Формирование культуры и искусства подросткового поколения.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Забота о воспитании социально личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Опираясь на Федеральный Государственный Стандарт дети с раннего возраста проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривают картинки, стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kultury_i_iskusstva_v_sotsialno.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
I часть.
Формирование культуры и искусства подросткового поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, культура и творчество.
Забота о воспитании социально личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Опираясь на Федеральный Государственный Стандарт дети с раннего возраста проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривают картинки, стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Это время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоническое взаимопонимание с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Поэтому социально-личностное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способно благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства, для себя, уровень их восприятия и освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия и наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обеднённой и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребёнка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка с самого раннего возраста.
Я согласна с взглядом учёных (В. А. Сухомлинского, Г.С. Тарасова, В. А. Петровского и др.) в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации сферы детей с ранних лет жизни. Исследования В. М. Бехтерева, А. В. Запоротца и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней своё внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать её как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребёнка, создаёт основу для эмоционального контакта между ними. Ребёнок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.
И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребёнка.
Таким образом, музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитывать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.
Дети должны развиваться через познания культурного наследия, чтобы воспитываться так, чтобы в будущем быть способным его приумножить.
II часть.
В нашем дошкольном учреждении приобщение к музыкальному искусству осуществляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями, на занятиях утренней гимнастики, праздниках и развлечениях.
В процессе музыкальных занятий в группе младшего возраста решаются важнейшие задачи в развитии ребёнка. Музыка оказывает благотворительное влияние на развитие всех сфер личности ребёнка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.
Ребёнок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки.
В свободной деятельности первой и второй половине дня, на прогулке я с детьми пою песенки, способствую развитию у них эмоциональной отзывчивости, прививаю интерес и любовь к музыке.
Для развития слуха, голоса в нашей группе имеются записи голосов животных, звуков природы. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием двигаются, подплясывают под песенки из мультфильмов.
В музыкально-театральной зоне для детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, дудочки, бубны, металлофон, которые доставляют детям много радостных минут. А кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
В своей работе стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребёнок мог выбрать именно тот театр, которые ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведниеми устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственног развития.
Детский фольклор — это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Первое знакомство ребенка я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Потешки я подбираю и выразительно рассказываю, потешка помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции. Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки.
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Я произношу их речетотивом или напеваю, при этом дети быстро запоминаютих. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Теплая водичка
Умоет Соне личико,
Пальчики — Антошке,
Анечке — ладошки.
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
Нам покушать нужно.
Потешки во время кормления.
Кормление - очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным, детки с большим аппетитом кушают.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Одевание на прогулку.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Расчёсывание
Рости коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Рости, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Перед сном и при укладывание кукол спать
Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.
Этот пальчик – дедушка
(показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка,
(показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка,
(показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка,
(показывает безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш,
(показывает мизинец)
А зовут его ……..
Список литературы.
- Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду.
- Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы на чувашскую неделю культуры и искусства
План работы на чувашскую неделю культуры и искусства...
« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»
В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...
Цикл занятий по формированию первичных знаний из области культуры и искусства
Цикл занятий по формированию первичных знаний из области культуры и искусстваНа тему: «Народные промыслы»Задачи:Закрепить знания детей о русской матрешке.Учить сравнивать предметы один с д...
«Академия культуры и искусств г. Липецка международный конкурс-фестиваль талантов «Новые звезды искусства»», федеральный уровень, председатель жюри фестиваля, 2019г.
Приказ «О направлении участия в жюри Академии культуры и искусств г. Липецка в международном конкурсе-фестивале талантов «Новые звезды искусства» №56 от 08.10 2019г. АОУ д/с №10 &laq...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА У ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА
Наступившее третье тысячелетие ознаменовано прорывным развитием информационных, научных технологий, что позволяет высокий уровень образования рассматривать как истинное национальное богатство. Достичь...
«Формирования у дошкольников системы представлений о памятниках культуры и искусства Саратовской области»
Актуальность краеведческого образования заключается в том, что в период становления гражданского общества значительно возрастает роль народной культуры как источника развития гражданского и творч...
Почетная грамота за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей. Федер
Министерство Образования и науки Российской Федерации (приказ от 24 апреля 2014 года №328 к-н)...