«Формирования у дошкольников системы представлений о памятниках культуры и искусства Саратовской области»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Актуальность краеведческого образования заключается в том, что в период становления гражданского общества значительно возрастает роль народной культуры как источника развития гражданского и творческого потенциала детей и взрослых.
Начиная с дошкольного возраста, у ребенка необходимо формировать представления о том, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где он родился, где живёт он и его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что всё взаимосвязано.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о малой родине, пробудить в них любовь к родной природе, к поселку, в котором живем, помочь осознать значение нашего маленького поселка в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего родного края, а, значит, и страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_formirovaniya_kraevedcheskih_predstavleniy_v_dou.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования у дошкольников системы представлений о памятниках культуры и искусства Саратовской области»
Слайд 2. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в аспекте образования является краеведение. Это изучение истории, культуры, особенностей населения, природы, хозяйства, экологических проблем родного края.
Актуальность краеведческого образования заключается в том, что в период становления гражданского общества значительно возрастает роль народной культуры как источника развития гражданского и творческого потенциала детей и взрослых.
Начиная с дошкольного возраста, у ребенка необходимо формировать представления о том, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где он родился, где живёт он и его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что всё взаимосвязано.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о малой родине, пробудить в них любовь к родной природе, к поселку, в котором живем, помочь осознать значение нашего маленького поселка в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего родного края, а, значит, и страны.
Воспитывая любовь к родному городу, целесообразно показать наиболее характерное, так как любой край, любой город славен своими традициями, памятниками, интересными людьми; необходимо подвести детей к пониманию, что их город – частица нашей большой Родины, что во всех местах, больших и маленьких, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично и характерно для всей страны:
- люди работают на заводах и фабриках, в разных учреждениях, в магазинах, на полях; результаты труда необходимы не только тем, кто живет в этой местности;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- в родном городе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции, отмечаются профессиональные и общественные праздники;
- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду. интерес к культуре родного народа.
Слайд 3
Основные задачи краеведческой работы:
∙ Формировать чувственное, эмоционально-действенное отношение к своему городу, через приобщение к природе, искусству, к прошлому и настоящему нашей малой Родины;
∙ Расширять представления детей о достопримечательностях Саратовской области и города Энгельса;
∙ Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Саратовской области, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
∙ Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край, страну;
∙ Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растению, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Для того чтобы дети могли освоить краеведческие представления, их содержание необходимо перевести в определенный план, организовать образовательный и воспитательный процесс. Успех определяется тем, насколько он системно выстроен
Слайд 4
Система педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка.
Схема 1
Слайд 5.
Совместная деятельность детей и педагога предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка и использует следующие формы и методы формирования краеведческих представлений:
∙ Наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
∙ Целевые прогулки на природу, по городу, в музеи;
∙ Игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
∙ Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
∙ Беседы и разговоры с детьми на краеведческие темы, по их интересам;
∙ Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о достопримечательностях города и области, памятниках культуры, архитектуре, природе;
∙ Опыты, поисковая деятельность;
∙ Просмотр диафильмов, видеофильмов;
∙ Проектная деятельность;
∙ Ведение календарей природы, дневников наблюдений, оформление альбомов;
∙ Различные виды изобразительной деятельности на краеведческие темы;
∙ Экологические и краеведческие досуги и праздники.
В системе краеведческой работы наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении краеведческих представлений в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение в природе и окружающей действительности. Так, например, наблюдая труд работников детского сада, дети видят, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Но нельзя сводить работу только к организации наблюдений, это ограничит круг знаний и представлений детей и не поможет достичь главной цели – познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству. Такую задачу можно решить сочетанием наблюдений с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, работой со справочной литературой, с беседами и встречами с интересными людьми. Тогда ребенку шире откроется окно в мир, ему будет легче сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Опыт, полученный во взаимодействии с педагогом, обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Именно на этом методе мы остановились. В течение всего 2021-2022 учебного года в нашей группе проходил долгосрочный проект по патриотическому воспитанию. Включал он в себя два блока.
Слайд 6
Так как формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды - именно это мы решил отразить в первом блоке, длился он два месяца и за это время ребята узнали о былых временах, о Руси и защитниках земли Русской. Одним за одним мы узнавали былины про богатырей старших и младших, о князях Руси и быте крестьян.
Слайд 7, 8, 9
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. В проект были вовлечены не только дети, но и родители.
Слайд 10
Так начал появляться наш мини музей «Русь, Россия родина моя!».
С января начался второй блок проекта «Я –часть Росси» состоящий из пяти частей.
Слайд 11
Первая часть – Семья. Она позволила нам много узнать о традициях в каждой семье, о значимости семейных ценность, о любви родных и близких, о членах семьи, о дружбе и взаимовыручке, ребята приносили фотографии и рассказывали о своей семье.
Слайд 12, 13 Во второй мы познакомились с историей о самом тяжелом времени для Русского народа – о великой Отечественной воне, о блокаде Ленинграда, о современных защитниках родины, военной технике. Слайд 14 Третья часть была посвящена народному промыслу, изучая различные виды Русского искусства, по средствам нашего мини музея, мы знакомились с традициями, символами России - наш музей наполнился различными новыми атрибутами. Слайд 15, 16, 17 Четвертая часть – это малая родина. Ребята готовили небольшие выступления о улицах, на которых они живут, о достопримечательностях города Энгельса, о известных людях, живших в нашей области. Изучили историю зарождения города, чем была богата наша Саратовская область, рассмотрели флаг и герб Саратовской области, Энгельса. Слайд 18 И заключительная пятая честь посвящена современной России, здесь ребята познакомились с Историей возникновения России, узнали, что такое Государственные символы России, кто такой - Президент, посетили виртуальную экскурсию Москва – столица России. Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, дает почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города и области.
Слайд 19, 20, 21
В этом учебном году мы продолжаем наш проект уже с ребятами из 6 группы, и для более глубокого знакомства с нашей Саратовской областью в проект включили работу по Культурному дневнику дошкольника Саратовской области. Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"
В статье представлен опыт по развитию у детей этических представлений с помощью подвижной игры....
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте....
"Осознание ценности памятников культуры и искусства"
Презентация по Петербурговедению для старших дошкольников и педагогов....
Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...
Презентация Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
род. собрание...
Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».
Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...
Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через реализацию инновационных педагогических практик
Тема развития «мягких навыков» или soft-skills становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается объем информации, необходимой человеку для того, чтобы быть успешным. В быстром...