому воспитаниюв работе с детьми дошкольного возраста1.1.Фитотерапия1.2.Дильфинотерапия1.3.Иппотерапия1...

Художественное слово в двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Богатейшим подспорьем в организации образовательной деятельности и режимных моментов становится фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут освоить элементарны...

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: ...

Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...