Формирование культуры и искусства подросткового поколения.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Бакуткина Маргарита Леонидовна

Забота о воспитании социально личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Опираясь на Федеральный Государственный Стандарт дети с раннего возраста проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривают картинки, стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kultury_i_iskusstva_v_sotsialno.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

I часть.

Формирование культуры и искусства подросткового поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, культура и творчество.

Забота о воспитании социально личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Опираясь на Федеральный Государственный Стандарт дети с раннего возраста проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривают картинки, стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Это время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоническое взаимопонимание с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Поэтому социально-личностное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способно благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства, для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия и наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обеднённой и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребёнка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка с самого раннего возраста.

Я согласна с взглядом учёных (В. А. Сухомлинского, Г.С. Тарасова, В. А. Петровского и др.) в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации сферы детей с ранних лет жизни. Исследования В. М. Бехтерева, А. В. Запоротца и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней своё внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать её как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребёнка, создаёт основу для эмоционального контакта между ними. Ребёнок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребёнка.

Таким образом, музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитывать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Дети должны развиваться через познания культурного наследия, чтобы воспитываться так, чтобы в будущем быть способным его приумножить.

II часть.

В нашем дошкольном учреждении приобщение к музыкальному искусству осуществляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями, на занятиях утренней гимнастики, праздниках и развлечениях.

В процессе музыкальных занятий в группе младшего возраста решаются важнейшие задачи в развитии ребёнка. Музыка оказывает благотворительное влияние на развитие всех сфер личности ребёнка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.

Ребёнок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки.

В свободной деятельности первой и второй половине дня, на прогулке я с детьми пою песенки, способствую развитию у них эмоциональной отзывчивости, прививаю интерес и любовь к музыке.

Для развития слуха, голоса в нашей группе имеются записи голосов животных, звуков природы. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием двигаются, подплясывают под песенки из мультфильмов.

В музыкально-театральной зоне для детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, дудочки, бубны, металлофон, которые доставляют детям много радостных минут.  А кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.

В своей работе стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребёнок мог выбрать именно тот театр, которые ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведниеми устного народного творчества. Народ  создал такие  произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем  ступеням его эмоционального и нравственног развития.

Детский фольклор — это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной  силой и красотой.

Первое знакомство ребенка я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.

Отбирая произведения фольклора  для занятий с детьми раннего возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Потешки я подбираю и выразительно рассказываю, потешка помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции. Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся, кушаем и играем. Делаем  гимнастику с малышами, приговаривая потешки.

Я  использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. Я произношу их  речетотивом или напеваю, при этом дети быстро запоминаютих. Они    начинают вводить народные потешки в свои игры — во время  кормления куклы или укладывания ее спать.

Во время умывания  под звуки напевных слов малыш  даст себя  умыть:

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Теплая водичка

Умоет Соне личико,

Пальчики — Антошке,

Анечке — ладошки.

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам покушать нужно.

Потешки  во время кормления.

Кормление - очень важный момент в жизни каждого  малыша. Использование потешек поможет   сделать процесс  еды  веселым и непринужденным, детки с  большим  аппетитом  кушают.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевание на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Расчёсывание

Рости коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Рости, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Перед сном и при укладывание кукол спать

Люли- люли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.

Детку тихо усыплять

Спи малютка почивай,

Спи тихонько отдыхай

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Хорошо успокаивает  расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка

(показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш,

(показывает мизинец)

А зовут его ……..

Список литературы.

  1. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду.
  2. Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на чувашскую неделю культуры и искусства

План работы на чувашскую неделю культуры и искусства...

« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»

В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...

Цикл занятий по формированию первичных знаний из области культуры и искусства

Цикл занятий по формированию первичных знаний из области культуры и искусстваНа тему: «Народные промыслы»Задачи:Закрепить знания детей о русской матрешке.Учить сравнивать предметы один с д...

«Академия культуры и искусств г. Липецка международный конкурс-фестиваль талантов «Новые звезды искусства»», федеральный уровень, председатель жюри фестиваля, 2019г.

Приказ «О направлении участия в жюри Академии культуры и искусств г. Липецка в международном конкурсе-фестивале талантов «Новые звезды искусства» №56 от 08.10 2019г. АОУ д/с №10 &laq...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА У ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА

Наступившее третье тысячелетие ознаменовано прорывным развитием информационных, научных технологий, что позволяет высокий уровень образования рассматривать как истинное национальное богатство. Достичь...

«Формирования у дошкольников системы представлений о памятниках культуры и искусства Саратовской области»

Актуальность краеведческого образования заключается в том, что в период становления гражданского общества значительно возрастает роль народной культуры как источника развития гражданского и творч...