статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".
статья на тему
В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
С. А. Белоусова,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад№ 65- ЦРР»
(г. Бийск)
Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности.
Человек с рождения испытывает потребность исследовать окружающий его мир. Дошкольный возраст - это время, когда закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Задача педагогов и родителей не упустить благоприятные возможности этого периода, развивать природную потребность ребенка в познании. Активность, которую дошкольник проявляет в процессе познания, принято считать познавательной активностью. По мнению Г. И. Щукиной «познавательная активность» это качество личности, которое рассматривается как стремление к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования поменялись требования к методике воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях, таких как: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и познавательное развитие личности ребенка. Познавательное развитие направлено на развитие любознательности, интересов дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи есть выраженные трудности при обучении. Помимо речевых нарушений у детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Следовательно, нужен особый подход к воспитательно – образовательному процессу, который построен на основе естественного стремления ребенка к получению знаний, умений и навыков. Таким образом,возникла необходимость в использовании исследовательской деятельности. Так как в процессе исследования обогащается память ребенка, мыслительные процессы активизируются, перед дошкольником возникает постоянная необходимость в совершении операции синтеза, анализа, сравнения, классификации и обобщения. Помимо этого ребенку необходимо давать отчёт об увиденном, самостоятельно делать выводы, формулируя словами обнаруженные закономерности, что стимулирует развитие речи. В результате чего дошкольник знакомится с новой информацией, а так же идет накопление фонда новых знаний, умений и навыков.
С этой целью были изучены и систематизированы материалы по исследовательской деятельности, предлагаемые А.И.Савенковым: «Методика исследовательского обучения». Данная методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск, используя доступные методы исследования:
-подумать самостоятельно;
-посмотреть в книге;
-спросить у взрослого;
-понаблюдать;
-провести эксперимент;
-посмотреть по телевидению;
-посмотреть в интернете.
В работе с детьми с ОНР дошкольного возраста была определена следующая цель:
- создание условий для развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством исследовательской деятельности.
В соответствие с поставленной целью были определены задачи:
-организовать предметно-развивающую среду;
-обучать детей умениям и навыкам исследовательского поиска;
- развивать умения использовать исследовательские способности в повседневной жизни и в процессе обучения;
-организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
С целью достижения поставленных задач проводилась работа по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей дошкольного возраста. Этому способствовали:
-наблюдения за объектами и явлениями природы;
-беседы;
- рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, детских энциклопедиях;
- проведение исследований, фиксирование результатов с помощью моделей;
- проведение образовательной деятельности с элементами исследования: «Почему медведи любят мед?»; «Что бывает зимой?»; «Дикие животные. Бурый медведь»;
- чтение художественной литературы: Большая книга «Почему»; «Энциклопедия дошкольника»;
- развивающие игры и упражнения: «Что из чего»; «Кто больше назовет качеств и свойств».
- организация проектов, изготовление макетов и альбомов по лексическим темам.
Для достижения более эффективного результата проводилась работа с родителями. Были организованы мероприятия, которые позволяли понять родителям значимость и важность формирования исследовательского поиска у дошкольников:
- домашняя работа по поиску иллюстративного материала;
- привлечение родителей к организации познавательно-развивающей среды в группе;
-доклад на родительском собрании на тему: «Развитие интегративных качеств выпускника ДОУ через организацию совместной проектной и исследовательской деятельности»
- поощрение «Благодарственным письмом» родителей, медалями детей, за участие в проектах по лексическим темам;
- оформление наглядной информации в виде фотографий, по проведенным исследованиям и экспериментам;
- просмотр образовательной деятельности на родительском собрании с элементами исследования: «Дикие животные. Бурый медведь».
В результате проведенной работы, по итогам мониторинга, у детей с общим недоразвитием речи значительно возрос интерес к окружающему миру, повысилась наблюдательность, любознательность. Помимо этого дошкольники научились:
- фиксировать результаты исследования с помощью моделей;
-задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;
-работать сообща и договариваться между собой.
Таким образом, исследовательская деятельность, стимулирует познавательную активность дошкольника с общим недоразвитием речи, развивает воображение, творчество, формирует представления об объектах окружающего нас мира.
Литература:
- Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: 3. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 160 с.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.-80с.
- Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособи, - СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007. – 128 с., ил.- (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
- http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/specifika-organizacii-raboty-v-oblasti-eksperimentirovaniya-i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка
В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...
статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".
В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....
Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"
В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников....
консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.
В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ РОДНОГО ЯЗЫКА
Дошкольники-прирождённые исследователи....
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....