Проект "Умные ручки"
проект на тему
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umnye_ruchki.docx | 755.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Дет/сад №2 общеразвивающего вида
Проект
«Умные пальчики»
Разработчик проекта:
воспитатель 1кк - Золотарева В.Н.
р. п. Таловая
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Умные пальчики» |
Вид проекта | По составу участников – коллективный по целевой установке – познавательно – игровой по срокам реализации – долгосрочный, тип - творческий, совместно с семьей. |
База реализации проекта | МКДОУ «Детский сад №2 общ.раз.вида «Светлячок» |
Участники проекта | -воспитанники - родители - педагоги |
Сроки и этапы проекта | год |
Актуальность проекта
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику».
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие ( координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Почему нужно осваивать навыки мелкой моторики? На этот вопрос можно ответить одной фразой - ведь речь идет о множестве очень разных навыков. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Навыки моторики позволяют самостоятельно обслуживать себя. Навыки моторики позволяют выразить себя через творчество. Дают возможность приобрести опыт.
Развивая мелкую моторику с помощью рук, ребенок развивает движение речевого аппарата, формируется правильное произношение, успешнее происходит обучение письму и чтению. Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И дети с самого начала стремятся это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися им предметами с помощью рук. Манипуляцией можно назвать большинство навыков, определяющих умение вырезать, складывать, вышивать, решать головоломки, плести, рисовать и т.д. Задачей взрослых является помочь полноценно использовать возможности рук. Чем раньше реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно оно велико на деятельность мозга. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений, которого является ускоренное развитие речи. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа по развитию тонкой моторики кисти пальцев рук оказывает огромное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка. В Японии с двухлетнего возраста в садиках проводится целенаправленная тренировка рук у детей - это стимулирует умственное развитие ребенка. В японских семьях с первого года жизни у малыша развивают пальчики рук. Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть в преодолении речевых нарушений у детей. В сплошь компьютеризованной Японии все виды мышления и воображения подкрепляются складыванием из бумаги - оригами. Японские специалисты доказали, что оригами снимает избыточное нервное напряжение, поддерживает рост памяти, внимания, речи, усидчивость, целеустремленность, интерес к учебе. Детей захватывает игра, от которой не хочется отрываться. Японских специалистов поддерживают и наши сибирские профессора университетов. В университетах студенты изучают оригами!
Анализ внешней среды
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток и т. д.).
Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Анализ внутренней ситуации
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием.
Я работаю с детьми первой младшей группы. Имею II квалификационную категорию. Детский сад работает по комплексной программе «Развитие», углубленно работаю над проблемой «Сенсомоторное развитие детей в художественно – продуктивной деятельности детей в первой младшей группе». Количество детей в группе – 20.
В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. Более у 75% детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Они захватывали разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами.
Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.
Начала свою работу с ознакомления с методической литературой и методикой ведения данной проблемы. Далее подбирала упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я проводила во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2- 3 минуты.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самим маленьким.
В своей работе использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
В течение года я использовала эти игры во всех блоках педагогического процесса: специально организованной деятельности, в совместной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет организация предметно – развивающей среды. В своей группе я постаралась, так создать развивающую среду, чтобы имелись много игр и пособий на развитие мелкой моторики руки. Большую помощь в организации предметно – развивающей среды оказали родители.
Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в коляске, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
Таким образом, можно сделать вывод, что только при систематическом проведении игр и упражнений можно добиваться положительного результата. Поэтому я поставила перед собой цель: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей раннего возраста.
Проблема проекта:
Как правильно использовать «пальчиковые игры» в работе с детьми раннего возраста.
Цель проекта:
Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Развивать мелкую ручную моторику.
- Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.
- Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.
- Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты:
- У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи.
- Развита мелкая ручная моторика у детей.
- Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук у детей.
- У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца.
- Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2014год - май 2015 год.
Работа по проекту ведется в трех направлениях
Работа с педагогами
В работе с педагогами поставила следующие задачи:
- Расширить кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.
- Повысить интерес педагогов к сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
Мероприятия | Сроки |
1. Консультация «Речевая деятельность детей в раннем возрасте» | Октябрь |
2. Консультация «Влияние сенсорного развития на детей раннего возраста» | Ноябрь |
3. Консультация «Конструктивная деятельность детей в раннем возрасте» | Декабрь |
4. Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста» | Январь |
5. Семинар практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | Февраль |
6. Презентация проекта «Умные пальчики» | Март |
7. Открытое занятие «Умные пальчики» | Апрель |
8. Методические приложения -План работы кружка «Пирамидка» | Май |
Работа с детьми
В работе с детьми поставила следующие задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения.
- повысить интерес малышей к пальчиковым играм, превратив их в занимательную игру.
Работа по мелкой моторике ведется во всех воспитательно – образовательных блоках.
Специально организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
|
- физкультминутки; - пальчиковые игры; - массаж пальцев рук; - артикуляционные гимнастики и т.д.
|
куклы, машины.
|
Сроки мероприятий – в течение года
Работа с родителями
В работе с родителями поставила следующие задачи:
- Ознакомление родителей по данной теме.
- Привлечение родителей к активному участию.
Мероприятия | Сроки |
1. Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь» | Октябрь |
2. Активное участие родителей в оформлении группы | Сентябрь- октябрь |
3. Анкетирование | Октябрь |
4. Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике» | Ноябрь |
5. Выпуск стенгазеты «Расти здоровый малыш» | Декабрь |
6. Индивидуальные работы, домашние задания | Декабрь - Январь |
7. Совместные праздники | Март |
8. Игровые тренинги | Февраль |
9. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев | Март - Апрель |
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Критерии реализации проекта
Педагоги:
1.Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
- консультации
- семинары - практикумы
2. Показ открытого занятия показал о значении сенсомоторного развития детей раннего возраста.
3. Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности детей в раннем возрасте» распространен среди педагогов.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использование игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Обучение среди родителей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи.
2. Советование родителям учить ребенка манипулировать предметами.
3. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
4. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т.д.
Распределение реализации по этапам проекта
№ | Этапы Сроки | Задачи |
1 | Подготовительный | 1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. 2. Провести диагностическое обследование по мелкой моторике до начало учебного года. 3. Привлечь родителей к материальному освещению группы. 4. Провести консультации, рекомендации с родителями по использовании мелкой моторики. |
2 | Исследовательский | 1. Разработать методические рекомендации для родителей. 2. Развивать у детей общую и мелкую моторику рук. 3. Занятия по изобразительной деятельности. 4. Расширить знания родителей по использованию пальчиковых игр в обучении и воспитании детей. 5. Памятки, рекомендации. 6. Просмотр видеофильма открытого занятия с родителями. 7. Рисунки, подделки детей. 8. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д. |
3. | Обобщающий | 1. Провести диагностическое обследование по мелкой моторике в конце учебного года. 2. Показ занятия использованием моторики с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...