Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования
консультация (средняя группа) на тему
В этой консультации сообщается о том, как конкретно формируется эмоциональный опыт в процессе рисования у дошкольников средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_emotsionalnogo_opyta_u_doshkolnikov_v_protsesse_risovaniya.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №32
г.Каменск-Шахтинский
Консультация по самообразованию на тему: Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования(средняя группа)
Выполнил:
воспитательМБДОУ
детского сада№32
МасловаН.Г.
02.2015г.
Введение
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоционального опыта ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, Ф. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетезируют и организовывают восприятие, мышление и действие". Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важных, приоритетных задач воспитания.
Развитие эмоционального опыта ребёнка нашло своё отражение в отечественной детской и социальной психологии: в работах таких выдающихся учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ф. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. Н. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Л. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.)
К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были в полной мере востребованы педагогической практикой. Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают :личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Возникает необходимость в качественном развитии эмоциональной сферы.
То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшимся у него современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональный опыт. Современные дети стали меньше отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционального опыта, очень актуальна и важна.
Значимость данной разработки заключается в том, что теоретические и практические знания помогут в семье понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребёнку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами.
Таким образом, педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.
Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которая обеспечивается благодаря успехам ребёнка в разных видах деятельности. Высокую самооценку подкрепляет успешность в обучении, популярность среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребёнка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давать понять, что для педагога он важен и значим.
Необходимость опыта, новизна педагогических идей, приёмов, методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятыми практиками.
Наши занятия помогут научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учим пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Также мы стремимся чтобы дети постепенно осознали: одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разные настроения; что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои ощущения и переживания.
Многие занятия нашей работы для детей среднего возраста предусматривают использование знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.
Специальные занятия предоставляют возможность побеседовать со старшими детьми о чувстве страха и одиночества. Однако не следует забывать и о правилах безопасного поведения: нельзя воспитывать в детях абсолютное бесстрашие, напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаёшься один дома). При этом целесообразно побеседовать с детьми о необходимости доверия к близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.
В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Мы учим их не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.
В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.
Знакомя детей с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно рассказать, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих друг к другу.
Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.
Использование новых подходов и путей воздействия для достижения цели.
Для развития эмоционального опыта у детей мы проводили познавательные занятия, на которых использовали разнообразные методические приёмы для знакомства детей с эмоциями. При составлении серии занятий мы предусматривали знакомство только с восьмью эмоциями. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Мы же будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а так же как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Мы, полагаем, что знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого этапа работы. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой, а также упражняются в изображении новых эмоций.
СРЕДНЯЯ ГРУППА Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД) первого этапа:
- познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
- учить детей различать эмоции по схематическим изображением;
- учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
- продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- учить слушать и понимать музыкальные произведения;
- учить отражать эмоции в рисовании.
Цель НОД второго этапа:
- продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха, удивления;
- закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
расширить представления детей об эмоциях, предлагая их дифференцировать;
- развивать эмпатию, воображение;
- закреплять умения рисовать знакомые эмоции;
Цель НОД третьего этапа:
- учить детей эмоционально отзываться на переживания других людей, т. е. развивать эмпатию. И отражать эти эмоциональные переживания в рисовании.
Четвёртый этап заключительный:
- итог работы с детьми развлечение «Страна сказок».
Руководство формированием эмоционального опыта в процессе рисования
I этап
1. Проживание эмоционального состояния.
2. Вербальное переживание.
3. Мимическое отражение.
4. Знакомство с опытом сверстников.
5. Знакомство с культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка) .
6. Отражение эмоций в рисовании.
II этап, как первый, но добавляется дифференциация и распознавание эмоций.
Ill этап
1. Знакомство с литературными произведениями.
2. Распознавание эмоций.
3. Сопереживание эмоциональному состоянию литературных персонажей и людей.
4. Отражение своих сопереживаний в рисовании.
IV этап
1. Распознавание эмоций.
2. Мимическое отражение.
3. Сопереживание эмоциональному состоянию литературных персонажей.
4. Отражение своих сопереживаний в рисовании.
Для достижения поставленной цели: выявить психологические условия накопления эмоционального опыта дошкольников в процессе рисования мы организовали психологические условия для формирования эмоционального опыта у детей в процессе рисования. Мы провели серию НОД, которая состоит из четырёх этапов в средней группе и трёх этапов в старшей группе. На занятии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой, а также упражняются в изображении эмоций.
Работу на первом этапе в средней группе мы начали со знакомства детей с основными эмоциями (радость, горе, страх, удивление, гнев). Дети учились понимать свои чувства и чувства других, рассказывать об этом и рисовать. Не все дети сразу раскрылись, некоторые вели себя скованно и зажато, отказывались от выполнения этюдов. Например, Егор сидел надувшись, сложа руки; Даниил Н. не хотел рисовать. Постепенно дети привыкли к таким НОД и не протестовали, а активно играли со всеми детьми. Также многие дети сталкивались с трудностью в обозначении своих эмоций, в высказывании своих впечатлений.
На втором этапе детям предлагалось на НОД закрепить полученные знания об эмоциях, дифференцируя их, а также рисовать знакомые эмоции. На этом этапе дети испытывали сложность в том, что нужно было различать сразу по две-три эмоции. А также им необходимо было работать коллективно, что вызвало определённые трудности. Например, небольшая подгруппа детей на листе бумаги должна была нарисовать рисунок, обозначающий одну эмоцию. С помощью воспитателя трудности были преодолены и дети научились работать сообща, понимать желание других и учитывать их.
На третьем этапе задача была усложнена: детей учили эмоционально отзываться на переживание других людей и отражать эти переживания в рисовании. Дети рисовали по содержанию стихотворений Б. Заходера "Кискино горе", А. Барто "Мяч"; по содержанию этюдов Б. И. Чистяковой "Новая кукла", "Собака лает и хватает за пятки", этюд по сказке "Снегурочка".
В своих рисунках большинство детей правильно отражали настроение героев стихов, сказок, этюдов.
На четвёртом этапе был подведён итог работы с детьми в средней группе — проведено развлечение "Страна сказок".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение формирования чувства цвета старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи
Статья о педагогическом сопровождении формирования чувства цвета у старших дошкольников в процессе рисования по мотивам Городецкой росписи....
Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...
Формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе овладения основных видов движений.
В процессе образовательной деятельности гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность−естественная потребность ребенка в движен...
Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".
Тему опыта работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...
Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи
Формирование чувства цвета у дошкольников в процессе рисования по мотивам городецкой росписи...
«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...
Описание опыта работы по теме: «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста»
Тему опыта работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...