Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гладкова Елена Николаевна

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность ребёнка и её внутренний мир.

Социально-личностное развитие - это формирование отношений к себе и окружающему, а также социальных мотивов и потребностей

Социальное развитие связано с формированием "Я - концепции", т.е. осознание ребёнком себя как личности.

Социально- личностное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования.

Анализ литературы и практики ДОУ выявил противоречия между необходимостью социального развития детей и отсутствием условий для социально - личностного развития дошкольников была сформулирована проблема, которая заключается в преодолении противоречий путём создания условий, обеспечивающих социально- личностное развитие детей дошкольного возраста. Именно по этой причине мной была выбрана тема: «Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ» .

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить влияние условий для социального развития детей.

Поставлены следующие задачи:

- создание условий для формирования личности ребёнка дошкольного возраста ;

- планирование системы мероприятий для развития детей дошкольного возраста в ДОУ.

Гипотеза: Социально-личностное развитие будет успешным, если:

1.Создать необходимую предметно-развивающую среду.

2.Разработать и реализовать комплекс мероприятий направленных на социально- личностное развитие детей.

Объектом исследования является процесс социального развития детей.

Субъектом исследования является воспитания личности ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Разработка проблемы становления  внутреннего мира ребёнка  в педагогической науке и практике получила сравнительно недавно.  Долгое время главными критериями и ориентирами  успешности педагогической работы с ребёнком были уровень развития детей, степень овладения ими  знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки  новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир.     Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни  делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией  на приобретения знаний характерной особенностью образования  дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребёнке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам  формирования психики, концентрации сознания ребёнка  на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическими и социальными началами в человеке обуславливают возникновение движущих  сил для  его развития.  По мере освоения  человеком социальной действительности, накопление социального опыта происходит  становление его как субъекта. Однако на ранних  онтогенетических этапах  приоритетной  целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать этого в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребёнка  может стать её подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки  возрастным особенностям( приобретениям) детей, а с учётом их Это понимание в  определённой мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребёнка представлений о себе, Своём сущностном «Я».

            В первые семь лет ребёнок проживает  три основных периода  своего        развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом      навстречу  общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Ребёнок не оказывается перед окружающим миром один на один.  Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение.

Ребёнок развивается, не пассивно  воспринимая от взрослых  информацию о себе, а главным образом  в процессе  деятельности, общения.

       Поведение дошкольника, так или иначе,  соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.  Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способности приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

      В процессе взаимодействия с  внешним миром дошкольник, являясь  активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.

      Основой построения программы является её ориентация на  природную любознательность дошкольника,  в том числе на его интерес к себе, восприятие ребёнка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

ОСНОВНЫЕ    РАЗДЕЛЫ  ПРОГРАММЫ.

 Учитывая вышеизложенные особенности, программа поэтапного социально- личностного  развития ребёнка - дошкольника, его движение по пути самопознания  представлена  в следующих разделах:

        1. Я среди других.

        2. Что я могу.

        3.  Я и другие.

Базисной для всех этапов  является идея: « К познанию мира – через познание себя».

     Раздел «Я среди других». Решается задача  познания ребёнком  себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

     Раздел « Что я могу?»  Представлены игры, занятия и тренинговые  упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

     Раздел « Я и другие». Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком  своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных  социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребёнку нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я- концепции».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время о...

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотнош...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста          В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых ...